Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство» в старшей группе по теме «Черно-белое королевство»
план-конспект занятия (старшая группа)

Черепанова Зоя Евгеньевна

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигуры; познакомить воспитанников с ходом Ладьи и Коня; учить воспитанников ориентироваться на плоскости; формировать умение действовать по словесной инструкции; закреплять навыки счета, ориентации в пространстве; развивать умение составлять пошаговый алгоритм действий, находить и исправлять в нем ошибки; схематизировать последовательность действий.

 

Задачи интегрируемой образовательной области «Речевое развитие»: обогащение активного словаря.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_cherepanova.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство»
в старшей группе

по теме «Черно-белое королевство»

Автор конспекта НОД: Черепанова Зоя Евгеньевна,  первая квалификационная категория, МАДОУ МО «Д/С №3 «Теремок»

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигуры; познакомить воспитанников с ходом Ладьи и Коня; учить воспитанников ориентироваться на плоскости; формировать умение действовать по словесной инструкции; закреплять навыки счета, ориентации в пространстве; развивать умение составлять пошаговый алгоритм действий, находить и исправлять в нем ошибки; схематизировать последовательность действий.

Задачи интегрируемой образовательной области «Речевое развитие»: обогащение активного словаря.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Предпосылки учебной деятельности: В ходе НОД формируются следующие предпосылки универсальных учебных действий (УУД):

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД

Предпосылки познавательных УУД

Предпосылки коммуникативных УУД

  • Формирование познавательной и социальной мотивации
  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания
  • умение (при помощи взрослого создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач)
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями
  • умение слушать ответ сверстника, не перебивая;
  • потребность в общении с воспитателем и сверстниками;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение предлагать помощь

Оборудование для педагога: арка для входа в «Шахматное царство», шахматное поле для парковых шахматных фигур, костюмы для взрослых «Шахматная королева», «Ладья» и «Конь». интерактивная доска, два шахматных коврика для «Умной пчелки»,

Оборудование для детей: шахматные столы по числу детей, наборы шахматных фигур одного цвета по числу детей, листы с диаграммами по числу детей, ручки на каждого ребенка, два маркера, магнитная доска, два листа бумаги в клетку, два мини-робота Bee-bot «Умная пчелка».


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (МОТИВАЦИОННЫЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Звучит торжественная музыка, стражники стоят у входа в шахматное королевство.

Воспитатель в костюме Шахматной королевы встречает детей.

Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики! Кто я?

Дети: Королева!

Шахматная королева: Послушайте, пожалуйста, загадку и скажите, из какой страны я пришла.

Есть такое поле в клетках,
Здесь сражаются нередко,
Нет мечей, щитов, снарядов,
Падать тоже здесь не надо,
Побеждают только мысли,
А не пушек точный выстрел!

Дети: Вы пришли из «Шахматной страны»!

Шахматная королева: Правильно, я Шахматная королева. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по своему королевству: вас ждут интересные задания, справившись с которыми, вы получите королевский подарок. Этот подарок поможет вам стать самыми умными, внимательными и всегда быть победителями. А вы любите побеждать, хотите получить подарок?

(ответы детей)

Социально-коммуникативное развитие
(коммуникативная деятельность)

Положительный настрой детей на предстоящую деятельность, формирование мотивацию

Положительное отношение к самому себе и к другим людям.

Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организационно-поисковый рассказ.

Шахматная королева: Чтобы стражники пустили вас в Шахматное королевство, нужно ответить на мои вопросы!

1. Как королеву называют в шахматной игре?                (ферзь)

2. Король-главная фигура в шахматной игре?                (да)

3. Сколько коней в шахматном королевстве?                (четыре)

4.Почему королевство называют черно-белым?                (клетки, фигуры ч/б

5.Как на шахматной доске называют белые и черные клетки? (поля)

Шахматная королева: Молодцы! Вы достойны, чтобы путешествовать по шахматному королевству.

После правильных ответов детей стражники расступаются, и все проходят в шахматное королевство.

Звучит торжественная музыка.

Шахматная королева: Я прошу вас присесть за волшебные шахматные доски.

Дети рассаживаются за шахматные столы.

Шахматная королева: Итак, первое задание. Давайте с вами вспомним, какие фигуры живут в шахматном королевстве.

Я смотрю на первый ряд – по углам Ладьи стоят!

Найдите две Ладьи среди фигур и поставьте их в начальное положение на шахматной доске.

(воспитатель контролирует правильность выполнения расстановки фигур)

Шахматная королева: Ребята, в нашем волшебном королевстве все фигуры оживают. Познакомьтесь!

Говорит Ладья:

Я – Ладья!
Видимо, Ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

(помощник показывает ход Ладьи)

Шахматная королева: Ребята, давайте с вами выполним ход Ладьи.

(дети выполняют ход Ладьи)

1.Оставьте на поле одну Ладью и покажите, как она пройдет вокруг шахматной доски.                 (по углам).

2.Скажите, в скольких направлениях Ладья может пойти из углового поля
                               
(в двух).

Шахматная королева: Молодцы! Дальше вижу я коней – нет фигуры их хитрей! Найдите у себя двух Коней и поставьте их в начальное положение. Познакомьтесь – это Конь!

Говорит Конь:

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок

Поле – прямо, поле – вбок!

(помощник показывает ход Коня)

Шахматная королева: Ребята, оставьте на поле одного Коня, и мы с вами выполним его ход.

(дети выполняют ход Коня)

1.Сосчитайте все поля, на которые может прыгнуть Конь с углового поля за один ход.                         (на три поля)

2.Сколько Коней в армии белых фигур.                (два Коня)

3.Проверьте, ребята, Конь с белого поля прыгает на черное поле?  (да, прыгает)

Шахматная королева: Хорошо! Следующее задание. Расставьте на шахматную доску все шахматные фигуры в начальное положение, а поможет вам в этом наше стихотворение.

(вместе с детьми воспитатель читает стихотворение, и дети расставляют шахматные фигуры на поля)

Я смотрю на первый ряд – по краям Ладьи стоят.

Рядом вижу я Коней, нет фигуры их хитрей.

Меж Коней заключены наши славные Слоны.

А еще два поля есть – там стоит Король и Ферзь.

А теперь без спешки идут на место Пешки.

Шахматная королева: Ребята, а теперь проверим, правильно ли мы расставили фигуры – послушаем, что скажет нам волшебная Шахматная доска.

(воспитатель воспроизводит звукозапись №1 со стикера с помощью говорящей ручки «Знаток»:

Фигуры все стоят в строю, и ждут команды к бою.

Они как братья-близнецы стоят у шахматной доски.

Шахматная королева: Переходим к следующему заданию. ИМЯ_РЕБЁНКА, я предлагаю тебе поработать на интерактивной доске, а вы, ребята, это же задание выполняете у себя за столами (задание №1).

(воспитатель раздает детям диаграммы с заданиями и ручки)

Шахматная королева: Черные фигуры заколдованы и им запрещено двигаться. Побейте белой Ладьёй все чёрные фигуры, забирая каждым ходом одну из них. Путь белой Ладьи покажите стрелкой.

(дети выполняют, воспитатель контролирует правильность заполнения диаграммы №1)

Шахматная королева: А теперь я предлагаю тебе, ИМЯ_РЕБЁНКА, найти кратчайший путь белой Ладьёй до Ракеты за наименьшее число ходов у доски, а вы, ребята продолжаете работать на своих местах (задание №2).

(дети выполняют, воспитатель контролирует правильность заполнения диаграммы №2)

Шахматная королева: ИМЯ_РЕБЁНКА, я предлагаю тебе выполнить следующее задание на доске. Ребята, выполняем задание №3: чёрные фигуры заколдованы и им запрещено двигаться. Побейте белым Конём все чёрные фигуры, забирая каждым ходом одну из них. Путь белого Коня покажите стрелкой.

(дети выполняют, воспитатель контролирует правильность заполнения диаграммы №3)

Шахматная королева: А теперь ИМЯ_РЕБЁНКА, найди кратчайший путь белым Конём до Ракеты за наименьшее число ходов у доски, а вы, ребята продолжаете работать на своих местах (задание №4).

(дети выполняют, воспитатель контролирует правильность заполнения диаграммы №4)

Шахматная королева: Послушаем Шахматную доску – как вы справились с ее заданиями?

Воспитатель воспроизводит звукозапись №2 с помощью говорящей ручки:

Молодцы, ребята – вы отлично справились с моими заданиями!

Шахматная королева: Ребята, а для последнего, самого главного задания вам нужно разделиться на две команды и занять свои места возле столов.

(дети делятся на две команды)

Шахматная королева: В нашем шахматном королевстве есть удивительные Пчёлки-роботы, которые очень хотят научиться играть в шахматы! Научим, ребята? (ответы детей) Одну Пчёлку мы научим ходить как Конь, а другую – как Ладья. Чтобы Пчёлки-роботы они смогли ходить как шахматные фигуры, нужно правильно их запрограммировать. ИМЯ_РЕБЁНКА и ИМЯ_РЕБЁНКА, нарисуйте, пожалуйста маркером на мольберте ходы Коня и Ладьи. А остальные ребята проверяют работу.

(дети работают у магнитной доски с разных ее сторон)

Шахматная королева: Вспоминаем, ребята, с какой команды начинается всегда наша работа с умной Пчёлкой и как мы ее обозначаем?

(с команды «очистить», обозначаем крестиком) 

Запишите первую команду в первую клетку.

Теперь вам необходимо решить, сколько шагов вперед сделает ваша фигура.

(ответы детей, проверка, обсуждение)

Запишите количество шагов вперед стрелочками на доске.

Итак, путь Ладьи мы проложили, молодцы, ребята! Какие следующие действия должна сделать ваша Пчёлка? (Конь) Запишите на доске.

(она должна сделать поворот и один шаг вперёд)

Шахматная королева: Теперь, когда обе команды готовы, вернемся к нашим Пчёлкам и научим их ходить как шахматные фигуры Конь и Ладья.

(дети за столами по очереди программируют роботов, воспитатель усложняет задание, предлагая кому-то из последних детей запрограммировать Пчёлку без схемы)

Познавательное развитие

Речевое развитие
(коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора)

Познавательное развитие (игровая деятельность (игра с правилами), познавательно-исследовательская деятельность)

Познавательное развитие (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность)

Закреплять различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету

Познакомить воспитанников с ходом Ладьи и Коня

Закреплять навыки счета

Учить воспитанников ориентироваться на плоскости

Формировать умение действовать по словесной инструкции

Формирование умений составлять пошаговый алгоритм действий, находить и исправлять в нем ошибки, схематизировать действия

Построение речевого высказывания.

Развитие устной речи

Формировать усидчивость, внимание, сосредоточенность


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Шахматная королева: Ну что, ребята, научили мы Пчёлок ходить как шахматные фигуры?

(ответы детей, воспитатель приглашает детей в центр зала для рефлексии)

На этом ваше путешествие по моему Шахматному королевству подошло к концу.

 - Скажите, какое задание было самым интересным?         (ответ ребенка)

 - Ответьте мне, пожалуйста, Ладья может ходить по горизонтали?                 (да)

 - Две ладьи могут стоять на одном поле?                        (нет)

 - Какая фигура перепрыгивает через другие фигуры?         (конь)

 - Делает ли пчёлка шаг вперед при нажатии кнопки поворота?
(нет, только разворачивается в сторону)

 - Какую кнопку нужно обязательно нажать в самом начале программирования Пчёлки и для чего? (кнопку «крестик», для отмены предыдущей программы)

Шахматная королева: Ребята, так как вы отлично справились со всеми моими заданиями, я благодарю вас и вручаю вам подарки, которые помогут вам стать победителями, быть самыми умными и внимательными.

(воспитатель вручает детям подарки)

Возвращайтесь в детский сад, а я всегда буду ждать вас в гости!

(прощается и провожает из зала)

Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)

Фиксирование детьми достижения «детской» цели.

Развитие умения оценивать свою деятельность

Проявлять самостоятельность в общении.

Формирование умения прийти на помощь другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Подводное царство»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по рисованию в старшей группе.Тема:  «Подводное царство»Цель:  Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.За...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема «В царстве зимы, снега и льда»

Задачи по познавательному развитию данного занятия: •      познакомить со свойствами снега (в зависимости от температуры воздуха — липкий, скрипучий), снеговыми осадками ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы".

Конспе   Конспект непрерывной  образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему "Экскурсия в зимний зал музея природы". Цель:  Расширять представлен...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматный король» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ &laq...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми в старшей группе Тема: «Путешествие по временам года»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Черно-белая игра"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Черно-белая игра"...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по лепке в старшей группе Тема: «Мишка косолапый»

формирование навыка лепки, умения передавать форму, пропорции, мелкие детали.Коррекционно-образовательные задачи: учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, мелкие детали. Закрепи...