Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством реализации программы «Социокультурные истоки»
проект (старшая группа)

Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством  реализации программы «Социокультурные истоки»

 

«Вместе дружная семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»

Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством  реализации программы «Социокультурные истоки»

 

«Вместе дружная семья»

                                                        на 2019-2020 учебный год

                                                                        Руководитель проекта 

воспитатель  Семенова  И.Н.

                                                                   

                                                                                                                  

                                                                      г.Мегион,2019г.

Познавательно-творческий  проект «Вместе дружная семья» в группе «А» «Буратино» комбинированной направленности для детей от 6 до 7 лет

 Тип проекта: информационно – практико – ориентированный

 Возраст детей: дети 6-7 лет

 Исполнители: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

 Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев: октябрь-май)

 Образовательные  области: «Познавательное развитие,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

 

 Актуальность.

 1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.

2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.

3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

4)  Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса  к ценностям семьи.

Гипотеза.  Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Практическая значимость  заключается в создании  в  группе   детского  сада  условий  для обобщения  материала по  формированию у  старших  дошкольников  семейных  ценностей.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Создание методической копилки по патриотическому (духовно-нравственному) воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

 Задачи проекта:

 - формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

- совершенствовать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

- способствовать установлению партнерских отношений между детьми, родителями и  педагогами и создать  атмосферу общности интересов.

Ожидаемый результат:

- Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.

-  Проявление  уважения  и заботы  ко всем членам семьи.

-  Умение  организовывать  сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

-  Понимание  значимости  семьи в жизни каждого человека.

 - Повышение  уровня  родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Продукт проекта: создание герба семьи и кулинарной энциклопедии  «Любимое блюдо семьи»,  оформление уголка «Умелые руки мамы»  (по мини – проекту «Моя мама»), выпуск  газет:  «Все профессии важны,  все профессии нужны!»,  «Мой  папа – защитник» (по мини – проекту «23 февраля – день защитника Отечества»), «Бабушка и я – лучшие друзья»;  создание (семьёй) презентации «Я и моя семья».

Итоговое мероприятие – Презентация проекта. Вечер дружной семьи: «Папа, мама и я – вместе дружная семья», посвящённая дню семьи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный – диагностический (октябрь).

2 этап - формирующий (ноябрь - апрель)

3 этап - обобщающий (май)

 1 этап – организационный – диагностический (октябрь).

 Цель. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

2 этап - формирующий (ноябрь – апрель)

 Цель. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлекать  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

         

           Вся работа по проекту составлена  по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Профессии моих родителей», «Моя мама – моё солнышко», «Мы помощники».

Формы работы:

 с детьми:

 ООД

 Беседы

 рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;

 выставки детских работ по проекту  в ДОУ;

 дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;

  экскурсия в музей «Русская изба»;

  творческая речевая деятельность (заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, сочинение рассказов и сказок о семье)

  утренники, развлечения;

  конкурсы;

  театрализованная деятельность;

  создание мини-проектов;

  видеопросмотры;

  с родителями:

  Наглядная пропаганда;

  беседы и консультации;

  анкетирование;

  дни открытых дверей

  круглый стол;

   конкурсы;

  семейная гостиная;

 семейные мини – проекты.

3 этап - обобщающий (май)

 Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая пройдет  в форме семейного  вечера  «Папа, мама и Я – вместе дружная семья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейного вечера  будет организована  стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

                  Перспективный план проекта «Вместе дружная семья».

Октябрь – анкетирование родителей и опрос  детей.

Ноябрь. Тема  «Моя семья».

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Рассматривание картин Т.Сорокина «Семья», семейных фотоальбомов.

Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Традиции нашей семьи», «В мире нет роднее человека!».

ООД  Формирование целостной картины мира. Расширение  кругозора (ФЦКМ РК) – «Моя семья».

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».

Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Презентация «Толерантность – дорога к миру»

Рисование «А у нас дружная семья!», ручной труд  «Подарок маме».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей».

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «День матери».

Консультация «Семья глазами детей».

Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьей».

Папка-передвижка: «Как создать семейный герб». Мини-проект «Моя мама».

 Оформление уголка «Умелые руки мамочки».

Конкурсная программа для детей и родителей, посвященная  Дню матери (с чаепитием).

Приглашение

Декабрь. Тема «Члены моей семьи».

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Показ  мультимедийной  презентации «Я и моя семья».

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Беседы на тему: «Самые дорогие люди», «Выходной день в нашей семье».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».

ООД Развитие речи. Творческая речевая деятельность «Письмо бабушке и дедушке».

Пальчиковая гимнастика « Мы построим дом».

Чтение произведений  Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».

Драматизация русской народной сказки «Репка» (в гости к малышам)

Сюжетно-ролевая игра «Отдыхаем всей семьей».

Разучивание пословиц и поговорок про семью.

Совместная деятельность с родителями.

Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»

Оформление группы к Новому году. Конкурс поделок по зимним  сказкам.

