Методическая разработка «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной игры»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Сырбу

Данная методическая разработка включает в себя различные возможности использования театрализованных игр для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Все предложенные варианты театрализации  могут быть использованы воспитателями в детском саду на их усмотрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_ns_-_portala.docx27.38 КБ
Файл foto_.docx778.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной игры».

Главные тезисы методической работы – «Не навреди!» и «Учиться надо — играя!».

Основная задача педагога детского коллектива – помочь ребятам избавиться от комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя.

Главная цель детского творчества – создать среду творческого общения, которая помогает каждому раскрыть свои способности. Застенчивые дети смогут развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, обрести настоящих друзей и в итоге приобрести уверенность в себе. А дети гиперактивные, импульсивные в творческой игре выплеснут избыток энергии и агрессии, научатся перенаправлять свои негативные эмоции в позитивное русло.

Цель данной методической работы – познакомить с основной методикой преподавания театральных игр в детском коллективе (4 - 8 лет), дать общие представления о современных технологиях детского театрального воспитания.

Важно понять, что мы не воспитываем актёров и не готовим детей для поступления в театральные училища и ВУЗы, мы просто раскрываем возможности, способности и талант самого ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.

        Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) – это просто необходимо в работе с детьми данного возраста. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость.

        С участниками театральных действий (4 - 8лет) можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ – ОЦЕНИЛ – ДЕЙСТВУЮ.

Часть I. Театральные игры для начинающих.

Умения и навыки: 

  • коллективность в выполнении заданий;
  • управление своим вниманием (к предмету, партнёру);
  • распределение внимания;
  • развитие фантазии;
  • знакомство с собственным телом, умение управлять им;
  • начальная способность фиксировать и осмысливать особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства (музыка, живопись);
  • выявление различных возможностей поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

1. «Разведчики»: руководитель театрального коллектива встречает вновь пришедших на занятия у входа в здание, группирует их всех в фойе. Когда собирается группа полностью, он произносит тоном заговорщика: «Тихо! Мы – разведчики. Кругом враги, нам надо найти актовый зал, в котором будем заниматься, там мы будем в безопасности. Открыли ротики и показали язычки, «отвинтили» их и убрали в кармашек, чтобы не болтать, а теперь пошли! Ничего не бойтесь! Я рядом!» Руководитель по ходу придумывает всевозможные «заманки» (то обнаруживает одинокого котёнка, то просит на цыпочках пройти около двери, за которой спит Карабас-Барабас… но, никаких пугающих страшилок!). Дети обычно с удовольствием играют в разведчиков, а заодно не отвлекают от занятий участников других коллективов.

2. «Полукруг» – руководитель усаживает ребят в полукруг и начинает первое знакомство (язычки из карманов возвращены на место): каждый называет своё имя, рядом сидящий повторяет это имяи называет своё и т. д. Каждый придумывает себе псевдоним, рядом сидящий повторяет и называет свой и т. д. Пересаживаются по цвету волос: от самых светлых волос – до самых тёмных. Пересаживаются по росту.

3. «Хваталочка» – руководитель обращается к детям: «Я – волшебник. Сейчас превращу вас… крабле-крабле-бумс! В маленьких собачек!». По хлопку дети встают и двигаются к волшебнику. Пластика собачек, у каждого свой лай. Дойдя до руководителя, все ставят по указательному пальчику под ладонь - крышу волшебника, и все хором произносят текст «хваталочки»:

- По болоту ло-ту-ту плыл охотник на плоту.

Перед ним, как тень из мрака, выпрыгнула… собака!»

        На последнем слове ладонь волшебника сжимается и хватает зазевавшийся пальчик. Задача каждого вовремя «убежать», но в образе собачки. Можно превращать ребят в медведей, кошек, в рыбок. Дети проявляют свою актёрскую фантазию и изобретательность.

4. «Неправильное пение» – руководитель: «Как правильно петь – знают все. Мы будем петь не по правилам». Поём (называет любую детскую песню): зажав носик пальцем, набрав в рот воды, втянув внутрь щёки, закусить нижнюю губу…

5. «Аплодисменты» – руководитель: «Спели песню, а теперь по аплодируем друг другу. Но аплодисменты бывают разные: бурные –восторженные; громкие – подбадривающие; сдержанные – деликатные; ленивые – снисходительные; заискивающие – подхалимские». Вместе с руководителем дети воспроизводят аплодисменты.

6. «Кошечка, мяукни!» – одному из играющих – тому, кто выбран водить – завязывают платком глаза. Остальные садятся по кругу на стулья и вытягивают вперёд правую руку. Водящий подходит к любому из участников игры, берёт его за руку и просит: «Кошечка, мяукни!». Тот должен мяукнуть. При этом можно изменить свой голос. Водящий должен угадать, кого он взял за руку.

7. «Поймай колокольчик» – дети берутся за руки, двум-трём завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им, а остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увёртывается от тех, кто его ловит и тоже «вслепую». Кто поймал «звонаря», тому колокольчик и достанется – теперь быть «звонарём» его черёд.

8. «Угадай, кто хозяин?» – руководитель показывает ребятам картинки с изображёнными предметами. Надо угадать, кому из героев сказок они принадлежат. Это могут быть: золотое яичко, волшебное зеркальце, хрустальный башмачок, красная шапочка, разбитое корыто, аленький цветочек… Заодно можно поговорить с ребятами о любимых сказках.

9. «Объясни мне!» – дети должны ответить на вопросы руководителя и объяснить: - Почему помидор красный? Откуда у редиски хвостик? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев? Почему огурец пупыристый? Руководитель обязательно отмечает лучшее объяснение.

10. «Бедный котёнок» – водящий показывает нам котёнка; переходя от одного играющего к другому, он становится на четвереньки, мяукает, урчит. При этом без конца строит рожицы. Тот, к кому обращается «котёнок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький-бедный, чёрненький-чёрный котёночек, кис-кис!». Если же водящему удалось заставить кого-то улыбнуться, он и становится теперь «котёнком», и игра продолжается.

Речевые игры для начинающих.

        Голос современных детей формируется в крайне неблагоприятной среде (шумовой барьер, голоса окружающих ребёнка людей сливаются с агрессивной музыкой, которая «обваливается» на ребёнка с экрана телевизоров, монитора компьютеров). В результате формируются агрессивные, крикливые голоса. У застенчивых детей, наоборот, от звуковых перегрузок голоса сникают, становятся бесцветными, слабыми. Многие дети говорят тихо, невнятно. Гласных в речи практически нет, согласные произносятся не всегда ясно, речевой аппарат работает плохо, цедят сквозь зубы, рот не раскрывается, губы ленивые, челюсти сомкнуты. При выполнении рекомендуемых речевых игр речь становится красивой, осмысленной. В творческом багаже ребят десятки скороговорок, детских стихов, различных поэтических текстов, речевых игр на развитие мышления, памяти, фантазии и воображения. Детей необходимо накормить дыханием и включить в звучание головной и грудной резонаторы, что и позволяют речевые игры, которые проводятся вместе с играми театральными.

Умения и навыки:

развитие речевого слуха;

воспитание энергии звучания, полётности голоса;

соединение глубокого дыхания с голосом;

умение действовать словом;

выработка навыка правильного звукопроизношения;

исправление речевых недостатков.

1. «Звукоряд» – научим детей правильной артикуляции при произнесении букв И-Э-А-О-У-Ы. Усложним задание: прибавим к звукоряду звукосочетания ПБ, ТД, КГ, ВФ, РЛ, СЗ. Получим два вида звукоряда, например: ПИ-ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫ и БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ. Научившись чётко произносить данный звукоряд, ещё раз усложним его:

ПИБИ-ПЭБЭ-ПАБА-ПОБО-ПУБУ-ПЫБЫ и БИПИ-БЭПЭ-БАПА-БОПО-БУ-

ПУ-БЫПЫ.

         Овладев всеми речевыми структурами, подключаем к звукоряду движение. ПБ – жонглёры (звучим и жонглируем звуками, как мячиками, подкидывая звуки вверх и ловя их). ТД – стреляем (в руках якобы пистолеты, и мы звуками поражаем цель). КГ – колдуны (звучим и совершаем магические взмахи руками над котлом с волшебным зельем). ВФ – молитва (руки поднимаем вверх, и звук посылаем вверх). РЛ – барабанчик (выстукиваем звукоряд ладошками по столу).

СЗ – часики (склоняемся в низком поклоне, руки опускаем вниз и звучим, размахивая руками, как маятником).

2. «Пропала собака» – руководитель сообщает участникам игры: «Ребята, у меня пропала собака Бобик, на одном дыхании 10 раз позовите собаку». Сначала зовут все вместе. Далее каждый звучит отдельно.

3. «Ворона» – руки детей – крылья. Взмахивая «крыльями», они произносят:

Воррона крричала: «Которррый чассс,

Которррый час может быть сейчассс?

Если чассс, если ррровно чассс,

То я опоззздала ррровно на чассс».

(ребята «летают» по комнате; р – звонкое, интенсивное).

4. «Змея» – рука-змея, кисть руки – голова змеи.

Ползззёт и шшшепчет дажжже камышшшу:

«Дружжжи сссо мной, иначчче укушшшу!»

(ребята пробуют передать характер змеи, фиксированное звучание на «з», «ж», «ш»).

5. «Бабушки» – локти прижаты к бокам, сначала медленно, затем интенсивнее бьём себя по бокам, приговаривая:

«Ахти! Ахти! Ахтушки! Разахалися бабушки!

Ахти-ах! Ахти-ах! Удержались на ногах!»

(с разными интонациями: радостно, удивлённо, сплетничая и т. д.).

6. «Артикуляция по-детски» – весёлый язычок:

покусали кончик языка, как мама шинкует капусту;

покусали язык с кончика до середины и с боков;

представили, что вы – собачка, перед вами мисочка с остатка-

ми вкусной еды, вылижите язычком воображаемую тарелку дочиста;

начинаем играть в болтушечку – это быстрое болтание языка между губами со звуком «ла-ла-ла», а потом начинаем болтушечку в стороны, вправо и влево со звуком «ла-ла-ла»;

чистим зубы язычком, как зубной щёткой;

язычком, как шпагой «протыкаем» щёки;

язычком дотянутся до носа и до подбородка;

круговое вращение языком.

7. «Комарики» – массаж лицевых мышц. Воображаемый комарик садится по очереди, то на лоб, то на щёки, то на подбородок. Прогонять его будем движением лицевых мышц. Прилетает стая надоедливых комаров –шевелится всё лицо.

8. «Звукоподражатель» – медленно озвученный выдох. Вспомним звуки природы и воспроизведём их:

свистит ветер – сссс….

шумит лес – шшшшш….

жужжит пчела – жжжж…

звенит комар – зьзьзь…

летит шмель – жьжьжь…

заводится мотоцикл – рррр… и т. д.

9. «Упругие губы» – боремся с вялостью губ, вялость губ препятствует правильному формированию звука:

свисток (губы вытянули хоботком вперёд), улыбка (широко растянули губы),

говорящая кукла – нижняя губа опускается и открывает нижние зубы, затем возвращается на место, зубы сомкнуты,

поочерёдное натягивание губ – верхняя на нижнюю, потом нижнюю на верхнюю,

10. «Играем в звуки» – ввинчиваем звук «С» ногой в пол, теперь подбрасываем его ногой, как бы играя в футбол, рукой можем подбрасывать вверх звук «М», ребёнок сочиняет и показывает придуманные им самим игры в звуки.

11. «Надувные куклы» – ребята встают парами, один из них берёт на себя роль продавца, второй – роль куклы. В начале игры кукла сдута, продавец закачивает при помощи воображаемого насоса воздух на активный звук «С», постепенно кукла надувается, продавец отключает насос, и кукла сдувается на звук «Ш». Потом роли меняются.

Музыкальные произведения и воспитание эмоций.

        Музыка оказывает благотворительное эмоциональное влияние на детей, гармонизирует духовные и биологические процессы, происходящие в них. Музыка учит выявлять эмоции.

        Можно просто попросить ребят послушать музыкальный отрывок и при вторичном прослушивании прожить маленький кусочек жизни выдуманного ими персонажа… Вариантов много, но нужно учитывать, что музыка при всей своей эмоциональности создаёт жёсткие темпо-ритмические рамки. Слово, произнесённое на музыке, должно быть соотнесено с музыкой не только смыслово, звуково, но и ритмически. От этого в музыкальных этюдах текст очень скоро становится формальным, они допускают минимум слов. Музыка идеально создана и для театральных игр. Вот всего два примера:

1. Бал у Мухи-Цокотухи – попробуйте показать насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать (под «Камаринскую») Тараканы, Бабочки, Кузнечики, Стрекозы и Майские жуки.

2. Танцы Золушки – она всегда любила танцевать, но свободного времени у неё не было. Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она: гладила бельё, мыла посуду, вытирала пыль (на музыку из мультфильма «Золушка»).

        После прослушивания музыкального отрывка из балета «Чиполлино» К. Хачатуряна можно предложить ребятам вылепить фигурки персонажей из пластилина и разыграть на плоскости стола одну из сцен из «Чиполлино» или выйти на сцену самим и при помощи пластики показать полюбившегося персонажа (его походку, его действия).

        Можно использовать музыку и в качестве музыкальных загадок. Отгадки «кто бы это мог быть?» участники вашего театрального коллектива показывают движением, без слов. Волк, Лисица, Воробей и т. д.

Старайтесь не подсказывать им и только после предложенных ими неверных пластических вариантов подведите их к верному ответу.



Предварительный просмотр:

ФОТОГРАФИИ

Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Изображение выглядит как человек, внутренний, набитый  Автоматически созданное описание   Изображение выглядит как внутренний, человек, окно  Автоматически созданное описание

Сценки «На приёме у доктора Айболита»; «Яблоко»

Изображение выглядит как внутренний, человек, группа, спальня  Автоматически созданное описание   Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие воображения у дошкольников посредством игры"

laquo;Развитие воображения у дошкольников посредством игры».Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления, или идеи. Это способность сознания с...

Развитие коммуникативных навыков детей посредством театрализованной деятельности

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Проблема коммуникативны...

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...