Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия
материал (младшая группа)

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение №2  младших  групп

Тема: «Воспитатель, родители, дети – участники образовательного процесса»

Дата проведения: 30.11. 2021г.

Место проведения: ZOOM, видеоконференция

Подготовила: Комендант И.В., воспитатель ДОУ№39

1-5слайд

Реализация из опыта работы  «Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам из опыта работы «Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия»

         

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира. 

Знакомство младших дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней. Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы. Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Проводить в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды. Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность. Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух. От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи.

5слайд

Поэтому я провожу работу с детьми младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством познания природного окружения.

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Все это дети определяли путем обследования, пробуя  фрукты и овощи на вкус.

6 слайд 

Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается, применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: камни, шишки, желуди. Ёмкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка).  Диски с звуками животных и  природы. Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения.

         Особое место в работе уделялось играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

7слайд

Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках.  Дидактические игры, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

8 слайд

Параллельно проводим работу с родителями.   Рекомендуем использовать в условиях семьи дидактические игры на семейных прогулках, по дороге домой и в детский сад. Домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, поэтому каждый ребенок принес фотографию своего животного, они описывали его – это было домашние задание для родителей  (тактильном обследовании животных).  Дома дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.

Родители и дети наблюдали  за живой и неживой природой. Осенью родители и дети так  наблюдали за закатом солнца. Утром за инеем на траве. Так же рассматривание домашних животных.  С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки).  Также родители и дети исследовали различные крупы

Советуем родителям не забывать  во  время игр, давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения   к животным и растениям. 

Так же создала дидактическое пособие «В мире животных», я  хочу представить вам. 

8 – 14слайд

В это пособие в ходят игры « Кто где живет»,  «Чья спинка», «Чей малыш», «Чья тень», «Поисковичок», «В мире животных», «Половинки», «Рюкзачки»

Данные игры  я изготовлены  фетра и гобелена,  фотобумаги, ламинирующей бумаги,  липучки и холдинги  которые  достаточные прочные, что не мало важно в детском саду. Распечатала, за ламинировала.  Необходимые детали  приклеила на липучки и холдинги, чтобы удобно было использовать.

  1. Дидактическая игра  «Синий трактор».

Цель: развивать умения различать и называть основные цвета. Называть животных. Развивать моторику пальцев рук.

Данная игра развивает усидчивость, образное мышление, внимание, речь и тактильное восприятие.

2) «Чей малыш?»

Цели игры. Актуализировать и закреплять знания об окружающем мире. Формировать умение различать животных, птиц и их детенышей, правильно соотносить их названия.

Варианты игры: Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней изображено. Обратите внимание ребенка, что в овале изображены  животные большие - это мамы а в кругу маленькие-детеныши. Затем предложите ребенку линией соединить соответствующие изображения. Обязательно проговорите вместе с ребенком названия детенышей.

    3) «Чья тень?»

Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень. Кто правильно нашёл карточку получает цветное изображение. Можно использовать загадки о животных не показывая цветное изображение.

2 й вариант. Раскладываем карточки изображением вверх. Предлагается ребёнку найти тень животного или силуэт и положить на них цветные карточки. Или наоборот. Разложить изображения зверей и найти их тень или силуэт.

      4)  «В мире животных»

Цель: формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

Ход игры: на картинках распечатаны животные и среда их обитания. Надо назвать животное и найти картинку  где обитает животное.

 

     5) «Чья спинка»

Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Ход игры: раздаются карточки с тенями животных или их силуэтами. Рассматриваем их. Ведущий показывает одну из карточек с изображением какого - то животного, дети называют его и находят среди своих карточек нужный силуэт или тень.

   6) Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» по ознакомлению с природным миром.

Цель игры: учить детей различать диких и домашних животных, птиц.

Задачи: Учить детей отличать жителей леса от домашних питомцев. Развивать мышление, память, речь детей. Воспитывать интерес к природному окружению.

7) Игра «Кто что ест?»

Цель :

Закреплять знания о домашних животных и птицах;

Развивать внимание, воображение, мышление;

 Способствовать расширению словарного запаса;

Активизировать речь детей.

Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

8) Игра «Отгадайте, что за животное»

Цель:  Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...

Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание.Уточнить и расширить представление детей о деревьях.Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;Закрепить знания о видах деревьев;Закрепить нормы и правила по...

Статья "Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника в процессе познания природного мира"

Природа является неиссякаемым источником для всестороннего воспитания дошкольника и умственного развития в частности. Постоянный контакт ребенка с природой приводит к усвоению понятий, слов, предложен...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важней...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...

Конспект занятия в младшей группе ДС. Образовательная область "Познание" -природное окружение: "Карельская береза".

Цельзанятия: воспитание патриотических чувств: любовь к Родине и родному краю.В ходе занятия формируем элементарные представления о дереве - береза, как символе Росии. Воспитываем эмоционально ц...