Роль дидактических игр в процессе формирования навыков грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

 Ксения Сергеевна Степанюк

Одним из оптимальных методов развития грамматически правильной и выразительной речи у детей, безусловно, является игра, игровые упражнения в повседневном общении. Они позволяют повысить самооценку ребенка и преодолеть преграды в общении с окружающими людьми. Ведь игра является естественным и незаменимым видом детской деятельности – и здесь необходимо соблюсти одну из приоритетных педагогических задач – грамотно организовать эту деятельность в повседневной жизни детей.

Игра способствует созданию благоприятных условий для успешного обучения и воспитания, для достижения высокого уровня развития детей. Именно в игровой деятельности ребенок получает необходимые знания, умения и навыки, поэтому использование игры в процессе обучения детей привлекает педагогов и обеспечивает хороший результат. Особое место в обучении детей занимают игровые методы и приемы. Они способны вызывать у детей повышенный интерес, создавать позитивные эмоции, сосредотачивать внимание на учебной задаче, что является их несомненным достоинством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в процессе формирования навыков грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста (К.Тырышкина)

Одним из оптимальных методов развития грамматически правильной и выразительной речи у детей, безусловно, является игра, игровые упражнения в повседневном общении. Они позволяют повысить самооценку ребенка и преодолеть преграды в общении с окружающими людьми. Ведь игра является естественным и незаменимым видом детской деятельности – и здесь необходимо соблюсти одну из приоритетных педагогических задач – грамотно организовать эту деятельность в повседневной жизни детей.

Игра способствует созданию благоприятных условий для успешного обучения и воспитания, для достижения высокого уровня развития детей. Именно в игровой деятельности ребенок получает необходимые знания, умения и навыки, поэтому использование игры в процессе обучения детей привлекает педагогов и обеспечивает хороший результат. Особое место в обучении детей занимают игровые методы и приемы. Они способны вызывать у детей повышенный интерес, создавать позитивные эмоции, сосредотачивать внимание на учебной задаче, что является их несомненным достоинством.

Важная роль в освоении учебной задачи отводится дидактическим играм, так как, основной целью игры выступает обучение. Главной составляющей обучающей игры является дидактическая задача [2].

Как отмечает Алексей Николаевич Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Такие игры помогают развитию у детей познавательной деятельности, мыслительных процессов, являющихся фундаментом обучения. Дидактическим играм свойственно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Эта задача становится основополагающей для педагога при подготовке к игре – создавая игру необходимо умело облечь обучающую задачу в занимательную игровую форму.  [8].

Дидактические игры – результативный метод закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность многократно упражнять ребенка в повторении грамматических категорий. Эти обучающие, познавательные игры способствуют расширению, углублению, систематизации детских познаний об окружающем мире.

Безусловно, дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы, который успешно используется в процессе интеллектуального развития детей, в том числе, в формировании грамматически правильной речи.  В игре ребенок познает окружающий мир, получает и использует новые знания, делится ими со сверстниками. Обязательными элементами дидактических игр являются познавательное содержание и умственная задача. Неоднократно участвуя в игре, ребенок основательно усваивает знания, которыми впоследствии успешно пользуется. Решая интеллектуальную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Перед детьми в дидактической игре ставятся определенные задачи. Решение этих задач потребует концентрации внимания, логического мышления, понимания правил, последовательности в действиях, преодоления трудностей. Активное участие в игре помогает малышу вырабатывать необходимые и закреплять навыки, которые становятся непосредственной опорой ему в повседневной деятельности и в первую очередь в освоении языка и общении.

Успех в дидактической игре зависят от того, как хорошо ребенок овладел знаниями и навыками, обусловленными ее обучающей задачей. Интерес и любознательность, а также правильная мотивация педагога побуждают ребенка быть внимательным, учат сравнивать, запоминать, классифицировать.  

Также дидактические игры эффективны для использования в воспитании у дошкольников самостоятельности мышления. Игра способна воздействовать на эмоциональное настроение ребенка. Справляясь с поставленной задачей, дошкольник испытывает радость, удовлетворение от правильного и быстро найденного решения, одобрения педагога. Наибольшую радость ребенок получает от самостоятельного, найденного без помощи взрослых, решения задачи.

Несомненно, дидактическая игра становится хорошим помощником ребенку в приобретении новых знаний и умений в легкой и непринужденной форме, активизирует самостоятельное мышление, учит пользоваться приобретенными навыками и делать правильные умозаключения. Дидактические игры успешно используются в работе по развитию того или иного психического процесса у ребенка [9].

