"Детство без насилия и жестокости"
консультация (подготовительная группа)

Акберова  Фирида Рашидовна

Пояснительная записка:

 

Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от  окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей  много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы  воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной  возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании,  или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Поэтому проблема  насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.  

Цель: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.

Мы привыкли считать насилием изнасилование, избиение и убийство. И нам кажется, что все соглашаются - это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает достоинство - это насилие или нет?
Каждый человек - личность, в этом состоит его богатство.
Вместе можно сделать много хорошего. 

  1. Что можно делать и сделать вместе?
    (играть, учить уроки, заниматься спортом, смотреть и обсуждать фильмы, книги, планировать будущее, путешествовать).
  2. Кто из вас знает, как можно проявить внимание к товарищу?
    (выслушать его мнение, оценить его, посочувствовать, не перебивать во время разговора, предложить помощь, помочь сделать уроки)
  3. Что такое насилие? Как вы его понимаете?
  4. Попробуем определить категории насилия, формы насилия.
    Как вы считаете, каким может быть насилие? Только ли физическим?

Физическое насилие

  • удары, толчки, щипки, пинки, побои, бросание предметов, удары в стену
  • угрозы причинить вред кому-либо
  • разрушение личной собственности человека, нанесение вреда его домашним животным
  • угрозы его семье

Сексуальное насилие

  • навязывание сексуальных отношений (домогательство)
  • воспринимать как сексуальный объект
  • изнасилование
  • нежелательное сексуальное прикосновение
  • вульгарное замечание
  • преследование с сексуальной целью

Моральное, эмоциональное, умственное насилие

  • обвинять в чем-либо
  • всегда считать себя правым
  • знать "правду" и верить, что другой человек всегда неправ
  • оказывать давление, все переворачивать
  • высмеивать
  • распространять слухи
  • контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за двоих, постоянно критиковать
  • не уважать мнение другого человека
  • дискриминация по отношению к женщине
  • держать кого-то в страхе
  • обидные клички
  • ругательства
  • прерывание в разговоре
  • оскорбления
  • невыслушивание, игнорирование
  • крики, повышение голоса

 

  1. Как вы считаете, почему кто-то проявляет насилие по отношению к другому человеку (дразнит, высмеивает)?

(У насильника, т.е. у того, кто проявляет жестокость по отношению к другим, свои проблемы. Он хочет решить их, унижая других (может быть, он сам унижен другими), он привлекает к себе внимание, дразня товарища, высмеивая его. Так насильник пытается выглядеть значимым, важным, т.к. считает, что, унижая товарища, можно стать главным, завоевать уважение окружающих, стать их лидером).

  1. А уважают ли его другие дети на самом деле? Те, при ком он унижает других … или боятся?
  2. Кого чаще всего обижают? Кто чаще всего становится объектом нападок таких горе-вождей?

(Кто младше, слабее, чем-то отличается от других)

  1. Каким может быть это отличие?

(Внешность, одежда, физические недостатки, ношение очков, нестандартная фигура и т.п.)

  1. Если жертва нападок очень умный ученик, как вы считаете, почему обидчик нападает на него?

(Завидует, хочет ущемить его самолюбие).

  1. Давайте поговорим о том, что может являться причиной жестокого обращения? Почему некоторые проявляют жестокость, становятся обидчиками?
    (Плохая атмосфера дома, недостаток внимания и любви со стороны близких, сиротство, развод родителей, унижение и оскорбление со стороны других, плохая успеваемость - все это ведет к вымещению злости и обиды на других людях).
  2. Как можно помочь своему товарищу, если он выглядит уставшим, находится в плохом настроении, запуган, плаксив, прогуливает уроки, опаздывает?
    (Попытаться завязать разговор, выяснить, что его беспокоит, выслушать его - это уже проявление внимания, поддержка).
  3. А если сам не решаешься это сделать, то какой выход из этой ситуации можно найти?

(Попроси друзей, кого-то из старших, родителей, учителей, родственников).

  1. Как можно понять товарища? Что нужно сделать, чтобы его понять?

