Тематическое планирование "Социокультурные истоки"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Колчанова Елена Николаевна

Тематическое планирование по реализации программы "Социокультурные истоки" старший дошкольный возраст ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по реализации программы «Социокультурные истоки»

старшая группа детей с ЗПР №24 «Снегурочка»  

2020-2021 уч. год

Тема

Программное содержание

Оборудование, дидактические игры и упражнения 

 

Работа с родителями

Итоговое занятие

Сентябрь

«Дружная семья»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». Формирование у детей и родителей отношения к семье, как к одной из главных социокультурных ценностей. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребёнком.

1. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» (стр. 5-9),

Рассказов Л.Корсунской «Семья» (стр.11);

Э.Шим «Брат и младшая сестра» (стр.18)

Е.Пермяк «Первая рыбка» (стр.16);

Стихотворений (стр.12-13), потешек (стр.14), пословиц (стр.14) и личного опыта детей.

2. Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр.15)

3. Работа в паре «Дружная семья» (стр.21)

Оформление страницы Альбома «Дружная семья»

Ресурсный круг «Домашнее тепло» работа в парах

Октябрь

«Домашнее тепло»

Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга.

Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов

(книга 1 «Домашнее тепло» стр. 24-25);

пословиц (книга 1 «Дружная семья», стр.3)

и личного опыта детей.

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

(книга 1 «Дружная семья» стр.25).

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

(книга 1 «Дружная семья» стр.25).

Чтение рассказа «Семеро по лавкам»

(книга 1«Дружная семья» стр.26).

Чтение рассказа «Первая рыбка»

(книга 1«Дружная семья» стр.16);

чтение стихотворения «Веселая забота» (книга 1 «Дружная семья» стр.25).

Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» стр.27

Ресурсный круг «Домашнее тепло»

(«Истоковедение», том 5, стр.165-166);

Ноябрь 

«Дороги добра»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы»

Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.

Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй? » на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 5-7);

потешек (книга 2 «В добрый путь» стр.8);

пословиц (книга 2 «В добрый путь» стр.4)

и личного опыта детей.

Игра «Огород»

(книга 2 «В добрый путь» стр.9); Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько»

(книга 2 «В добрый путь» стр.12).

Беседа на тему «Какие добрые дела могут совершать дети» на основе рассказа «Добрая девочка»

(книга 2 «В добрый путь» стр.11).

Оформление страницы альбома «Дороги добра»

(книга 2 «В добрый путь» стр.11).

 Ресурсный круг «Дороги добра»

(книга 2 «В добрый путь» стр.13-14);

(«Истоковедение» том 5, стр.167-168);

Декабрь

«Сказочный лес»

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».

Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 23-25);

стихотворения И.Токмаковой «Ели»

(книга 2 «В добрый путь» стр.25);

пословиц

(книга 2 «В добрый путь» стр.16).

Беседа с детьми на основе русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»

(книга 2 «В добрый путь» стр.18-21); хороводная игра «Хоровод в лесу»

(книга 2 «В добрый путь» стр.17).

Оформление страницы альбома «Сказочный лес»

(книга 2 «В добрый путь» стр.22)

Работа в парах «Сказочный лес»

(книга 2 «В добрый путь» стр.26-27);

Январь

«Добрая забота»

Первоначальное освоение социокультурной категорией «Труд земной»

Воспитание у детей доброго отношения к животным.

Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке»

(книга 3 «Добрая забота» стр.4) и личного опыта детей

Беседа с детьми на тему «Почему корову называют «кормилицей?» на основе русской народной песни «Буренушка»

(книга 3 «Добрая забота» стр.12)

Хороводная игра «Кто пасется на лугу?»

(книга 3 «Добрая забота» стр.9)

Оформление страницы альбома «Добрая забота» (книга 3 «Добрая забота» часть 1 стр.11

Активное занятие. «Добрая забота» .

(книга 3 «Добрая забота» стр.13-14). «Истоковедение», том 5, стр.171-173.

Февраль

 

«Праведный труд»

Дальнейшее освоение  социокультурной категории «Труд земной»

Воспитание у детей уважения к труду.

Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.

Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник»

(книга 3 «Добрая забота» стр17-20).

Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа П.Засодимского «Откуда хлеб взялся?»

стихотворения Т.Шорыгиной «Жатва»,

(книга 3 «Добрая забота» стр.24-25).

Беседа с детьми на тему «Как дети помогают взрослым» на основе стихотворения В.Глущенко «Грядка»

(книга 3 «Добрая забота» стр.24-25);

Русская народная игра «Кто с нами?»

(книга 3 «Добрая забота» стр.22-23).

Оформление страницы альбома «Праведный труд»

(книга 3 «Добрая забота» стр.27).

Беседа с детьми на тему «Зачем детей нужно учить добру?» на основе рассказа К.Ушинского «На что тебе?»

(книга 3 «Добрая забота» стр.26);

Март

 

«Любимая сказка»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».

Воспитание у детей интереса и любви к сказке.

Развитие умения работать в паре.

Викторина «Узнай и назови сказку»

(книга 4 «Благодарное слово» стр10).

«Отгадайте сказочного героя»,

(книга 4 «Благодарное слово» стр12).

Дидактическая игра с кубиками и пазлами «Собери картинку из любимой сказки».

Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» и выполнение задания по прочитанной сказке.

(книга 4 «Благодарное слово» стр12).

