Мастер-класс для педагогов «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.
консультация

Ермилова Марина Владимировна

Мастер- класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_eksperimentirovanie.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 38

Мастер-класс:

«Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.

Подготовила и провела

воспитатель:  Ермилова М.В.

март 2018

г. Солнечногорск

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

2. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

3.Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

  • Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообраз-

нее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму » Это отражает всю сущность окружающего мира.                

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.

 Главное достоинство метода экспериментирования в детском      саду заключается в том, что в процессе эксперимента:                        

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;                            
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие Маши». Жила-была девочка Маша и решила она пойти к своему другу Мише. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, и всё ей вокруг было интересно. Девочка увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти увидела прекрасные цветы.

Опыт № 1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. 

Воспитатель: Маша долго любовалась красотой раскрывшихся кувшинок, вдруг она услышала, чей то плач, посмотрев вокруг она, увидела маленького ежика. - Почему ты плачешь? Спросила его Маша. Ёжик ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда. - Не плач, я помогу тебе, сказала Маша.

 Опыт № 2 Нам понадобится пластилин и бусинки. Положите бусинки в воду, и они сразу утонут. То же сделай с пластилином – он утонет. Выньте пластилин и бусины из воды. Пластилин расплющьте и сделайте из него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Спустите лодочку на воду. Вы увидите, что пластилин будет плавать на поверхности воды, в него даже можно положить стеклянные бусины, он всё равно не утонет. 

Воспитатель: Почему? Килограмм воды занимает больший объем, чем килограмм пластилина. Значит, пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые,  именно поэтому наша «лодка» держится на воде.

Воспитатель: Помогла Маша ёжику и пошла дальше. Идет она лесом, и увидела она не затушенный костёр.

Опыт № 3 Вам понадобится свечка, зажигалка и стеклянная банка, блюдце. Положите свечку на блюдце, зажгите, накройте сверху банкой. Наблюдайте. Постепенно огонь на свечке потухнет.

Воспитатель: Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

Воспитатель: Как только красная шапочка потушила костер, подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт № 4 Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. 

Воспитатель: Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, собирается в тучу и возвращается в виде дождя на землю.

Воспитатель: Маша не заметила, как пришла к домику  Мишки. Он угостил ее апельсинами.

Опыт № 5 Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем почистите другой апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно.

 Воспитатель Почему апельсин в кожуре плавает, а почищенный апельсин тонет? В кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

 Воспитатель: Сколько всего интересного было у Мишки, а больше всего Маше понравилась «волшебная рукавичка»

Опыт № 6 Металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаю педагогам взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной. -Объясните: почему? При рассматривании рукавички, они находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть предметам.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я. 
Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.
Как говорил А.С. Пушкин: «И опыт – сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг», а китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму » Это отражает всю сущность окружающего мира. Опыт может не всегда получится с первого раза.  Надеюсь у нас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Презентация о значении экспериментирования для развития детей. Раскрывается понятие эксперимента и важности детского экспериментирования в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольног...