Театр вам в помощь (часть II)
статья (старшая группа)

 Ксения Сергеевна Степанюк

Продолжая разговор о театрализованной деятельности, хочу остановиться на всем известной сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Сама сказка имеет ярко выраженную смысловую нагрузку – доброта и отзывчивость – это благо, а делать добро легко и приятно, и донести эту простую истину детям педагог определяет для себя как первостепенную задачу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

                      Театр вам в помощь (часть II)

       Продолжая разговор о театрализованной деятельности, хочу остановиться на всем известной сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Сама сказка имеет ярко выраженную смысловую нагрузку – доброта и отзывчивость – это благо, а делать добро легко и приятно, и донести эту простую истину детям педагог определяет для себя как первостепенную задачу.

      Работу над постановкой начните с детьми с обсуждения сказки, распределения ролей и работы над костюмами. Создавая костюмы предоставьте детям свободу творчества насколько позволяют ситуация и ваша материальная база – это поможет максимально раскрыться каждому ребенку, раздвинет горизонты мышления, поможет почувствовать «крылья за спиной».

        Театрализуя сказку не стремитесь в точности повторять сюжет, не бойтесь условностей, однако не стоит и бессовестно перевирать фабулу.

         Женя – обычная девочка. Как все дети она любит играть, не всегда внимательна и послушна, любит «считать ворон». Однажды по воле случая Женя оказалась в незнакомом месте. Девочка испугалась и стала плакать, но добрая неизвестная старушка пожалела Женю и подарила ей необычный цветок из своего сада. Цветок действительно был удивительный – семь его лепестков были каждый своего цвета –  желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой, но еще чудеснее было то, что цветик-семицветик умел исполнять любое желание, нужно только оторвать лепесток и произнести:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

        А дальше нужно только проговорить свое желание – все так просто и легко – и целых семь желаний.

       Однако Женя, сама того не ожидая, шесть лепестков тратит на необдуманные и ненужные поступки. Сначала девочка хочет побыстрее попасть домой и, непременно, с баранками, затем, чтобы разбитая ваза стала целой, и мама ничего не заметила. Следующий лепесток, синий, перемещает девочку на Северный полюс в компанию белых медведей, а зеленый – обратно во двор к посмеявшимся над ней мальчишкам. Пятое желание исполняет оранжевый лепесток – и весь город наполнился игрушками, а фиолетовый помогает им исчезнуть. Так на цветике остался только один единственный лепесток. Пока Женя ломала голову – как же ей правильнее использовать его, какое желание может быть последним – девочка увидела симпатичного мальчика, скромно сидящего на лавочке. Познакомившись с ним поближе, Женя узнала, что Витя не может бегать, потому что он хромой.

      У Жени осталось только одно желание – последнее… Однако девочка не раздумывая срывает голубой лепесток и произносит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в то же мгновенье Витя вскочил с лавочки и стал бегать вместе с Женей, и бегал он так хорошо, что девочка никак не могла его догнать.

       И в процессе подготовки, и в ходе постановки сказки обсуждайте с ребятами поступки Жени, мотивы ее действий, обращайте внимание детей на то, как часто наши необдуманные действия приводят к неприятным последствиям, как ложь, даже самая маленькая влечет за собой скверный результат.

     Особое место в обсуждении уделите седьмому желанию девочки – она не раздумывала: нужно ли помочь Вите, или лучше потратить последний лепесток на что-то особенное для себя. Женя хотела, чтобы мальчик был здоров и мог бегать и играть как другие дети, как сама Женя.

        Дайте возможность детям порассуждать – легко ли делать добро? Как нужно совершать добрые поступки? Почему это важно? Для кого это важно?

Помогите детям усвоить простую истину – у каждого действия (поступка) есть неизбежные последствия.

           

          Дети любят сказки, этот особенный литературный жанр, как никакой другой, способствует развитию детской фантазии и позволяет ребенку погрузиться в волшебный мир, не имеющий границ и живущий по своим, никому неведомым законам. Однако, сказка позволяет решать многие воспитательные задачи непосредственно, непринужденно, но эффективно. Поэтому я часто использую в своей практике наиболее известных представителей фольклора, в частности, сказку «Теремок».

       «Теремок» знает практически каждый ребенок с первых лет жизни. За нехитрым сюжетом сокрыта важная истина – добропорядочность, добрососедство, гостеприимство, умение делиться и сопереживать – основа счастливого мирного сосуществования.

 Подготавливая театрализацию сказки примените ранее описанную в статье методику, эти методы уместны в ходе любой театрализации.

          Суть сказки понятна и проста – посреди леса стоит заброшенный теремок, и пробегающие мимо звери останавливаются перед теремком и остаются в нем жить. Один за другим жильцы наполняют терем, и все у них ладно и складно, дружно и весело, пока не пришел медведь и тоже захотел с ними жить. Остальные лесные жители рады принять нового жильца, только он слишком велик для их теремка, а медведь так старался влезть в явно маленький для него дом, что и развалил его. Однако зверушки были так доброжелательны, что эта незадача их не сильно огорчила и они принялись бревна пилить, доски носить, новый терем строить больше и лучше прежнего.

         Не правда ли – завидный энтузиазм и любовь к жизни!? Еще доброжелательность и добрососедство. Доброе сердце дороже красоты – истина, прописанная жизнью. Поговорите об этом с детьми, постарайтесь взрастить в их чистых еще сердечках росточки доброты и искренности. Культивируйте хорошее, плохое, к сожалению, способно вырастать само.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи детей с ОНР с помощью наглядных моделей частей речи.

В этой статье предложены разработанные мною модели частей речи, при разработке  использовались знакомые детям геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы) разного цвета,...

Презентация "Что такое театр?" - "Часть 2. Какие бывают театры?" для старших дошкольников и младших школьников"

Данная презентация является 2-й частью трилогии "Что такое театр?" и рассказывает детям о видах театра. Часть 1 ("Давайте заглянем в театр...") и часть 3 ("Как рождается спект...

КАК ПРАВИЛЬНО ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ или ОШИБКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ КОТОРЫЕ МЫ ЧАСТО СОВЕРШАЕМ.

Каждый из нас что-то слышал и когда-то изучал правила оказания первой помощи. Но тем не менее, когда настает реальная необходимость оказания помощи, люди зачастую совершают ошибки, которые порой ...

Театр вам в помощь

Хорошим подспорьем для педагога в процессе социально-личностного развития ребенка станет театрализованная деятельность, которая содействует успешному формированию у детей социальных навыков поведения,...

В помощь родителям: чем заняться с детьми. Часть 1 Музыка.

Уважаемые родители, предлагаю вам адаптивные технологии.  Некоторые из них давно известны, но забыты, какие-то будут абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеюсь, вы н...

В помощь родителям: чем заняться с детьми. Часть 2. Познаем мир через танцы

Через общение с музыкой и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире.Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим ...

"Организация логопсихологической помощи часто болеющим детям"

Часто болеющим дошкольникам свойственны трудности в общении со сверстниками, психологическая и речевая инфантильность. Как совместно с учителем-логопедом помочь детям решить пробле...