«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
проект на тему

Семянникова Людмила Геннадьевна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pechat.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

педагог 1 кв.к.

МБДОУ №197

Семянникова Л.Г.

C:\Users\детский сад 197\Desktop\фото люда конкурс\P1230009.JPG

2014г.

  1. Актуальность

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и  творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

 По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. развивается эмоционально - волевая сфера;

7. происходит коррекция поведения;

8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

  1. Методическое обоснование

Театрализованные игры делятся  на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Театрализованная  деятельность  включает в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры - драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность строится по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Методика работы с детьми в средней группе

Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях и повторно выразительно читает ребятам.

Работа над ролью

  1. Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.), и вновь выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  2. Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
  3. После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
  4. Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т. п.).

Надо дать детям возможность как можно более естественно поиграть в Дюймовочек, Золушек и т. п. Цель подобной деятельности должна быть такова: театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развитии фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков.

Театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

III. Цель

Цель: формирование коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через вовлечение их в театрализованную деятельность.

IV. Задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

V. Новизна проекта.

При организации театрализованной деятельности требуется значительная подготовительная работа, в частности для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.

Большое внимание должно быть уделено куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Все куклы для театра в изготавливаются детьми из пластилина. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения.

VI. Участники проекта.

     -воспитанники  средней группы

     -воспитатель

     -родители

Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников, на которых направлен данный проект

У детей пятого года жизни уже достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилось регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Могут обыгрывать свои поделки. Дети становятся более внимательными к процессу восприятия умений и навыков.

VII. Сроки реализации.

Проект рассчитан на один год.

Реализация проекта осуществляется в

- образовательной деятельности

-в совместной деятельности педагога и детей;

-совместной деятельности с семьей.

Общая нагрузка проекта программы равна 300 минутам в данной возрастной группе, что составляет 10% от общего объема основной общеобразовательной программы.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через кружковую работу.

Возраст детей

ОД(кружок)

Совместная деятельность

педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

4-5 лет

20минут

170 минут

80 минут

30 минут

VIII. Ожидаемые результаты

В результате работы у детей:

  • Сформирован устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Имеются представления об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Сформирована диалогическая речь;
  • Сформирован навык использования разных форм взаимодействия между детьми;
  • Сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • Сформировано умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
  • Развито представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Сформировано умение проявлять инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Подготовительный этап.

• Создание рабочей группы.

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

•Изучение современных требований к содержанию и организации театрализованной  деятельности дошкольников.

• Анализ состояния театрально-игровой деятельности детей.

• Анкетирование родителей.

• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

• Определение личного вклада каждого участника проекта.

•Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации.

• Разработка критериев эффективности проекта.  

Основной этап.

Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

Заключительный этап.

Анализ достигнутых результатов по реализации проекта, проведение мониторинга освоения проекта.

Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.

Распространение опыта. Презентация проекта в детском саду, на личном сайте педагога Семянниковой Л.Г.

Востребованность проекта.

Проект может быть использован в условиях детских садов.

Используемые источники.

1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.

2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.

3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.

4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.

5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004

6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал


Темы образовательной деятельности (кружка)

Сентябрь

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Виды театров

Истоки зарождения театра. Знакомство с видами:

- кукольный театр;

- настольный;

- игры-забава.

Игры на расслабление различных групп мышц:

«Пчёлка мешает спать»,

«Кулачки»,

«Пружинка»

Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу:

«Подарки»,

«Приветствие»,

Этюд «Вот он такой».

2 неделя

Что такое театр

Устройство театра (сцена, зрительный зал, костюмерная и т.д.)

Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение «Фото друзей».

Создание игровых ситуаций:

 «Разговор по телефону»

3 неделя

Что такое театр

Профессии театра

Игры-импровизации:

«Игра в другого человека»,

Этюд «Удивление».

Игра-драматизация:

«Красная шапочка» или

 «Колобок».

4 неделя

Театр как одно древних искусств

Первые актёры (петрушки), знакомство с историей возникновения театра (обряды, игры)

«Отражение в озере»

«Свет мой зеркальце, скажи»

«Кто такой «Я»

Октябрь

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Наши чувства:

- слова;

- азбука настроения.

Игра в слова, выполнение упражнений. Понятие «настроение», виды настроений.

«Сочинение рассказа о котёнке Тиме»

«Карлсон»

«Солёный чай»

2 неделя

Наши чувства

- Эмоции

Понятие «эмоции». Подбор подходящего цвета для определения эмоционального состояния (раскрашивание).

Этюды: «Любопытство», «Театральные маски»

3 неделя

Наши жесты и движения

Этюды на имитацию

«Я как зайка…»

«Знакомство с лисой»

4 неделя

Восприятие мира

Тренинги

«Эмоциональные руки»

«Движения по залу»

Ноябрь

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Как я помню то, что помню?