(Поставить себя на его место и ответить на вопрос: "Какое отношение к себе ты желал бы в такой ситуации почувствовать?", попытаться сблизиться с товарищем, который находится в трудной ситуации. Если не можешь сам это сделать, попроси кого-то другого помочь тебе).

  1. Как вы считаете, нуждается ли в помощи обидчик? Как это узнать?

(Спросить его самого или с товарищами, что заставляет его портить настроение другим, поговорить о его проблемах).

  1. Если разговор не поможет, что делать?

(Поделиться со старшими - учителем, родителями, другими взрослыми, которые помогут уладить конфликт).

  1. Является ли ябедничеством такая помощь пострадавшему от насилия?
  2. Как можно разрешить конфликт?

(Обсудить его в классе).

  1. Чье мнение, на ваш взгляд, важнее при разрешении конфликта - учителя или ребят?

(Обеих сторон).

  1. Может быть, лучше не рассказывать о насилии сразу, а подождать какое-то время?

(О насилии надо говорить сразу, т.к. оно имеет свойство расти).

  1. Достаточно ли одного разговора с обидчиком, чтобы он все понял?

(Нет.)

  1. Нуждается ли жертва жестокого обращения после обсуждения и разрешения конфликта в поддержке товарищей? (Да).

Нужно ли следить за изменением ситуации? (да).

 

 

 

 

Рефлексия

Мы с вами, ребята, должны помнить, что никто не заслуживает, чтобы его обижали.

Каждый человек имеет право на уважительное отношение.
С другими людьми нужно обращаться так, как вы хотите, чтобы другие обращались с вами.

 

 

 

Вывод:

 

Наша группа это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию и жестокости. В рамках проекта мир против жестокости и насилия в отношение детей. В течение всего года в нашей группе проводится беседы с детьми, просматриваются мультимедийные презентации, проводится игровые и ситуативные упражнения согласна тематического планирования в подготовительной группы. Проводится беседы и консультация с родителями, раздается демонстративные материалы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsulzhestokoe.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

 ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

                                                                                 Подготовила и провела

                                                                                 Акберова Фирида Рашидовна

                                                 р.п.Дрожжино 2021 г.

Пояснительная записка:

Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от  окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей  много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы  воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной  возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании,  или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Поэтому проблема  насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.  

Цель: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.

Мы привыкли считать насилием изнасилование, избиение и убийство. И нам кажется, что все соглашаются - это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает достоинство - это насилие или нет?
Каждый человек - личность, в этом состоит его богатство.
Вместе можно сделать много хорошего. 

  1. Что можно делать и сделать вместе?
    (играть, учить уроки, заниматься спортом, смотреть и обсуждать фильмы, книги, планировать будущее, путешествовать).
  2. Кто из вас знает, как можно проявить внимание к товарищу?
    (выслушать его мнение, оценить его, посочувствовать, не перебивать во время разговора, предложить помощь, помочь сделать уроки)
  3. Что такое насилие? Как вы его понимаете?
  4. Попробуем определить категории насилия, формы насилия.
    Как вы считаете, каким может быть насилие? Только ли физическим?

Физическое насилие

  • удары, толчки, щипки, пинки, побои, бросание предметов, удары в стену
  • угрозы причинить вред кому-либо
  • разрушение личной собственности человека, нанесение вреда его домашним животным
  • угрозы его семье

Сексуальное насилие

  • навязывание сексуальных отношений (домогательство)
  • воспринимать как сексуальный объект
  • изнасилование
  • нежелательное сексуальное прикосновение
  • вульгарное замечание
  • преследование с сексуальной целью

Моральное, эмоциональное, умственное насилие

  • обвинять в чем-либо
  • всегда считать себя правым
  • знать "правду" и верить, что другой человек всегда неправ
  • оказывать давление, все переворачивать
  • высмеивать
  • распространять слухи
  • контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за двоих, постоянно критиковать
  • не уважать мнение другого человека
  • дискриминация по отношению к женщине
  • держать кого-то в страхе
  • обидные клички
  • ругательства
  • прерывание в разговоре
  • оскорбления
  • невыслушивание, игнорирование
  • крики, повышение голоса

  1. Как вы считаете, почему кто-то проявляет насилие по отношению к другому человеку (дразнит, высмеивает)?

