Современные требования и особенности формирования грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

 Ксения Сергеевна Степанюк

Речь является важнейшим видом психической деятельности человека, социальная по своему становлению, системная по структуре, она контролирует все высшие психические функции организма и осуществляет ведущую деятельность в психическом развитии ребенка. Становление речи у детей базируется на способности познания окружающего предметного мира.

Речь играет уникальную и непосредственную роль в становлении полноценной личности человека, является уникальным средством человеческого общения, познания окружающей действительности, служит необходимым условием всестороннего развития ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные требования и особенности формирования грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста (К.Тырышкина)

Речь является важнейшим видом психической деятельности человека, социальная по своему становлению, системная по структуре, она контролирует все высшие психические функции организма и осуществляет ведущую деятельность в психическом развитии ребенка. Становление речи у детей базируется на способности познания окружающего предметного мира.

Речь играет уникальную и непосредственную роль в становлении полноценной личности человека, является уникальным средством человеческого общения, познания окружающей действительности, служит необходимым условием всестороннего развития ребенка.

В дошкольном возрасте правильное развитие речи у детей закладывает основы успешного обучения в школе. Правильная речь, богатый словарный запас дают возможность ребенку легко высказывать свои мысли и переживания, содержательнее и полноценнее становятся отношение со сверстниками и взрослыми.

Чем больше развиты у детей коммуникативные качества, тем дети активнее познают речь, которая позволяет уточнять, реализовывать познавательные потребности.

Способность ребенка к диалогу влияет на развитие познавательно-речевой функции, т.е. влияет на развитие речи и на уровень коммуникативного развития [2].

Приоритетным направлением в развитии речи ребенка 4-5 лет является освоение связной монологической речи. В этот период жизни у детей происходят существенные преобразования грамматического строя речи, освоение различных методов словообразования, развивается словесное творчество.

Продолжается интенсивное освоение речи: ребенок значительно увеличивает запас существительных и глаголов, свой активный словарь дети пополняют словами, обозначающими качества предметов и действия, производимые с этими предметами. В этот период дети уже умеют определять назначение предмета; его функциональные признаки («стул-это мебель, на нем сидят»); активнее подбирают антонимы и синонимы; сравнивают явления, предметы, свойства; используют обогащающие слова (имена существительные с собирательным значением); называют местоположение предметов; характеризуют эмоциональные состояния людей.

На пятом году жизни дети также успешно познают разные типы высказываний – описание и повествование. Более последовательной из связной становится детская речь; совершенствуются звуковая сторона речи, ее смысловая нагрузка, синтаксическая структура предложений, т.е.  необходимые умения для развития связной речи. Правильно сформированная, грамотная речь повышает самооценку ребенка, что, безусловно, является положительным моментом в процессе когнитивного развития и социализации ребенка.

В исследованиях известного российского лингвиста Александра Николаевича Гвоздева мы находим объемный практический материал длительных исследований процесса морфологического и синтаксического оформления речи [2]. Изучая работы А.Н. Гвоздева можно проследить логическую цепочку усвоения малышом грамматической стороны речи, становление грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка [3].

Дошкольник усваивает грамматический строй речи в виде грамматических категорий, характеризующихся определенным значением. Время и последовательность освоения отдельных категорий зависят от характера их значений. Затруднение у детей вызывает усвоение сложных форм, чье непосредственное значение не связывается логикой детской мысли и остается не понятным ребенку.

Определенные трудности так же представляют три основные части русского языка, ребенку 4-5 лет непросто научиться правильному употреблению окончаний существительных, овладеть формами изменения глаголов (по лицам и временам), освоить сравнительную степень прилагательных (словообразование).

А.Н. Гвоздевым выявлена закономерная последовательность усвоения грамматического строя: вначале ребенок познает самое простое, типичное, последовательно усложняя и обогащая свой багаж знаний, осваивает   продуктивные формы словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам) [4]. Выпадающее из этой системы, то есть, все исключения часто вытесняются из речи ребенка, но постепенно путем подражания речи окружающих, дети перенимают эти формы в целом виде. Особо сложные, особняком стоящие слова усваиваются в школьном возрасте.

Развитие грамматически правильной речи у детей происходит в первую очередь в повседневном общении и в других видах детской деятельности.

«Грамматика» - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматический строй языка выделяет морфологический строй (изменение слова по формам и образование нового слова на основе другого с помощью специальных способов) и синтаксический строй (сочетания слов в высказывании).

В дошкольном образовательном учреждении работа по развитию грамматически правильной речи у детей проводится по двум основным направлениям: на занятиях и в режимных моментах.  Помимо приобретения новых знаний и навыков, большое значение в этой работе отводится так же исправлению грамматических ошибок в речи детей.

По мере освоения грамматических норм языка речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, что свидетельствует об овладении монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи [5]. Успешное формирование грамматически правильной речи благотворно влияет на мышление ребенка.  Оно становится более логичным, последовательный, ребенок учится обобщать, правильно и быстро излагать свои мысли.

В средней группе дошкольников организация грамматического строя речи требует значительно больше времени и усилий, чем годом ранее в младшей группе, и является фундаментом для дальнейшего успешного речевого развития детей.

В процессе игр и игровых упражнений дети расширяют круг грамматических категорий, целый ряд заданий они уже способны выполнять без наглядного материала. Дошкольники получают большую самостоятельность в образовании грамматических форм и могут не только воспроизводить усвоенные категории, но и применять эти категории в творческом процессе.

Грамматический строй представляет собой систему взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях, она состоит из двух уровней: морфологического и синтаксического.

Морфологический уровень предполагает умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях.

Программа по развитию грамматического строя речи у дошкольников содержит целый ряд задач, направленных на успешное становление морфологической, словообразовательной и синтаксической сторон речи.

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу над морфологией, синтаксисом [3].

Морфологический строй речи неуклонно развивается с возрастом ребенка, охватывая практически все грамматические формы. Значительное место в детской речи занимают существительные и глаголы, но в ходе речевого развития дети начинают успешно использовать другие части речи – имена прилагательные, числительные, местоимения, наречия. На пятом году жизни круг общения ребенка расширяется. Обретая самостоятельность, дошкольник постепенно выходит за границы узкосемейных отношений и начинает общение с более широким кругом людей, в том числе и со сверстниками. Увеличивающийся круг общения потребует от ребенка полноценного освоения всех способов общения, а основным средством коммуникативных связей, безусловно, является речь.

Еще одним важным фактором развития грамматической речи является    постоянно усложняющаяся детская деятельность. Она стимулирует и регулирует процессы познания, подвигает ребенка к новым открытиям и новым достижениям, так как, практически, каждая детская деятельность влияет на когнитивное развитие ребенка.

Развитие речи дошкольника протекает по нескольким направлениям: развивается ее практическое применение в общении с людьми, так же речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [6].

В физиологии человека была установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. Так, физиологическим механизмом освоения грамматического строя является выработка динамического стереотипа.  Воспроизводя в речи свои знания и навыки, полученные на основе собственных наблюдений, ребенок делает соответствующие выводы – правила, которым интуитивно подчиняет свою речь.

Динамический стереотип у детей развивается в процессе изменения и употребления грамматических форм (существительных, прилагательных и др.). Успешное приобретение динамического стереотипа обусловливается его устойчивостью, так, если ребенок освоил падежные окончания, то будет безошибочно использовать их в своей речи.

Если рассматривать чувство языка как значительное условие правильного формирования устной речи ребенка, можно проанализировать, что сознательное усвоение грамматического строя речи создает условия для формирования связной монологической речи, усвоение ее особенностей, формирование обобщений явлений языка и речи.

Логичность формирования грамматического строя речи отмечается в работах С.А. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича.

Большой вклад в процесс изучения развития грамматического строя речи у детей так же внесли исследования М.И. Поповой, Ф.И. Фрадкиной.

Известный методист М.М. Конина обозначила задачи, разработала содержание и методику работы с детьми по разделу «Формирование грамматического строя речи». Она доказала важность работы с детьми не только над синтаксисом, но и над морфологией, поскольку усвоение морфологической стороны речи вызывает значительные трудности [1].

За последние двадцать лет существенно возрос исследовательский интерес к проблемам дошкольной педагогики в разделе формирования грамматически правильной речи у детей. Ведутся исследования, направленные на разработку методики построения сложных синтаксических конструкций в речи дошкольников. В разделе стихийно формирующихся лексико-грамматических обобщений у дошкольников можно опереться на труды А.Г. Тамбовцевой. Она подготовила содержание и методы обучения, способствующие усвоению необходимого объема мотивированных слов и методы словообразования, показала связь усвоения грамматики с когнитивным развитием детей, потому как построение языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа синтеза, абстракций и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

О.С. Ушакова, характеризуя речь детей дошкольного возраста, отмечает, что в пять лет, чаще всего, заканчивается значительный этап речевого развития ребенка – усвоение грамматической системы языка. Растет количество и качество простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.  Дети уже способны контролировать свою речь и критически относятся к речевым ошибкам.  [6].

Однако нередко приходится наблюдать, что ребенок успешно осваивает разговорно-бытовой стиль речи, при этом элементы литературного стиля остаются не усвоенными. Хотя у дошкольника и возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений, он не употребляет ряда сложных конструкций, характерных для книжной речи.

Подводя итоги, нужно отметить актуальность работы с родителями. Родители должны четко понимать важность развития у детей грамматически правильной речи, осознавать, что речь взрослых в окружении ребенка, их отзыв на грамматические ошибки в детской речи играют огромную роль в полноценном развитии малыша. Работа по развитию речи, как любая другая, направленная на воспитание и обучение детей, не будет результативной, если ведется только педагогами дошкольного образовательного учреждения без участия семьи. Педагогу следует вовремя ознакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать соответствующие игры на их устранение. Овладевая речью на занятиях в образовательных учреждениях, в игре, в общении, а также в других видах деятельности, дети последовательно накапливают знания и навыки образования и употребления грамматических форм, достигая в среднем дошкольном возрасте достаточного уровня овладения родным языком в области грамматики, преимущественно, разговорно-бытового стиля речи.

Список использованных источников:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. / А.Г. Арушанова. Методическое пособие для воспитателей. Центр «Дошкольное детство». «Мозайка – Синтез», 2014. – 40 с.

2. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. К.С. Бахарева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 218 с.

3. Гавриш Н. В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве. // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Н.В. Гавриш. Орел, 2012. -35 с.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев – СПб: Детство - Пресс., 2007. – 472 с.

5. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в группе детского сада (с 4 до 7 лет). / Н.В. Нищева. Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 352 с.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста

Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...

Роль дидактических игр в процессе формирования навыков грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одним из оптимальных методов развития грамматически правильной и выразительной речи у детей, безусловно, является игра, игровые упражнения в повседневном общении. Они позволяют повысить самооценку реб...