Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями (электронный сборник)
статья
Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов детского сада был разработан электронный сборник. Материалы, представленные в нем, охватывают все стороны духовно-нравственного развития дошкольников.
Электронный сборник предназначен для педагогов детского сада и может применяться ими в работе с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_grigoryan.docx | 18.15 КБ |
prezentatsiya_grigoryan_o.v._wecompress.com_.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Григорян Ольга Васильевна,
МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»
Полтавского района Омской области
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников [1, с. 34].
Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
Наш детский сад на протяжении нескольких лет являлся стажировочной площадкой регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» на базе Института развития образования Омской области.
Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов детского сада был разработан электронный сборник. Материалы, представленные в нем, охватывают все стороны духовно-нравственного развития дошкольников.
Электронный сборник предназначен для педагогов детского сада и может применяться ими в работе с родителями воспитанников. Сборник представляет собой структурированные и распределенные по возрастным категориям разделы: беседы, сказки, рассказы, «Мамина школа», игры, мультфильмы. Каждый раздел сопровождается краткими методическими рекомендациями, которые помогают родителям понять, как правильно организовать с ребенком беседу, о чем поговорить после просмотра мультфильмов.
Консультации, предлагаемые в сборнике, предназначены для родителей, которых волнуют вопросы: «Как формировать нравственные качества у дошкольников в игре?», «Как привить ребёнку уважение к старшим?», «Как правильно хвалить ребенка?».
В разделе «Беседы» родители могут обсудить с детьми такие темы, как «Добро и зло», «Добрые дела», «Прощение», «Зависть», «Щедрость и жадность».
Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет в поисках информации. В связи с этим в разделе «Мамина школа» предложены доступные, интересные, легко воспринимаемые материалы – рекомендации для родителей, выполняющие функцию просвещения: «Взаимоотношение родителей с детьми», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Проблемное поведение детей (в соответствии с возрастными особенностями)», «Организация предметно-игровой среды ребёнка дома». Самостоятельно организовать дома с ребенком интересную и полезную игру родители могут с помощью презентации-подсказки «Поиграем вместе с ребенком».
Участниками творческой группы была разработана и реализована программа по внедрению «Электронного сборника» в непосредственную деятельность с родителями. Педагоги познакомили родителей с материалами сборника, дали рекомендации по практическому использованию разработок. Электронный сборник размещен на сайте детского сада, в разделе РИП-ИнКО. Чтобы пользоваться сборником было возможно при помощи телефона, информация закодирована QR-кодом, который педагоги поместили на стендах в приемных и отправили родителям через социальные сети.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно-нравственном воспитании [2, с. 23].
Опыт работы педагогов по использованию электронного сборника при взаимодействии с родителями был представлен в сборнике материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции «Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы», г. Омск в 2020 году: опубликованы статьи «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями», «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада с семьей».
Во всероссийском журнале для работников образования «Метод-Сборник» представлены статьи участников творческой группы: «У истоков нравственного воспитания», «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста», «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края» (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»), «Формирование нравственных качеств дошкольника в условиях реализации Стратегии развития воспитания».
В результате использования электронного сборника становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности. Это позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Список литературы
- В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013г.- 80 с.
- Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2012. - 214 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества . Без этого он – засушенный цветок ». В. А. Сухомлинский
Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Ф е де р а л ьны й г о с у д а р ст в е нны й об р а з о в а те л ьн ы й с т а н да р т дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих п р инц и п о в д ош к о л ь н о г о в о с пи т а н и я « п р ио б щ е н и е де т ей к и с о ци о к у л ь т ур ны м н о р м ам, т р ад и ци я м с ем ь и , о бщ е с т в а государства».
Бренд «Традиции семьи – традиции детского сада» в рамках РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС» Инновационный продукт «Электронный сборник для педагогов ДОУ в работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Б Е СЕ ДЫ СКАЗКИ РА СС К А ЗЫ СТ И Х О Т В О Р Е Н ИЯ М У Л Ь Т И - П У Л Ь Т И УМ Н Ы Е И Г Р Ы КАРТИНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАМИНА ШКОЛА духовно-нравственное воспитание
Литературные сказки - подсказки Э с т е т и ч е с ки е с к а з к и- подсказки Добрые сказки- подсказки
«Эмоциональное благополучие ребёнка» Содержание: рекомендации о создании эмоционального благополучия ребёнка с помощью средств духовно – нравственного развития. Темы: «Игра, как средство нравственного воспитания дошкольников» «Сказка, как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников»
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕМЫ БЕСЕД: «ДОБРО И ЗЛО» «ДОБРЫЕ ДЕЛА» «ПРОЩЕНИЕ» «ЗАВИСТЬ» «ЩЕДРОСТЬ И ЖАДНОСТЬ»
Рекомендации для родителей « Мамина школа» Цель : Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Содержание предлагаемой информации. Подборка рекомендаций по организации развивающей среды дома с учетом возрастных особенностей (предметно-пространственной среды); эмоционально и нравственно обоснованного личностного взаимодействия родителей и детей; специально организованной деятельности. Даны рекомендации по решению часто встречающихся поведенческих проблем . Темы рекомендаций для родителей «Взаимоотношение родителей с детьми» «Эмоциональное благополучие ребёнка» « Проблемное поведение (в соответствии с возрастными особенностями)»
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ СБОРНИКОМ, ОТСКАНИРОВАВ ДАННЫЙ QR – КОД. ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ. С ПОМОЩЬЮ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕКТРОННОГО СБОРНИКА ВЫ СМОЖЕТЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, ПОМОЧЬ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ, СФОРМИРУЕТЕ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ ДРУГИХ С ПОЗИЦИИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...
Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ
Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...
Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе
В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и г...
Сборник мультимедийных презентаций по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.
quot;Мы живем в России""Изба""Угадай сказку"...