Оформление страницы альбома «Любимая сказка»

(книга 4 «Благодарное слово» стр11);

Ресурсный круг «Моя любимая сказка»,

(книга 4 «Благодарное слово» стр11);

«Истоковедение», том 5, стр.174 – 175;

Апрель

«Благодарное слово»

Дальнейшее освоение  социокультурной категории «Труд души».

Развитие взаимодействия детей и взрослых.

Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текста произведения Н.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике»

(книга 4 «Благодарное слово» стр15-19).

Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текста произведения

Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?»

(книга 4 «Благодарное слово» стр20);

пословиц и личного опыта детей

(книга 4 «Благодарное слово» стр14).

Инсценирование рассказа Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?»

(книга 4 «Благодарное слово» стр20); выполнение творческого задания

(книга 4 «Благодарное слово» стр22).

Оформление страницы альбома «Благодарное слово»

(книга 4 «Благодарное слово» стр21).

Ресурсный круг

« Благодарное слово»

(книга 4 «Благодарное слово» стр21);

Май 

«Светлый праздник»

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Чтение фрагмента И.Шмелева «Лето Господне» («Троица»)

(книга 4 «Благодарное слово» стр25-26);

Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа К.Ушинского «Березка»

(книга 4 «Благодарное слово» стр27);

стихотворения «Я березка кудрявая»

(книга 4 «Благодарное слово» стр28).

Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа «Сказки про березоньку»

(книга 4 «Благодарное слово» стр30);

Русский народный хоровод «Во поле береза стояла»

(книга 4 «Благодарное слово» стр29).

Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям»

(книга 4 «Благодарное слово» стр24); со слов «Троицын день.. .» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим».

Оформление страницы альбома «Светлый праздник»

(книга 4 «Благодарное слово» стр31).

Итоговое занятие – ресурсный круг

« Доброе слово березке»

(«Истоковедение», том 5, стр.176 – 177);



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по реализации программы «Социокультурные истоки»

подготовительная к школе группа детей с ЗПР

Тема

Программное содержание

Содержание, дидактические игры и упражнения 

 

Работа с родителями

Итоговое занятие

Сентябрь

Тема «Вера» Верность родной Земле (часть 1)

«Богатыри – первые защитники

Земли Русской».

Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».

Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

Развитие мотивации на общение в группе.

Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7, «Добрыня Никитич и Змей» (стр. 8-11, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр. 3).

2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21).

Семейное чтение книги «Верность родной земле»

и оформление страницы альбома

Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19).

Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».

Октябрь

Тема «Вера» Верность родной Земле (часть 2)

Верность родной земле (часть II)

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».

Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие представления о верности родной земле.

1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».

2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр. 20).

3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр. 14-15, «Илья Мурома I, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр. 16- 18) и пословиц (стр. 3).

Семейное чтение 2 части

книги 1 «Верность родной

земле»

Работа в паре «Защитник Отечества» (стр. 23).

Ноябрь 

Тема «Радость послушания»

Радость послушания.

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».

Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. Развитие адекватной самооценки.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди» (стр. 4-6), «Аленький цветочек» (стр. 7 -22), «Царевна-лягушка» (стр. 24-25, пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр. 27).

Работа в микрогруппах «Радость послушания» (стр. 26).

Декабрь

Тема: «Светлая Надежда»

Светлая Надежда

Освоение духовно-нравственной категории «Надежда».

Развитие умения слушать друг друга.

Развитие целостного восприятия.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И. С. Шмелева «Лето Господне» 

«Рождество»  (стр. 5-8), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10), Ф. М. Достоевского «Божий дар» (стр. 12— 14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово»,

Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр. 11).

Ресурсный круг «Рождественское чудо».

Январь

Тема: «Любовь»

Доброе согласие

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда».

Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр. 17-18, рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр. 20-21, пословиц (стр. 16) и личного опыта детей.

Чтение русской народной сказки в обработке Ушинского К.Д. «Сивка-бурка», русской народной сказки «Зимовье зверей».

2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»).

Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр. 25).

Работа в паре «Построим дом» (стр. 26-27).

Февраль

Тема: «Добрые друзья»

Добрые друзья (часть первая)

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь».

2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

1. Работа в круге.

Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русскоих народных сказок «Зимовье зверей» (стр. 12-14), «Сивка-Бурка» (стр. 5-10), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10).

Выполнение творческого задания (стр. 11).

Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?».

Март

 Тема: «Мудрые дела»

Добрые дела. Добрые друзья (часть вторая)

Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».

Формирование потребности в социальном соответствии. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32), пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.

2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»).

Семейное чтение 2

части «Добрые дела»

книги 4 Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33).

Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35).

Апрель

Тема: «Мудрость»

Мудрое слово (часть первая)

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость».

Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

Формирование потребности в социальном соответствии.

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр. 5— 7), «Белая уточка» (стр. 10-14), пословиц (стр. 4 и 7) и личного опыта детей.

2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр. 8).

 

Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?».

Выполнение творческого задания (стр. 9).

Май 

Тема: «Мудрые люди»

Мудрые люди (часть вторая).

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость».

2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей).

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр. 17-21), «Названный отец» (стр. 22-26), пословиц (стр. 4, 7, 16) и личного опыта детей.

3. Любимые игры детства бабушек и дедушек.

5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр. 26).

6. предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности

Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр. 27)

Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами». Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Тематический годовой план для первой младшей группы

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...

тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной културы

распределение учебного материала по ознакомлению детей с руским народным искусством на три года...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Тематический годовой план занятий

Старшая группа №Тема занятияСодержание1.<Что летом родится - зимой пригодится»Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок летних явлениях природы...

Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.

Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....

Тематический годовой план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

План для младшей группы на 2012-2013 год.   P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...