Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями (электронный сборник)
статья

Григорян Ольга Васильевна

Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов детского сада был разработан электронный сборник. Материалы, представленные в нем, охватывают все стороны духовно-нравственного развития дошкольников.

Электронный сборник предназначен для педагогов детского сада и может применяться ими в работе с родителями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_grigoryan.docx18.15 КБ
Файл prezentatsiya_grigoryan_o.v._wecompress.com_.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Григорян Ольга Васильевна,

МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»

Полтавского района Омской области

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов  при взаимодействии с родителями

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников [1, с. 34]. 

 Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения  к культуре и истории родного края.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет являлся стажировочной площадкой регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» на базе Института развития образования Омской области.

Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов детского сада был разработан электронный сборник. Материалы, представленные в нем, охватывают все стороны духовно-нравственного развития дошкольников.

Электронный сборник предназначен для педагогов детского сада и может применяться ими в работе с родителями воспитанников. Сборник представляет собой структурированные и распределенные по возрастным категориям разделы: беседы, сказки, рассказы, «Мамина школа», игры, мультфильмы. Каждый раздел сопровождается краткими методическими рекомендациями, которые помогают родителям понять, как правильно организовать с ребенком беседу, о чем поговорить после просмотра мультфильмов.

Консультации, предлагаемые в сборнике, предназначены для родителей, которых волнуют вопросы: «Как формировать нравственные качества у дошкольников в игре?», «Как привить ребёнку уважение к старшим?», «Как правильно хвалить ребенка?».

В разделе «Беседы» родители могут обсудить с детьми такие темы, как «Добро и зло», «Добрые дела», «Прощение», «Зависть», «Щедрость и жадность». 

Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет в поисках информации. В связи с этим в разделе «Мамина школа» предложены  доступные, интересные, легко воспринимаемые материалы – рекомендации для родителей, выполняющие функцию просвещения: «Взаимоотношение родителей с детьми», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Проблемное поведение детей (в соответствии с возрастными особенностями)», «Организация предметно-игровой среды ребёнка  дома». Самостоятельно организовать дома с ребенком интересную и полезную игру родители могут с помощью презентации-подсказки «Поиграем вместе с ребенком».

Участниками творческой группы была разработана и реализована программа по внедрению «Электронного сборника» в непосредственную деятельность с родителями. Педагоги познакомили родителей с материалами сборника, дали рекомендации по практическому использованию  разработок. Электронный сборник размещен на сайте детского сада, в разделе РИП-ИнКО. Чтобы пользоваться сборником было возможно при помощи телефона, информация закодирована  QR-кодом, который  педагоги поместили на стендах в приемных и отправили родителям через социальные сети.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно-нравственном воспитании [2, с. 23].

Опыт работы педагогов по использованию электронного сборника при взаимодействии с родителями был представлен в сборнике материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции «Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы», г. Омск в 2020 году: опубликованы статьи «Духовно-нравственное  развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями», «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада с семьей».

Во всероссийском журнале для работников образования  «Метод-Сборник» представлены статьи участников творческой группы: «У истоков нравственного воспитания»,  «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»,  «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края» (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»), «Формирование нравственных качеств дошкольника в условиях реализации Стратегии развития воспитания».   

В результате использования электронного сборника становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности. Это позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Список литературы

  1. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013г.- 80 с.
  2. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями Ольга Васильевна Григорян, старший воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

Слайд 2

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества . Без этого он – засушенный цветок ». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Ф е де р а л ьны й г о с у д а р ст в е нны й об р а з о в а те л ьн ы й с т а н да р т дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих п р инц и п о в д ош к о л ь н о г о в о с пи т а н и я « п р ио б щ е н и е де т ей к и с о ци о к у л ь т ур ны м н о р м ам, т р ад и ци я м с ем ь и , о бщ е с т в а государства».

Слайд 4

Бренд «Традиции семьи – традиции детского сада» в рамках РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС» Инновационный продукт «Электронный сборник для педагогов ДОУ в работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Слайд 5

Б Е СЕ ДЫ СКАЗКИ РА СС К А ЗЫ СТ И Х О Т В О Р Е Н ИЯ М У Л Ь Т И - П У Л Ь Т И УМ Н Ы Е И Г Р Ы КАРТИНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАМИНА ШКОЛА духовно-нравственное воспитание

Слайд 6

Литературные сказки - подсказки Э с т е т и ч е с ки е с к а з к и- подсказки Добрые сказки- подсказки

Слайд 7

«Эмоциональное благополучие ребёнка» Содержание: рекомендации о создании эмоционального благополучия ребёнка с помощью средств духовно – нравственного развития. Темы: «Игра, как средство нравственного воспитания дошкольников» «Сказка, как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников»

Слайд 8

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕМЫ БЕСЕД: «ДОБРО И ЗЛО» «ДОБРЫЕ ДЕЛА» «ПРОЩЕНИЕ» «ЗАВИСТЬ» «ЩЕДРОСТЬ И ЖАДНОСТЬ»

Слайд 9

Рекомендации для родителей « Мамина школа» Цель : Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Содержание предлагаемой информации. Подборка рекомендаций по организации развивающей среды дома с учетом возрастных особенностей (предметно-пространственной среды); эмоционально и нравственно обоснованного личностного взаимодействия родителей и детей; специально организованной деятельности. Даны рекомендации по решению часто встречающихся поведенческих проблем . Темы рекомендаций для родителей «Взаимоотношение родителей с детьми» «Эмоциональное благополучие ребёнка» « Проблемное поведение (в соответствии с возрастными особенностями)»

Слайд 12

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ СБОРНИКОМ, ОТСКАНИРОВАВ ДАННЫЙ QR – КОД. ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ. С ПОМОЩЬЮ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕКТРОННОГО СБОРНИКА ВЫ СМОЖЕТЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, ПОМОЧЬ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ, СФОРМИРУЕТЕ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ДРУГИХ С ПОЗИЦИИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ

Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и г...