Отличительная особенность речевых игр заключается в том, что решение обучающей задачи осуществляется ребенком в мыслительном процессе, на основе его собственных познаний и без помощи наглядного материала.  Как правило, словесные игры вводят в образовательный процесс в средней группе дошкольников, то есть, детям старше четырех лет. В богатом арсенале речевых игр имеется большое количество народных (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши), часть из которых доступна и малышам. Этот тип игр помимо речевого развития, также способствует формированию слухового внимания, создает эмоциональный настрой, совершенствует мыслительные процессы, вырабатывает быстроту реакции, умение понимать юмор [9].

Поскольку овладение грамматическими нормами речи процесс сложный, необходимо, чтобы он протекал постепенно, в соответствии с возрастными закономерностями. Так, например, системой словоизменения, т.е. правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов, с использованием в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности, дети овладевают в младшем дошкольном возрасте [7].

С целью усвоения более сложных категорий уже в средней группе проводятся игровые упражнения. Например, в процессе игры «Загадка» дети определяют род имени существительного ориентируясь на окончание слова («Отгадайте, о ком эти слова – о лисице или о щетке; пушистая, хитрая, рыжая?». Такие задания достаточно сложны для детей, особенно, если они предлагаются в первый раз.  Поэтому педагогу необходимо доброжелательно относиться к неверным ответам. Важней задачей педагога является активизация и развитие у детей поисковой деятельности, также немаловажно, чтобы дети получили и усвоили образец правильной речи. (О зайчике скажем – серенький, а о зайчихе – серенькая. Серенькая зайчик нельзя сказать).

В процессе обучения детей связной речи происходит совершенствование структуры и грамматической правильности предложений.  Дети приобретают уверенные навыки использования в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Активно способствуют этому вопросы проблемного характера: «Почему нельзя гулять под дождем?».

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание и развитие познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словообразования у детей.

В словесных играх дети обретают навыки описания предметов, учатся распознавать по описанию, по признакам сходства и различия, размышлять о вещах, не взаимодействуя с ними, опираясь на свои познания. При проведении словесных игр важно соблюсти основное правило всех игр для развития речи – ребенок должен слышать обращенную к нему речь и говорить сам.

Словесные игры основываются на словах и действиях игроков. В таких играх дети обретают новые знания и навыки, опираясь на уже имеющиеся представления о предметах, совершенствуют умение использовать приобретенные знания в новых обстоятельствах и связях. Дети учатся принимать самостоятельные решения различных мыслительных задач: как можно описать предмет, подчеркивая его характерные признаки, сходства и различия, классифицировать предметы по различным свойствам, признакам, находить противоречия в суждениях.

Имена существительные занимают значительные место в детской речи, ребенок достаточно быстро усваивает, что существительные обозначают предметы (вещи, люди, животные, отвлеченные понятия), принадлежат к одному из трех родов, и учится изменять их по числам и падежам. Чтобы освоить правильное употребление падежных форм (наиболее трудной является форма родительного падежа множественного числа) ребенку потребуется помощь взрослого, который должен проявить терпение и такт. [5].

Как отмечают педагоги, решающим фактором становления грамматического строя речи детей являются словесные дидактические игры с использованием наглядного пособия (дидактические и образные игрушки), а именно; дидактические игры закрепляют навыки словообразования, упражняют в построении связных высказываний, способствуют развитию объяснительной речи, являются эффективным способом закрепления грамматических категорий.

Дидактические игры для развития грамматического строя речи условно делятся на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменения:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные карточки» и другие;

- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру и другие;

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами («Какой?»  «Какая?» «Кто что делает?», «Отгадай, что это?»);

- различать глаголы по видам, лицам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и других [5].

Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

- образование названий детенышей животных;

- образование названий профессий;

- образование названий посуды;

- образование однокоренных слов.

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

- суффиксов: белка, белочка, бельчонок;

- приставок: нести – принести, занести, унести;

- смешанного способа: заоблачный, рассмеялся, подсолнечник и другие.

В процессе обучения вводятся игры, помогающие понимать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы – усики, кот – котик – котище. Необходимо научить детей образовывать прилагательные от основ существительных: «Какое варенье из вишни?», «Из клубники?» и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Освоение синтаксического строя речи, как уже отмечалось, происходит в процессе речевого общения, где основным методическим средством являются вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы если...». Важным ресурсом формирования у детей навыков построения разных типов предложений являются специальными игры и упражнения «Закончи предложения», «Дополни предложения», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и другие.

 В средней группе детского сада наряду с уже опробованными играми и игровыми упражнениями вводятся новые: «Чего не хватает Зайке, чтобы пойти на прогулку?» (образование форм родительного падежа множительного числа имен существительных), «Поручения» (образование форм повелительного наклонения глаголов), «Магазин» (употребление названий предметов посуды), «Вы хотите, мы хотим» (спряжение глагола «хотеть»).

