Организация проведения занятий по развитию речи дошкольников
консультация

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» МО ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«Организация проведения занятий по развитию речи дошкольников»

«Организация проведения занятий по развитию речи дошкольников»

                Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе образовательного учреждения. И включают в себя следующие виды работы:

1.    Овладение речью как средством общения. (Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим);

2.    Обогащение активного словаря. (Для обогащения словаря создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);

3.    Формировании грамматических навыков. (Учить детей изменять слова, соединять их в предложения);

4.    Развитие связной, монологической и диалогической речи;

5.    Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. (Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить и читать стихи);

6.    Знакомство с детской литературой. (прививать любовь к чтению);

7.    Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

               Занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для организации занятия необходимо придумать структуру и ход, а также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Все материалы должны соответствовать возрастным особенностям умственного и речевого развития детей. Занятия поддерживаются игровыми моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой обеспечивается доверительным отношением между педагогом и детьми.

В структуре занятий определяются три этапа:

1.    Организационный

2.    Основной

3.    Заключительный.

Организационный помогает настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. В этой части можно предложить вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных упражнений, ритуальные приветствия, упражнения на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.

Основной этап  состоит из нескольких частей. Введение в тему. Педагог мотивирует детей на включение в предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации, подводит к цели занятия. В этой части используются загадки, различные дидактические игры. Далее решается сама задача. Знакомство с текстом или содержанием сюжетных картин, обучение детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Использование наглядности, физкультминутка, словарная работа и т.д

Заключительный этап подразумевает подведение итогов занятия. Педагог вместе с детьми анализирует рассказы детей, обсуждают трудности, с которыми они столкнулись при выполнении заданий. Также необходимо поблагодарить и похвалить всех детей за участие в работе.

При планировании занятия определяются приемы работы. Они могут быть разнообразными по степени сложности.

       Восприятие и описание натуральных предметов и их моделей (игрушки);

       Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации и т.д);

       Словесные приемы (образцы речи педагога, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, словесные дидактические игры, и т.д)

          Занятия по развитию речи в разных возрастах имеют свои особенности.

 В группе младшего возраста 2-3 года дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать других детей. Сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, игровых, сюрпризных моментов.

Перед детьми не ставится учебной задачи! (Не сообщается – будем учиться, а педагог предлагает поиграть, посмотреть картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы отвечают те, кто захочет, либо все вместе.

В группе младшего возраста 3-4 года продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматически правильной речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. На каждом занятии решается несколько речевых задач. Продолжительность занятия 15 минут.

В группе среднего возраста 4-5 лет характер занятия меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий, становится возможным ставить задачу. (Будем учиться правильно, произносить звук «З»).продолжительность занятия 20 минут

Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста 5-7 лет повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, словесные игры, специальные упражнения. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные, настольные, мелкие, раздаточные. Меняется роль педагога. Он способствует, большей самостоятельности детской речи реже использует, речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, рассказы в лицах и др.

Занятия приближается к урокам школьного типа. Длительность составляет 30 минут.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие – сопутствующими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение занятий по развитию речи

Методические подходы к организации и проведению занятий по развитию речи...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС"

В выступлении раскрывается специфика работы воспитателя по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности....

Конспект организации и проведения занятия по развитию речи с детьми второй группы раннего возраста

Тема: «Устное народное творчество. Русская народная сказка «Репка»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Организация проведения занятий по развитию речи в среднем дошкольном возрасте

Есть все основания утверждать, что формирование характера, личности, эмоции и интеллектуальное развитие ребенка зависит от речи. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка ...