Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка (старшая группа)

Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_kollektiva_detey_starshey_gruppy.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности коллектива детей старшей группы»

Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте управления и саморазвития, сложились под влиянием идей русских педагогов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. При этом педагогический коллектив имеет собственные своеобразные отличительные черты.

        Коллектив – это социальная группа, которая объединена общественно-значимыми целями, общественными ориентациями, а также совместной деятельностью. Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются.

Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

Следующий этап - формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения.

Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя - формировать организаторские умения у всех детей.

Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива. Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д.

Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени сформирован.

Но даже  в сложившемся коллективе не обходится без разногласий, ссор, жалоб. Как  воспитатель должен реагировать на жалобы детей?  Какие методы подобрать для  разрешения конфликтов?

Работая в детском саду, я  поняла, что дети в группе жалуются только у тех воспитателей, которые поощряют эти действия детей. У ребенка, привыкшего  к тому, что на его жалобу воспитатель отреагирует, наказав обидчика, это входит в привычку, как и у самого воспитателя.

  Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я поняла, что  детям надо давать возможность самим разрешать конфликтные ситуации. Воспитатель же в данной ситуации должен быть наблюдателем, держа ситуацию под контролем.

Если педагог видит, что  без его участия  конфликт не разрешится, он может включиться  и подсказать  варианты его разрешения. При этом у воспитателя должно быть несколько вариантов, а конфликтующим, лишь предоставляется  право выбора одного из вариантов.

  Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно мы с вами будем относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году. Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет 25 минут.

   Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.

   В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

   Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе, не забывайте об этом никогда.

Раскрывая теоретические аспекты формирования детского коллектива, мы видим противоречие социальной ситуации в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить и взаимодействовать с окружающими людьми, но осуществлять это он не может без помощи мудрого взрослого.

Важным показателем возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка  к  себе  и  другим.  Дети  могут  критически  относиться  к  некоторым своим  недостаткам,  могут  давать  личностные  характеристики  своим сверстникам,  подмечать  отношения  между  взрослым  и  взрослым  или взрослым  и  ребенком.  Но  родители  продолжают оставаться  примером  для детей. Если  родители  несут  позитивную  информацию,  если  у  ребенка  на  душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и  интеллектуальную) можно  заложить в ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

методическая разработка проектной деятельности " Скоро в школу"

Подготовка к школьному обучению дошкольников - важная задача, но и проблематичная одновременнокак для педагогов детского сада, так и для родителей. Этот процесс длительный и кропотливый. В соответстви...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС.

Статья публикуется в помощь учителям и воспитателям методических объединений  начальной школы....

Проектная деятельность по экспериментированию "школа волшебников".

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно иск...

Совместная проектная деятельность ДОУ и школы Лэпбук «Новый год»

Лэпбук сoдержит игры и зaдания нa нoвогоднюю тему. Спoсобствует рaзвитию речи, пaмяти, лoгического и твoрческого мышления.Цель: предстaвление знaний детей o трaдициях прaзднования Нoвого гoда....

Проектная деятельность в начальной школе

Презентация по ФЭМП "Изучаем фигуры. Квадрат", для детей второй младшей группы...

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, при...