Особое внимание необходимо уделить компонентам устной речи, а именно: воспитывать у детей звуковую культуру речи, пополнять словарный запас, развивать грамматический строй, связанности речи при построении развернутых высказываний.

Для освоения этих компонентов успешно используются речевые и словесные игры, они помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, позволяют ускорить процесс усвоения знаний, облегчают преодоление трудностей.

Необходимым условием успешного развития ребенка является наличие некоторых специально созданных компонентов в развивающей предметно-пространственной среде:

1. Факторы, стимулирующие интересы и мотивы ребенка к познанию.

2. Факторы, стимулирующую речевую активность ребенка.

В качестве таких условий могут выступать те предметы, объекты и явления, которые побуждают активный интерес к познанию. Важно выявить, что ребенку интересно, что вызывает у него различные вопросы и желание познавать. Педагог должен использовать такой интерес ребенка к приобретению новых знаний, умело направляя детскую деятельность, являться для детей источником знаний, способным объяснить – что, как и почему происходит. В своей работе воспитатель должен ориентироваться на развивающую предметно-пространственную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [6].

Правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует развитие у детей свойственной этому возрасту любознательности, удовлетворяет потребности в получении и обсуждении новых знаний и представлений (о предметах, событиях, действиях). Копилку «интересных вещей» необходимо постоянно пополнять наборами картинок, открыток, фотографий с иллюстрационным материалом (животные, их детеныши; растения леса, сада, огорода, поля; географические достопримечательности; спорт; творчество; транспортные средства; юмористические картинки; иллюстрированные издания детских книг). Также используются предметы, которые помогут детям получить новую информацию о знакомых вещах: увеличительное стекло позволит рассмотреть мелкие детали, магнит откроет скрытые свойства металлических предметов, зеркальце поможет поймать солнечный луч.

Педагогу необходимо создать на занятиях доброжелательную атмосферу, вызывая живой интерес к обучению. Выслушивать ответы детей, при необходимости уточняя их, подвигать детей к подбору слов, наиболее точно передающих особенности предмета (события, действия или явления), научить понятно и логично высказывать свои суждения.

Немаловажно помочь дошкольникам строить доброжелательные отношения со сверстниками, подсказать, как доставить радость другу, как мириться, как спокойно высказывать свое недовольство, как извиниться, как проявлять свою заботу и интерес. Еще воспитатель обращает внимание детей на события в их жизни: какими они были, когда пришли в детский сад; как изменились теперь; сколько они знают, умеют; какими воспитанными они стали.

Предметно-пространственная среда призвана удовлетворять потребности детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях и событиях, находящихся за пределами привычного окружения, способствовать развитию любознательности [3].

При построении развивающей предметно-пространственной среды педагоги ДОУ должны опираться на следующие принципы:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплектования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности сред, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости – закрытости;

- принцип учета половых и возрастных различий детей [1].

Подборка материала для словесных игр проводится таким образом, чтобы ребенок интуитивно мог улавливать грамматическое правило, например, правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев).

Первоочередной задачей педагога является забота о своевременном и правильном формировании речи дошкольника. Вовремя предупреждая и терпеливо исправляя нарушения и отклонения в детской речи необходимо добиваться ее правильности и чистоты.

Чтобы понимать речь, дошкольнику недостаточно усвоить лексическое значение слова, ему необходимо освоить грамматику, научиться распознавать грамматические отношения между словами. Формирование грамматического строя речи – одна из самых актуальных проблем в развитии грамматически правильной речи детей дошкольного возраста [4].

Таким образом, проводя итог, можно констатировать, что дидактические игры содействуют развитию у детей умственных и познавательных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. Следовательно, основной задачей педагога в процессе обучения является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно, будут иметь успех. 

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Издательство: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

2. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. К.С. Бахарева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 218 с.

3. Борякова Н.А. Изучение и коррекция лексико – грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.А. Борякова, Т.А. Матросова. М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. — 200 с.

4. Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. / Т.А. Воробьева. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с.

5. Гавриш Н. В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве. // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Н.В. Гавриш. Орел, 2012. -35 с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев – СПб: Детство - Пресс., 2007. – 472 с.

7. Гудкова М.С. Развитие речи у детей 4-7 лет с ОНР. / М.С. Гудкова, И.П. Лиханова, С.А. Калиниченко. Издательство: Владос, 2016. – 40 с.

8. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ  Сфера, 2010. – 240 с.

9. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова.- М.: ВАКО, 2009. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста

Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Современные требования и особенности формирования грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Речь является важнейшим видом психической деятельности человека, социальная по своему становлению, системная по структуре, она контролирует все высшие психические функции организма и осуществляет веду...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....