Театр вам в помощь
статья (старшая группа)

 Ксения Сергеевна Степанюк

Хорошим подспорьем для педагога в процессе социально-личностного развития ребенка станет театрализованная деятельность, которая содействует успешному формированию у детей социальных навыков поведения, потому что любое литературное произведение (стихи, сказка, потешки, рассказ и др.) для дошкольника неизбежно имеет нравственную направленность. В ходе театральной деятельности закладываются и развиваются такие качества и понятия как честность, смелость, доброта, дружба, ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, формируется его отношение к добру и злу, хорошему и плохому. В период дошкольного детства любимые литературные герои, чаще всего сказочные, становятся для малыша настоящим эталоном, образцом для подражания и отождествления, оказывают благоприятное воздействие на него.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Театр вам в помощь

Хорошим подспорьем для педагога в процессе социально-личностного развития ребенка станет театрализованная деятельность, которая содействует успешному формированию у детей социальных навыков поведения, потому что любое литературное произведение (стихи, сказка, потешки, рассказ и др.) для дошкольника неизбежно имеет нравственную направленность. В ходе театральной деятельности закладываются и развиваются такие качества и понятия как честность, смелость, доброта, дружба, ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, формируется его отношение к добру и злу, хорошему и плохому. В период дошкольного детства любимые литературные герои, чаще всего сказочные, становятся для малыша настоящим эталоном, образцом для подражания и отождествления, оказывают благоприятное воздействие на него.

Популярный советский композитор Дмитрий Кабалевский так написал о влиянии искусства на подрастающее поколение: «Оставляя неизгладимое впечатление на свою жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И, чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей» [1].  

В целях успешного ведения педагогического процесса в старшей группе детского сада мною были разработаны и применены следующие виды театрализованной деятельности: театрализованные игры «Цветик – семицветик», «Гори, гори ясно!» и постановка сказки «Теремок».

Театрализованная деятельность в условиях детского сада представляет для детей нечто новое, непознанное, даже таинственное. Даже если ребенок ранее был задействован в подобном виде деятельности, каждый новый раз становится для него чем – то особенным, вызывающим неподдельный интерес и к самому процессу и его результату.  

Нужно отметить, что в этом виде совместной деятельности работа начинается с разработки и изготовления костюмов. Дети вместе с педагогом погружаются в многоэтапный творческий процесс, подразумевающий в первую очередь - создание костюмов героев из подручных материалов: бумаги, марли, ваты, клея, красок и т.д. При этом, костюмы получаются, скорее, условные, нежели театральные, но сам процесс приносит детям и радость, и пользу. Ребята учатся в совместном творчестве доброжелательному общению – умению считаться с чужой точкой зрения, уступать или отстаивать, спокойно и рассудительно приходить к оптимальному совместному решению. Сам процесс вызывает у детей огромный интерес и неподдельный энтузиазм и позволяет проявляться самым удивительным способностям ребят. Такой же интерес и восторг у воспитанников вызывает проведение театрализованных игр и постановки сказок. Легко, непринужденно с большим удовольствием дети получают важные знания и навыки социализации.

Предлагаемые методики театрализованной деятельности:

Игра «Гори, гори ясно»

Цель: научить детей вежливому, доброжелательному отношению к окружающим, в том числе и малознакомым людям, умению сочувствовать, сострадать и желанию помогать слабому и обиженному.

Игра основана на сюжете сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Группа ребят узнает о том, что злая мачеха посылает девочку одну в новогоднюю ночь в лес за подснежниками, и принимает решение помочь падчерице. Они идут в лес, находят у костра собравшихся вместе братьев-месяцев и обращаются к ним:

- Здравствуйте, братья-месяцы! Простите, что мы побеспокоили вас, но мы пришли к вам с просьбой!»

Дети излагают цель своего визита, и братья-месяцы соглашаются им помочь, но для этого ребятам необходимо проявить уважение к братьям и рассказать о каждом месяце по очереди. Затем месяцы выходят по одному, и дети рассказывают, чем выделяется каждый из братьев и, за что они любят какое-либо время года.  

Братья – месяцы благодарят ребят за хорошие знания особенностей времен года, а также за доброту, неравнодушие к чужой беде и желание помочь. После чего сами начинают действовать: старшие месяцы уступают место на поляне юному Апрелю, и через несколько мгновений весна вступает в свои права на лесной опушке, появляются подснежники.

Конечно же, в ходе педагогической деятельности допустимо  повторное использование этой и других игр, но желательно менять состав участников, чтобы дети имели возможность попробовать себя в различных амплуа.

Необходимо отметить, что перед педагогом стоит непростая задача – помочь ребятам раскрыть свои таланты, побороть неуверенность в себе, воспитать в себе уважительное отношение к окружающим, умение работать в коллективе, чувство взаимоответственности и взаимовыручки.

Другие методики театрализованной деятельности вы можете найти в моих следующих публикациях.

Список использованных источников:

  1. Леонтьев, Д. А. Социализация дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С. 12-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр в помощь родителям!

    В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность р...

Дистанционное обучение для родителей дошкольников.Прогоните страшилки из души ребёнка с помощью театра.

В печатный материал входят рекомендации для родителей по борьбе со страхами у их детей. Представлены материалы по изготовлению разных видов театра дома из подручного материала....

Рассказывание сказки "Заюшкина избушка" детьми с помощью настольного театра.

Я ситаю, что дети 4-5 лет самые эмоциональные и творческие личности. В докозательство этого я выкладываю творческую работу моих детей.Детям было предложено рассказать сказку "Заюшкина избушка&quo...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Конспект открытого занятия для родителей по развитию речи во второй младшей группе по теме: Знакомство со сказкой «Лиса и заяц» с помощью кукольного театра .

Конспект открытого занятия для родителей по развитию речи во второй младшей группе по теме: Знакомство со сказкой «Лиса и заяц» с помощью кукольного театра .Воспитатель: Квотченко А.И.Цель...

Театр вам в помощь (часть II)

Продолжая разговор о театрализованной деятельности, хочу остановиться на всем известной сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Сама сказка имеет ярко выраженную смысловую нагрузку ...