Репрезентативная система
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова

Репрезентативная система - это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечитьиндивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reprezentativnaya_sistema.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов. Аудиалы - это люди, ориентированные на слуховое восприятие, им важно, что они слышат. Для визуалов  главной является зрительная информация. Кинестетики воспринимают мир через ощущения тела: тактильные, двигательные, температурные, вкусовые, обонятельные. Дискреты – это те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Среди них много программистов, шахматистов, ученых. Они встречаются нечасто среди взрослых и совсем не встречаются среди детей.

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, так как это позволяет вести более эффективную коммуникацию. Если педагог будет учитывать ведущую модальность ребенка при работе с ним, то результативность ребенка будет гораздо выше.

Характеристики типов репрезентативной  системы

  1. Дети-аудиалы познают мир через звуки. Они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, хорошую слуховую память, но легко отвлекаются на звуки. Очень хорошо помнят, кто, что, где и когда и как сказал, но с легкостью забывают лица. Любят слушать музыку, аудиозаписи сказок. Они очень общительны. В речи часто употребляют такие слова, как: «послушайте, слышишь, шумно, тихо» и т.д. Могут придумывать различные истории и игры, но сами не очень любят подвижные игры. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным  восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда ловко получается залезть на горку), поэтому эти навыки стоит развивать.  Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.
  2. Дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Любят рисовать, вырезать, лепить, складывать пазлы. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно частое употребление таких слов, как: «посмотрите, красивый, яркий, вы видели» и т.д. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает. Они довольно аккуратны для своего возраста. Им важно, что на них одето. В процессе педагогической деятельности  с такими детьми важно уделять внимание развитию речи, коммуникабельности. В занятиях важно подкрепление зрительными образами.
  3. Дети-кинестетики познают мир с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, любят активные игры, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Они любят все трогать, ощупывать. Их игрушки недолговечны, так как разбирая их, они познают мир. В их речи ног качественных прилагательных, они часто употребляют такие слова, как: «чувствую, холодно, жарко, больно» и т.д. Они легко отвлекаются, с трудом концентрируют внимание. Таких детей надо чаще обнимать, прижимать к себе, для них это очень важно. В образовательной деятельности рекомендуется обязательная моторная разрядка. И вообще эти дети лучше запоминают, двигаясь.

В заключение нужно сказать, что любой человек  в своей жизни, и ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия. Он может быть по природе своей визуал, но это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.  Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.

Практические задания

После зачитывания ситуации педагоги предлагают свои решения.

  1. В детском саду воспитатель проводит занятие по подготовке к школе. Очень образно рассказывает, при этом показывает красочные картинки. Часть детей начинает отвлекаться, вертеться, мешать. Предположите, какие дети начинают отвлекаться? (Кинестетики, им для занятия необходимо сначала эмоционально настроиться, прочувствовать новую информацию).
  2. Воспитатель младшей группы обратился за советом. Один из детей не хочет заниматься ни с пирамидками, ни с матрешками. К какому типу репрезентативной системы относится ребенок? Как научить его правильно правильно действовать с этими и подобными игрушками? (Одной из причин может быть та, что ребенок аудиал. Обычно у таких детей плохо развита общая и мекая моторика. Игрушки подобного типа не вызывают у них интереса. Для маленьких аудиалов игрушки должны быть звучащие. И нужно развивать моторику. Сначала учить подбирать предметы по форме, затем по величине и по цвету.
  3. Ребенку 4 года. У него хорошо развита координация глаз и рук. Любит играть наборами из разных мелких предметов, пазлами, может долго заниматься с самим собой. К какому типу он относится? (Визуал. Эти дети могут сами себя занять. Предпочитают рисовать, книги с яркими картинками, одиночные игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников

Знание, что такое репрезентативная система,  дает большие возможности в совместной деятельности с детьми, а также при общении с любым собеседником....

Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении

Приложение к  консультации в виде презентации - к сожалению, 7  слайдов  пришлось  удалить  из-за  размера, непринимаемого  при  загрузке....

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Мы с вами воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологи доказали, что для каждого конкретного человека ведущим обычно оказывается какой-то один из этих информац...

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника

Учет репрезентативной системы, как условия успешности процесса обучения дошкольника...

Консультация психолога "Репрезентативные системы восприятия дошкольников"

В консультации полно и доступно изложены основные  типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педаг...

Консультация "Репрезентативная система человека"

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуника...

Репрезентативные системы восприятия дошкольника

Репрезентативная система - предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира.Информация поступает к человеку от пяти органов чувств. Однако ведущим явля...