«Мой папа волшебник» (участие родителей в создании снежных построек).

 Консультация «Зимние забавы на каникулах»

  Памятка «Советы по воспитанию внуков».

Январь. Тема  «Наши имена и фамилии»

Совместная деятельность педагогов и  детей.  

Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя»

Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев».

Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».

Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы».

ООД ФЦКМ РК «Наши имена и фамилии».

Конструктивно-модельная деятельность «Мы строим дом».

Посещение детей младших групп с концертом.

Совместная деятельность с родителями.

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы

Мастер-класс «Мягкая игрушка» (изготовление зайчика из ткани)

Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

Февраль. Тема «Мой папа защитник Отечества»

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.

Открытый просмотр «Счастливая семьЯ» совместно с родителями – семейный клуб (ФЦКМ РК).

Разучивание стихотворений к празднику.

Ручной труд «Военный танк» (подарок папе).

Чтение художественной литературы:  Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин

Сюжетно-ролевые игры на военную тематику:  «Моряки», «Летчики». П. игры: «Всадники», «Самолеты»

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «Наша Армия родная», «Растим мужчину»

Оформление выставки рисунками детей и фотографиями пап и дедушек «Защитники страны».

Развлечение  с папами, посвящённое 23 февраля

Участие в конкурсе рисунков «Мой папа солдат».

Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.

Март. Тема  «Моя мама – моё солнышко!»

Совместная деятельность педагогов и  детей.  

Беседа с просмотром видеоролика «Мама, нет на свете дороже тебя!».

Творческая речевая деятельность – описательный рассказ «Моя мама красавица», «Что любит моя мама».  Беседа «Бабушка – душа семьи»

ООД  Рисование Тема «Портрет мамы».

Заучивание  стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» (с презентацией).

Заучивание пословиц о маме.

Продуктивная деятельность «Подарок маме».

Настольный театр «Волк и семеро козлят», музыкально-дидактическая  игра «Где мои детки». Сюжетно-ролевые игры: «Мама в парикмахерской», «Дочки-матери».

Совместная деятельность с родителями.

Папка-передвижка «Международный женский день».

Участие родителей в фотоколлаже  «Бабушка и я – лучшие друзья».

Праздничная программа «Мамин день».

Апрель. Тема «Профессии наших родителей»

Совместная деятельность педагогов и  детей.

Беседы на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, нефтяники…».

Рассматривание альбома «Профессии взрослых».

Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», В.Маяковского «Кем быть?».

Дидактические игры «Назови профессии», «Кому что нужно для работы?» и др.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Водитель и пассажиры», «Скорая помощь» и др.

Творческая речевая деятельность – составление рассказа «Я хочу стать…(космонавтом).

ООД  Аппликация «Космическое пространство» (коллективная работа).

Экскурсия  по детскому саду «Труд людей в прачечной».

Совместная деятельность с родителями.

Консультация «Сколько времени необходимо уделить общению с ребенком».

Советы, рекомендации по воспитанию любви к труду.

Создание кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи».

Оформление газеты «Все профессии  нужны, все профессии  важны!»

Май. Тема  «Мы помощники»

Совместная деятельность педагогов и  детей.  

Беседы на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…»

Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница»

Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».

Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы», «На пикник всей семьей».

ООД ФЦКМ РК «Маленький да удаленький».

Конструктивно-модельная деятельность «Мы строители».

Посещение детей младших групп с концертом.

Совместная деятельность с родителями.

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы.

Консультация « Воспитание трудом», «Роль папы в воспитании детей».

 «День открытых дверей» для родителей -  экскурсия детей и родителей в музей «Русская изба»

Презентация проекта, «Папа, мама и Я – вместе дружная семья» - итоговое мероприятие совместно с детьми, посвященное ко дню семьи.

Список литературы

1. Веракса Н.Е.,  Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников.

2. Хрестоматия

3.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.

4. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова //  Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.

5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.

6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.

7. Шорыгина Т.А. Детям о самом  важном «Наша Родина Россия». Москва 2013г.

8. Шорыгина Т.А. Детям о  самом важном «Моя семья». Москва 2013г.

9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

10.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рождественское чудо» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры и народных традиций с применением декоративно-прикладного искусства в ...

Презентация по духовно-нравственному воспитанию по программе "Социокультурные истоки" 2 младшая группа

Духовно-нравственное воспитание по программе "Социокультурные истоки" 2 младшая группа(из опыта работы)...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...

Педагогический проект "Мы встречаем Новый год!" (Реализация программы "Социокультурные истоки",для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет)

Педагогический проект "Мы встречаем Новый год!" (Реализация программы "Социокультурные истоки", для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет)...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близки...

мини - проект "Семейные путешествия"в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Совместный отдых семьи - это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых - шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидет...

Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста по теме «Верность родной земле» по освоению духовно- нравственной категории «Вера» по программе «Социокультурные истоки»

Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком (индивидуальная работа) с целью закрепления представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – з...