Консультация для родителей детей подготовительной группы «Правовое воспитание детей»
консультация (подготовительная группа)

в консультации рассматриваются понятие и содержание правового воспитания детей старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_detey.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике городского округа Саранск
Управление образования городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Правовое воспитание детей»

Саранск, 2021 год


Дошкольный возраст – период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. 

Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста нацелено на реализацию следующих задач.

Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.

Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.

Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.

Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.

Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

Правовое воспитание - целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Права и достоинство ребенка защищает международное и российское законодательство.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

- Декларация прав ребенка (1959);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и 23 развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов таких как:

– Семейный Кодекс РФ (1996);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование. Ребенок должен развиваться как физически, так и умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое внимание уделяется защите прав ребенка. Он должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Законодательные акты признают за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения право:

– на воспитание;

– развитие;

– защиту;

–активное участие в жизни общества.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Конвенция ООН о правах ребенка увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, а значит признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе, в обеспечении защиты своих детей, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении этих задач. В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательному процессу считая, что формирование правовой культуры у детей должно быть направлено на:

1. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам человека;

3. воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличительным от его собственной;

4. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.

Правовое воспитание дошкольников принято рассматривать в контексте решения задач нравственного воспитания. И если у человека не сформированы высоконравственные общепризнанных нормы поведения и взаимоотношений, в таком случае формирование правовых норм будет носить механический, формальный характер (на уровне запоминания, знания, а не понимания и принятия). Высоконравственные и правовые нормы имеют много общего. В первую очередь – они регулируют взаимоотношения между людьми на основе почтения, уважения друг к другу. И нравственные и правовые нормы содействуют развитию ряда личностных качеств, например, как выдержанность, дисциплинированность, сострадание, сопереживание по отношению к другим людям, а также развитию чувства собственного достоинства, самооценки.

Формирование правовой культуры ребенка начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Потому необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважение его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у детей чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других членов общества.

В силу нашего отечественного менталитета и особенностей воспитания, права психологически отчуждены от личности ребенка и существуют для него как некая абстракция. Но уже в старшем дошкольном возрасте ребёнок в состоянии понять, что, как и всякий человек, он имеет права, хотя пока не может осознать всю их глубину. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав, как:

1. Права на достойное существование, выживание, включающие право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство и т.д.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Понимая нужность и важность формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, следует признать, что их надо обязательно знакомить со своими правами и обязанностями, а также с правами и обязанностями окружающих их людей. Ребенка в первую очередь надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной группы на тему: "Родителям о психофизиологических особенностях будущего школьника"

В шесть — семь лет жизнь ребенка круто меня­ется. Все меняет в его жизни приход в школу: от­ношения со взрослыми и сверстниками, виды дея­тельности, общение.Каким бу­дет его путь, трудным и тернистым ...

Консультация для родителей детей подготовительной группы " Нужно ли готовить детей к школе заранее?"

Родители зачастую спорят, нужно ли заранее готовить ребенка к школе, когда нужно начинать такую подготовку и в чем она заключается....

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей подготовительной группы (правовое воспитание)Тема:"Я - гражданин"

Считаю важным довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошко...

Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

                             Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Дружба детей старшего дошкольного возраста»

quot;Я не хочу с ним дружить!", "Он не настоящий друг!", "Он со мной не дружит!" И еще много вопросов и размышлений на тему дружба слышат родители от своих детей. А в старшем...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Консультация для родителей. «Советы родителям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание....