Проект «Волшебный мир шашек» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Думаненко  Оксана  Викторовна

Игра   в  шашки  и  шахматы  развивает наглядно – образное  мышление  дошкольника, способствует  зарождению  логического  мышления, воспитывает  усидчивость , внимательность, вдумчивость, целеустремлённость. Ребёнок, обучающейся  этой  игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает  самостоятельно  думать, принимать решения, бороться  до  конца, не  унывать  при  неудачах. Самый  важный  и  действенный  способ  увлечь  ребёнка  шашками и шахматами- это  увлечься  вместе  с  ним! То  есть, проявить  и  разделить  этот  интерес  вместе  с  ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _proekt_volshebnyy_mir_shashek_-_kopiya.docx411.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Ижморский детский сад №2

https://irecommend.ru/sites/default/files/imagecache/copyright1/user-images/1481679/BpFOH1UGnEDMZ9bMBnVYEg.jpg

Составитель:

Думаненко Оксана Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

МКДОУ Ижморский

детский сад № 2

Ижморский

2020

Содержание

Актуальность  ………………………………………………………….. 3стр                                                                      Участники  проекта……………………………………………………. 4стр

  Вид  проекта ……………………………………………………. ………5стр

  Проблема      ……………………………………………………. ………6стр

  Цель  и  задачи проекта       ……………………………………………7стр

  Этапы  работы    ……………………………………………………. …8стр

  Результат  проекта     ………………………………………………. …9стр

  Наши достижения……………………………………………………. 10стр

  Основные  направления реализации проекта       …….……… … 11стр

  Список  литературы и интернет – ресурсы        …………………. 18стр

 

 

Играя в шашки, мы стремимся отвлечься и получить удовольствие, но одновременно с этим получаем отличную тренировку для мозга  и возможность анализировать информацию, делая правильные выводы.            

 Ребенок, обучающийся этой игре, становиться внимательнее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать

решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает также элемент соревнования, что повышает эффективность развития ребенка. Игра в шашки гениальна.

Шашки можно выбрать как отдых в семье, как хобби.

Эта игра приближает родителей с ребенком.

Шашечная игра - несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень  всей  семьи.

  • Воспитатель
  • Дети старшей  группы
  • Родители

C:\Users\Семен\Desktop\авангард\8eeb801b-8133-44ff-82cd-f54251055b0e.jpg

               Долгосрочный

      (Сентябрь 2020г.-   май 2021г.)

 Интеллектуально-игровой

  • поверхностный интерес родителей к шашечной игре и не умение детей играть в данную настольную игру.

  •  Неумение и не желание детей играть в настольные игры, особенно в шашки.

  •  Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и его видах.

  • Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном возрасте.

  •  Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и заинтересованностьродителей к игре в шашки с их детьми.

  1. .Проинформировать родителей о пользе шашечной

игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.

  1. Научить детей играть в настольную  игру «Русские шашки», соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.                         
  2.  Активизировать мыслительную деятельность детей.

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»;

  1. Воспитывать у детей настойчивость, выдержку,

дисциплинированность, умение достойно

выигрывать и проигрывать.

C:\Users\Семен\Desktop\авангард\2ec2a7ea-a865-48ff-8969-a53a8b0be0fd.jpg

  • Опрос родителей « Шашки в вашей семье»
  • Подбор информации об истории шашек.
  • Приобретение и изготовление  шашек  для игры.

  • Ознакомление детей и родителей с историей шашечной игры. (1-я неделя месяца)
  • Ознакомление с шашечной доской и правилами игры: совместная деятельность педагога и детей (обучение через дидактическую игру «Шашки») (2-я неделя месяца).
  • Обучение игре в шашки (индивидуально: воспитатель-ребенок ( 3-я неделя месяца)
  • Парные игры детей (4-я неделя месяца)

  • «Шашечный турнир», среди воспитанников группы, на котором присутствовали   педагоги  детского сада в качестве судей,  в завершении которого  были выявлены победители.
  • Мастер-класс для воспитателей "Шашечно - шахматный  лабиринт"

  • Сформированы у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру «шашки»;
  • Дети обучены основам шашечной игры;
  • Созданы условия для интеллектуального развития детей.
  • Дети стали с интересом играть не только в шашки, но и в другие настольные игры.
  • Развиты логическое мышление, сообразительность, внимание, умение разрешать проблемные ситуации и применять полученные знания на практике;
  • Воспитаны у детей настойчивость, выдержка, дисциплинированность, во время игры в шашки, умение достойно выигрывать и проигрывать.
  • Участие воспитанников в  Кузбасской дошкольной  лиге  спорта  по  шашкам

C:\Users\Семен\Desktop\авангард\e2488962-9fb8-4522-be3f-064b487e602d.jpg

  C:\Users\Семен\Desktop\авангард\0dfec0fd-83c3-4f9c-a701-f7077ea4fb70.jpg                C:\Users\Семен\Desktop\авангард\8f6c6413-b8fc-4041-bcf9-311abc7aaa84.jpg

                    C:\Users\Семен\Desktop\авангард\93a267c0-618d-49ef-a4e0-ceadba5a4a4b.jpg

 

№ п.п.

Тема

Содержание

1

Анкетирование родителей «Шашки в семье»

 

 

2

Беседа «История шашек»

 

 

 

3

Сказка начинается «Шашечное государство».

Познакомить  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны. Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».

4

 «Путешествуем  по  шашечному  государству» -  «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

5

 «Волшебные  ниточки  шашечного  государства» - «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

6

«Задания  умной  совы» - «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

7

 Встреча  с  принцессой  шашечкой

Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

 

8

 

 

 

 

 

 

«Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля.

Чтение  художественной  литературы «Русские  шашки – зайкины  шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

9

 «В  гостях  у  принцессы  -шашечки»

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

10

 «Там  на  невиданных  дорожках» - «Диагональ».

Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

11

 «Основы шашечной игры: сила флангов»

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

12

« Центр»

 

Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.             

13

« Бортовые поля»

 Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

14

   -«Дамка».Дамочные поля

Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных   1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

 

15

«В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки».

 

Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

16

«Правила  хорошие, знать  каждому  положено»- Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную  к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя,  а рубить нужно.

Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками.

17

« Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии»

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

18

Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки.

Познакомить с правилом: Если после  того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

19

«Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным.  Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

20

«Этикет  игрока» - Правила поведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга  за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.           

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2:  Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4:  Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5:  Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

21

 «Как  справится  с  задачей?»

Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

22

 «Веселый  бой»

Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

23

Викторина «Королевство шашек».

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

24

 «Подготовка к соревнованиям между  командами  ДОУ».

Практическое закрепление материала.

25

 «Шашечный турнир»

Практическое закрепление материала.

26

 «Соревнования»

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в  детском  саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры».

  • Погребной В. К., Юзюк В. Я. «Шашки для детей».

  • Городецкий В. Б. «Знай и умей». Книга о шашках.

vk.com›wall-148734517_103407


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....