Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями
статья

Григорян Ольга Васильевна

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_praktiki_berezka.docx82.87 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

Субъект Российской Федерации: Омская область

Заведующий: Авакян Светлана Николаевна,

Тел.: 8(38163)21-066

 Электронная почта: avakyan.1972@bk.ru

Название практики: Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов  при взаимодействии с родителями

Направление практики: Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка.

Обоснование актуальности:

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также определяет одной из приоритетных задач формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Ребёнок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников. 

 Дошкольный возраст – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка социальным миром происходит на фоне приобщения  к культуре и истории родного края.

Основание  культуры – длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в  самом раннем детстве через родной язык,  художественный и образный мир традиционной культуры, освоение ее ценностей и норм. Культура должна стать средой развития и воспитания ребенка.

Содержание практики:

Наш детский сад является стажировочной площадкой регионального инновационного комплекса в образовании Омской области «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС».

Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, творческой группой педагогов детского сада был разработан электронный сборник. Материалы, представленные в нем, охватывают все стороны духовно-нравственного развития дошкольников.

Электронный сборник предназначен для педагогов детского сада и может применяться ими в работе с родителями воспитанников. Сборник представляет собой структурированные и распределенные по возрастным категориям разделы: беседы, сказки, рассказы, «Мамина школа», игры, мульти-пульти. Каждый раздел сопровождается краткими методическими рекомендациями, которые помогают родителям понять, как правильно организовать с ребенком беседу, о чем поговорить после просмотра мультфильмов.

Консультации, предлагаемые в сборнике, предназначены для родителей, которых волнуют вопросы: «Как формировать нравственные качества у дошкольников в игре?», «Как привить ребёнку уважение к старшим?», «Как правильно хвалить ребенка?».

В разделе «Беседы» родители могут обсудить с детьми такие темы, как «Добро и зло», «Добрые дела», «Прощение», «Зависть», «Щедрость и жадность». 

Современные родители всё чаще обращаются в сеть интернет в поисках информации. В связи с этим в разделе «Мамина школа» предложены  доступные, интересные, легко воспринимаемые материалы – рекомендации для родителей, выполняющие функцию просвещения: «Взаимоотношение родителей с детьми», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Проблемное поведение детей (в соответствии с возрастными особенностями)», «Организация предметно-игровой среды ребёнка  дома». Самостоятельно организовать дома с ребенком интересную и полезную игру родители могут с помощью презентации-подсказки «Поиграем вместе с ребенком».

Участниками творческой группы была разработана программа по внедрению «Электронного сборника» в непосредственную деятельность с родителями. В ходе ее реализации педагоги познакомили родителей с материалами сборника, дали рекомендации по практическому использованию  разработок.

C:\Users\Sergei\Desktop\222222.jpg                  C:\Users\Sergei\Desktop\1111111.jpg

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в духовно-нравственном воспитании.

Результаты реализации практики

Опыт работы педагогов по использованию электронного сборника при взаимодействии с родителями был представлен в сборнике материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции «Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы», г. Омск, 2020 год: опубликованы статьи «Духовно-нравственное  развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями», «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада с семьей».

Во всероссийском журнале для работников образования  «Метод-Сборник» представлены статьи участников творческой группы: «У истоков нравственного воспитания»,  «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»,  «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края» (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»), «Формирование нравственных качеств дошкольника в условиях реализации Стратегии развития воспитания».   

В результате использования электронного сборника становится возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности. Это позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ

Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: использование современных образовательных ресурсов при взаимодействии с родителями (электронный сборник)

Работая в рамках бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» над проблемой эффективного взаимодействия с родителями по вопросу духовно-нравственного развития детей дошкольного в...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...