(У насильника, т.е. у того, кто проявляет жестокость по отношению к другим, свои проблемы. Он хочет решить их, унижая других (может быть, он сам унижен другими), он привлекает к себе внимание, дразня товарища, высмеивая его. Так насильник пытается выглядеть значимым, важным, т.к. считает, что, унижая товарища, можно стать главным, завоевать уважение окружающих, стать их лидером).

  1. А уважают ли его другие дети на самом деле? Те, при ком он унижает других … или боятся?
  2. Кого чаще всего обижают? Кто чаще всего становится объектом нападок таких горе-вождей?

(Кто младше, слабее, чем-то отличается от других)

  1. Каким может быть это отличие?

(Внешность, одежда, физические недостатки, ношение очков, нестандартная фигура и т.п.)

  1. Если жертва нападок очень умный ученик, как вы считаете, почему обидчик нападает на него?

(Завидует, хочет ущемить его самолюбие).

  1. Давайте поговорим о том, что может являться причиной жестокого обращения? Почему некоторые проявляют жестокость, становятся обидчиками?
    (Плохая атмосфера дома, недостаток внимания и любви со стороны близких, сиротство, развод родителей, унижение и оскорбление со стороны других, плохая успеваемость - все это ведет к вымещению злости и обиды на других людях).
  2. Как можно помочь своему товарищу, если он выглядит уставшим, находится в плохом настроении, запуган, плаксив, прогуливает уроки, опаздывает?
    (Попытаться завязать разговор, выяснить, что его беспокоит, выслушать его - это уже проявление внимания, поддержка).
  3. А если сам не решаешься это сделать, то какой выход из этой ситуации можно найти?

(Попроси друзей, кого-то из старших, родителей, учителей, родственников).

  1. Как можно понять товарища? Что нужно сделать, чтобы его понять?

(Поставить себя на его место и ответить на вопрос: "Какое отношение к себе ты желал бы в такой ситуации почувствовать?", попытаться сблизиться с товарищем, который находится в трудной ситуации. Если не можешь сам это сделать, попроси кого-то другого помочь тебе).

  1. Как вы считаете, нуждается ли в помощи обидчик? Как это узнать?

(Спросить его самого или с товарищами, что заставляет его портить настроение другим, поговорить о его проблемах).

  1. Если разговор не поможет, что делать?

(Поделиться со старшими - учителем, родителями, другими взрослыми, которые помогут уладить конфликт).

  1. Является ли ябедничеством такая помощь пострадавшему от насилия?
  2. Как можно разрешить конфликт?

(Обсудить его в классе).

  1. Чье мнение, на ваш взгляд, важнее при разрешении конфликта - учителя или ребят?

(Обеих сторон).

  1. Может быть, лучше не рассказывать о насилии сразу, а подождать какое-то время?

(О насилии надо говорить сразу, т.к. оно имеет свойство расти).

  1. Достаточно ли одного разговора с обидчиком, чтобы он все понял?

(Нет.)

  1. Нуждается ли жертва жестокого обращения после обсуждения и разрешения конфликта в поддержке товарищей? (Да).

Нужно ли следить за изменением ситуации? (да).

Рефлексия

Мы с вами, ребята, должны помнить, что никто не заслуживает, чтобы его обижали.

Каждый человек имеет право на уважительное отношение.
С другими людьми нужно обращаться так, как вы хотите, чтобы другие обращались с вами.

Вывод:

Наша группа это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию и жестокости. В рамках проекта мир против жестокости и насилия в отношение детей. В течение всего года в нашей группе проводится беседы с детьми, просматриваются мультимедийные презентации, проводится игровые и ситуативные упражнения согласна тематического планирования в подготовительной группы. Проводится беседы и консультация с родителями, раздается демонстративные материалы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

Выступление на родительском собрании Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Выступление на родительском собранииКто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуаль...

Игра - квест для родителей «Мы против насилия и жестокости»

Конспект игры для родителей "Мы против насилия и жестокости" , направлен на создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми...

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....

Конспект комплексного занятия по аппликации на тему:"Мы против насилия и жестокости"

Дети не должны знать таких слов, как жестокость, насилие, зло. Они должны жить в мире любви. доброты, уважения друг к другу....

Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье....