Семинар- практикум "Развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования"
консультация

Горбунова Ольга Михайловна

Семинар- практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_razvitie_detey_posredstvom_konstr-iya.docx307.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

город Покачи

2021 г.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ЛЕГО-конструированию в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

  1. обучение участников мастер-класса способам применения ЛЕГО - конструктора;
  2. формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора;
  3. популяризация инновационных технологий.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, картотека схем и образцов построек из ЛЕГО.

Планируемый результат:

  1. активизация познавательной деятельности участников;
  2. практическое освоение детьми конструктивных навыков в рамках транслируемого опыта.

ХОД СЕМИНАРА

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Конструктор ЛЕГО давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес к нему не затихает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени ЛЕГО ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». У слова ЛЕГО два значения: «Я учусь» и «Я складываю».  В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования,  позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя. Посредством использования ЛЕГО-конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи.

- Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в страну ЛЕГО.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛЕГО – умная игра,

Увлекательна, хитра!

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

В ЛЕГО поиграть скорей!

Тут не только интересно!

В ЛЕГО поиграть полезно!

- Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из вариантов применения ЛЕГО-конструирования в различных образовательных областях.

- Приглашаю вас отправиться в ЛЕГО страну, а для этого предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем же она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Кирпичик нужный ты найди,

Дорогу в ЛЕГО - страну собери.

Игра «Волшебная дорожка»

- Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные по цвету или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь - кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны, слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

- А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.

- Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил этот кирпичик?

- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути,  крепко сцепимся мизинчиками как детали ЛЕГО и скажем волшебные слова:

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО - страну попади.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В процессе ЛЕГО-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляются такие понятия как «высокий - низкий», «широкий - узкий»; знакомятся с такими пространственными показателями как симметричность и асимметричность, учатся ориентироваться в пространстве.

Игра «Кто быстрее построит?»

Участники получают образцы построек (Цифры).

Цель - как можно быстрее собрать из конструктора ЛЕГО цифры по образцу.

Можно усложнить: собери цифру по памяти, закончи цифру и т. д.

Игра «ЛЕГО-клад»

На пластину прикрепляются разные кирпичики ЛЕГО, под одним из которых прячется клад.

Цель – найти клад с помощью подсказок. Например, клад не под красным кирпичиком (убираются все красные детали), клад не под кирпичиком 2*3 (убираются все кирпичики 2*3) и т.д. пока не останется одна деталь.

Игра «Зеркало»

Участники получают выложенную на пластине половину узора.

Цель – симметрично выложить вторую часть узора.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из ЛЕГО, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Можно применять  ЛЕГО и в процессе подготовки к обучению грамоте:

- предложить составить образ буквы из кирпичиков ЛЕГО;

- построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

- выложить столько кирпичиков ЛЕГО на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.

Игра «Придумай свою историю»

Каждой команде предложить наборы конструктора и пластины. Из нескольких предложенных ведущим слов нужно придумать и построить историю (например: кот, дерево, страх). Педагоги моделируют историю с этими словами.

Пример:

«Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.)»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЛЕГО - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Лего используется и на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель наигрывает или отстукивает ритм. Дети выкладывают из деталей ЛЕГО музыкальную строку, изображая звуки и паузы. Определившись с характером произведения и с цветом необходимых деталей, дети составляют свои фигуры.

Игра «Собери узор»
Называется деталь определённой формы и цвета, которую нужно найти и прикрепить в указанное место на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».

Например: «Возьмите кирпичик желтого цвета 2*2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2*3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2*6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2*4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2*6 выставите в левый нижний угол и т.д.

На следующем этапе мы смотрим, что напоминает нам получившийся узор и зарисовываем (украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и т.д.)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Помимо мелкой моторики обеих рук ЛЕГО – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Игра «Равновесие»

Участники игры кладут кирпичик ЛЕГО на голову. Ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников - не уронить кирпичик.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Одна из основных целей в ЛЕГО-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. ЛЕГО позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности: ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Игра «Сделай по словесной инструкции»

Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.

Далее проводится анализ работы:

- Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
- Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

-А нам пора возвращаться из ЛЕГО-страны.

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками как детали ЛЕГО и скажем волшебные слова:

Друзей с собою возьми.

И в детский сад из ЛЕГО - страны попади.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Давайте дадим лучшему в мире конструктору небольшую характеристику (высказывания педагогов).

- Таким образом, можно сделать вывод: конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. Кроме этого, ЛЕГО - конструирование – это эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопросов воспитания и обучения.

Рефлексия

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, и вы будете применять данные знания на практике, зеленого –  мастер-класс понравился, но у вас остались сомнения в пользе игр с ЛЕГО, кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей ЛЕГО трех цветов.

- Спасибо всем за участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги»

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольн...

Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры  развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений  в органи...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...