Игра-драматизация

Игра на развитие зрительной памяти

«Хомячок-молчун»

«Художник»

Рассматривание сюжетных картинок

2 неделя

Виды театров – театр из пластилина

Лепка

«Сказка о дедке и бабке, с кем они жили и с кем подружились».

3 неделя

Актёрское мастерство

Игры для создания атмосферы свободного общения

«Походка»

«Запрет»

4 неделя

Актёрское мастерство

Этюдный тренаж на развитие внимания

«Запрещённое движение»

«Слушай звуки»

«Что изменилось?»

Декабрь

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Работа над постановкой голоса

Артикуляционная гимнастика

Произношение скороговорок

Гимнастика губ, языка

«Кто больше»

«Разные голоса»

2 неделя

Актёрское мастерство

Выполнение этюдов, тренингов на раскрепощение

«Песенка хлопками»

«Живая иллюстрация»

3 неделя

Работа над сценической речью

Озвучивание персонажей (мультфильма)

Тренинги

«Новый год»

«Царевна-Несмеяна»

«Зоопарк»

4 неделя

Постановка к Новому году

«Расскажи стихотворение»

                        Январь

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

3 неделя

Коррекционно-развивающая работа

Игры-этюды по выявленным психологом патологическим доминантам

Застенчивость:

   «В гостях, но под диваном…»

Агрессивность:

   «Осторожно, злая собака»

Страхи:

   «Ночной гость»

   «Собака не хочет оставаться одна»

4 неделя

Виды театра

- театр 5 пальцев

- теневой театр

Игры на рассматривание:

   «Шарик»

   «На берегу моря»

   «Львёнок и черепаха»

Февраль

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Мы смеёмся

Развитие чувства юмора

Народная игра «И я»

   «Небылицы»

2 неделя

Пластика – элемент оздоровления и самоценное театральное искусство

Координация движений и равновесия

Движение и музыка

«Неудобная поза»

«Ласточка»

«Повтори движение под музыку»

3 неделя

Пластика – элемент оздоровления и самоценное театральное искусство

Освоение пространства

«Стоп-кадр»

«Персонаж и музыка»

4 неделя

Сценическое движение

Тренинги

Разминка плечевого пояса

Элементы акробатики

Сценические падения

«Ветряная мельница»

«Миксер»

«Пружина»

«Кенгуру»

«Лягушка»

«Вперёд-назад»

Март

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Театральные игры

Создание игрового самочувствия

«Зеркало-ёлочка»

«Поменяться местами в кругу»

2 неделя

Виды театра

Знакомство с видами театра:

- театр на прищепках

Игра «Ветер дует на …»

Упражнение «Комплименты»

Игра «Дотронься до…»

3 неделя

Виды театра

Знакомство с видами театра:

- театр на тарелках

- театр картинок

Разминка «Ласковое приветствие»

Игра «Липучки»

4 неделя

Сценическая речь

Дыхательный комплекс

Артикуляционная гимнастика

«Мельница»

Произношение скороговорок

Апрель

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Художественное оформление

Роль художника в театре

Детская игра «Какие неполадки?»

2 неделя

Актёрское мастерство

Этюдный тренаж на развитие внимания, памяти, воображения

«Повтори быстро»

«Подними»

«Слово наоборот»

3 неделя

Виды театра

Знакомство с видами театра:

- театр игрушек

- фланелеграф

- театр коробочек и шариков

Упражнение «Нос к носу»

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Игра «Поварята»

4 неделя

Режиссура

Импровизации, мини-спектакль

Театрализованная игра «Сам себе режиссёр»

Май

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

1 неделя

Грим

Виды грима

Творческая игра «Я – гримёр!»

2 неделя

Пастиж

Виды пастижа:

 - натуральный

 - стилизованный

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

3 неделя

Костюм

Знакомство видами костюма разных эпох, сказочных персонажей

Сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»

4 неделя

Работа над образом

Подбор и изготовление костюмов своему образу или персонажу

Театральная игра «Собираемся в гости»

Театральная игра «мы сказочные герои»

Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Спектакли разыгрываются самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.

Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь. Нередко, в детских сказках отражается душевное состояние ребенка, что помогает воспитателям понять причины его поведения, личностные проявления. Дети «проигрывают» семейные конфликты, обиды, это является для них своеобразной терапией.

Такие спектакли устраиваются детьми во время свободной игры, то есть тогда, когда ребенку предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.

Для того, чтобы кукольный спектакль такого рода мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутков ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.

Совместная деятельность с семьей

Работа над данной темой очень увлекает и родителей. Элементы театрализации входят в жизнь некоторых семей. Родители вместе с детьми готовят праздничные домашние спектакли. Например, спектакль-подарок ко дню рождения или к приезду бабушки. Традиционными стали родительские спектакли к Рыцарскому, Рождественскому и Новогоднему, групповым праздникам. Родители активно принимают участие в работе мастерских, где мы, осваивая различные рукоделия, делаем новые атрибуты и кукол для домашнего и группового театра.

Самостоятельная деятельность детей

        Cказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями. Например, в лепке чаще стали лепить не только персонаж, но и окружающие его атрибуты. Дети стали объединять свои усилия, создавая коллективные композиции, договариваясь о том, что каждый будет лепить. Это говорит о более высоком уровне социально-нравственного развития детей.        

Мониторинг навыков театрального творчества

Ф.И. ребенка

Адекватно воспринимает в театре художественный образ

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку

Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок)

Принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу, обогащает сюжет

Умение создавать образы разных предметов игрушек, использует все многообразие усвоенных приемов лепки

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4


Содержание мониторинга

Что изучается, исследуется

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Начало учебного года

Конец учебного года

Принятие роли в игре со сверстниками, соблюдение ролевого поведения, проявление инициативы в игре, обогащение сюжета.

Игровое задание: «К нам гости пришли».

Материал: детская игровая мебель, кукольная посуда (столовая, чайная), куклы, игрушки-заменители (деревянные кирпичики, кубики) и т.д.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель создает ситуацию, чтобы 2-е 3-е детей захотели поиграть в семью. Предлагает выбрать роли. Поощряет, побуждает детей вопросами.

- Катя, посмотри-ка, к тебе гости пришли.

- А как ты будешь развлекать гостей?

Игровое задание: Драматизация сказки «Петух и Лиса».

Материал: шапочки персонажей сказки (петуха, лисы, кота).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает детям обыграть знакомую сказку. Наблюдает как дети берут на себя роли: либо по желанию детей, либо с помощью товарищей. Напоминает о характере героев:

- Какой был Петушок? (доверчивый, непослушный).

- Что с ним случилось?

- Какая была Лиса? (хитрая, настойчивая)

- Как она добилась своего?

- Какой был Кот? (заботливый, смелый)

- Чем всё закончилось?

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно, охотно берет на себя ведущие роли, разнообразно использует игровой материал.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания; активен в совместной игре, соблюдает правила игры, берет на себя ведущие роли.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, принимает участия в совместной игре, неохотно берет на себя ведущую роль, неактивно проявляет интерес к развитию сюжета.

2 балла – ребенок с помощью взрослого неохотно выполняет некоторые предложенные задания; слабо проявляет интерес к игровым действиям.

1 балл – ребенок не принимает помощи взрослого, не может выполнить задание.

Адекватность восприятия в театре (кукольном, драматическом) художественного образа.

Наблюдение за ребенком во время просмотра театра

Умение называть любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку

Беседа:

- Какие у тебя любимые сказки?

- Почему они тебе нравятся?

- Знаешь ли ты какое-нибудь стихотворение, считалочку? Прочитай наизусть.

5 баллов – ребенок называет несколько любимых сказок. Знает несколько вариантов зачина и концовок сказок. Самостоятельно читает наизусть несколько стихотворений, считалок и т.д.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

3 балла – ребенок называет одну сказку, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов. С помощью педагога читает наизусть стихотворение или считалочку.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл – ребенок не называет художественное произведение, которое ему нравится. Не читает наизусть стихи и считалки.

Умение рассматривать иллюстрированные издания детских книг, проявлять интерес к ним.

Наблюдать за деятельностью детей в обращении с книгами.

Цель – выявить интерес книгам с текстами русских народных сказок, загадок, песенок, потешек и способы проявления интерес к ним у детей.

5 баллов – ребенок аккуратно и бережно обращается с книгами, знает правила обращения с книгами. Ребенок проявляет интерес к книгам.

4 балла – ребенок знает правила обращения с книгами, но не всегда их выполняет. Интерес к книгам недостаточно высок.

3 балла – ребенок называет одну сказку, правильно, но не уверенно, после наводящих вопросов. Ребенок принимает предложение инсценировать отрывок из сказки.

2 балла – ребенок выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл – ребенок обращается с книгами неаккуратно, не проявляет самостоятельно интереса к просматриванию книг.

Умение драматизировать (инсценировать небольшие сказки (отрывок из сказок))

Предложить ребенку инсценировать отрывок из знакомой сказки.

5 баллов – ребенок с желанием принимает предложение инсценировать отрывок из сказки, самостоятельно выбирает своего героя; эмоционально, с помощью мимики, жестов, движений играет роль.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

3 балла – ребенок принимает предложение инсценировать отрывок из сказки. С помощью взрослого выбирает роль, недостаточно эмоционально выражается.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл – ребенок не проявляет интереса и желания к драматизации.

Умение создавать образы разных предметов и игрушек, использует всё многообразие усвоенных приемов лепки.

Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки.

Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей.

Примечание: Предварительно можно предложить рассмотреть образы вылепленных изделий.

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

1 балл – ребенок не может выполнить задания, помощь взрослого не принимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности»

laquo;Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности».Театральная деятельность может быть не только по просмотру мультфильмов ил...

Опыт работы по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Опыт работы по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности....

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...