Семинар "Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Мискун Ирина Николаевна

Семинар "«МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ. Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

СЕМИНАР

«МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ.

УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»                

Подготовила:

педагог-психолог

 МБДОУ д/с № 18

Мискун И.Н.

2020г.

Каждый педагог стремиться не только дать детям определенную совокупность знаний, умений и навыков, но и раскрыть способности и таланты каждого. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но учет индивидуальных особенностей ребенка не может отдельно существовать без учета гендерных особенностей. Впервые различия между понятиями "пол" и "Гендер" обозначил психолог Р. Столлер в 1968 году. Гендер – это социальный пол человека, т.е. образ мужчины или женщины в культуре, социуме, согласно которому к конкретным лицам мужского или женского пола предъявляются требования соответствовать ему внешне и внутренне, в чувствах, мыслях, поведении, образе жизни. Гендер указывает на социальный фактор с точки зрения маскулиности и феминности.

Маскулинность – мужественность.

Феминность – женственность.

Гендерная принадлежность человека проявляется в том, что человек делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Ролевое гендерное поведение характеризуется определенным набором черт. К признакам маскулиности относят: агрессивность, стремление к риску, доминантность, ориентированность на индивидуальные достижения. Проявлениями феминности считается пассивность, мягкость, зависимость, ориентированность на других и т. д. Учитывать гендерные особенности необходимо не только с целью  успешного обучения детей, но и с целью воспитания настоящих мужчин и женщин.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Пол будущего ребенка определяется уже в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Половые различия закладываются на ранних этапах эмбрионального развития, а именно на 6-й неделе внутриутробной жизни; на 8-10-й неделе формируются внутренние половые органы и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин. Так готовится основа для дальнейшего психосексуального развития плода. Вредные воздействия (введение таких гормональных препаратов, как тестостерон, прогестин и резерпин, стрессовые состояния, асфиксия плода при маточно-плацентарных кровотечениях и т.д.) особенно между 6-й и 32-й неделями беременности могут нарушить процесс правильной половой дифференцировки мозга, что в дальнейшем отразится на психосексуальном поведении и развитии ребенка.

В конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, получавших для предотвращения выкидыша прогестин  отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков,  играли в войну, дрались,  были независимы и самоуверенны. Такие девочки часто становились руководящими работниками, у них слабо выражался материнский инстинкт, они были, агрессивны и неуживчивы в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, отличались мягким, покладистым характером, играли в куклы. Скорее всего, женские черты в их поведении были связаны со стрессами, перенесенными матерями во время беременности. Эти и другие подобные факты свидетельствуют о том, что в определенном смысле основы полового воспитания закладываются еще до рождения ребенка, поэтому для будущей матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействия на нормальное развитие плода.

Многие авторы отмечают, что «стартовые возможности» девочек и мальчиков различны. Выкидыши у женщин случаются чаще, если они вынашивают мальчиков. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков, но часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. В результате на 100 девочек рождается 103-107 мальчиков; при этом при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения. Девочки рождаются на три-четыре недели более зрелыми. Хотя при рождении, как правило, у девочек, по сравнению с мальчиками, меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже через четыре недели они начинают опережать мальчиков в общем развитии.

У мальчиков отмечается больше случаев задержки умственного развития, гемофилии, заикания, неврозов. Часто болеющих мальчиков больше, чем девочек, особенно в критические периоды роста: на 3-м, 4-м, 7-м годах жизни. Мальчики на два-три месяца позже начинают ходить, на четыре-шесть месяцев позже говорить. Вместе с тем проведенное Т.В. Тюриной исследование конституциональных особенностей развития двигательных навыков и речи показало, что сроки развития мальчика или девочки во многом определяются его соматотипом. Например, девочки мышечного типа начинают говорить на четыре месяца раньше девочек астеноидного типа, а мальчики мышечного типа начинают стоять и ходить раньше и девочек, и мальчиков всех других соматотипов.

Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики в первые шесть месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до 4 лет. После 3 лет процесс роста стабилизируется (5-6 см в год), однако имеются «пики», или «максимумы», скорости. Первый максимум прослеживается в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. У девочек подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков. Исследователи объясняют это тем, что у женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной и длиннее шейный и поясничный отделы. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В возрасте от 4 до 7 лет нарушения осанки возрастают; причем их количество у девочек выше, чем у мальчиков. Объясняется это невысокой двигательной активностью девочек. Кроме нарушений осанки в дошкольном возрасте нередко встречается деформация стоп. Плоскостопие нарушает двигательную, балансировочную и, особенно, рессорную функцию стопы, отражаясь на функционировании всего организма и предопределяя различные типы нарушений осанки. У мальчиков плоскостопие встречается чаще, чем у девочек. Необходимо помнить, что до 4-5 лет плоская стопа оценивается как этап ее развития и не является патологией. Замечено, если у детей 4-7 лет нет существенной положительной динамики в состоянии стопы, плоскостопием, как правило, страдают родители и другие дети в семье.

Особенность обмена веществ у детей состоит в том, что значительная доля энергии (больше, чем у взрослых) идет на процессы роста, развития организма. Чем младше ребенок и чем интенсивнее процессы роста, тем потребность в белке, особенно у мальчиков, выше (недостаток белка замедляет развитие ребенка).

С возрастом изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) у новорожденного - 135-140 ударов в минуту, в 7 лет - 85-90. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста.

Ударный и минутный объемы крови зависят от физического развития: у детей, отличающихся высоким физическим развитием, они выше, чем у менее физически развитых сверстников. У мальчиков эти объемы несколько больше по сравнению с девочками.

У детей от 3 до 7 лет потребность организма в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функций внешнего дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких; причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек чуть выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Педагогу следует помнить, что ни увеличивающаяся подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения не могут компенсировать полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это результат кислородного голодания.

У девочек и мальчиков различается и физиологическая сторона восприятия. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В 7-8 лет у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» (кукол, тряпочки), играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

У девочек ниже порог болевой и тактильной чувствительности и помимо тактильной чувствительности лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Известно, что реакция мужчины отличается от реакции женщины на ту или иную ситуацию, и отношение представителей мужского пола к событиям, явлениям, фактам, как правило, бывает несколько иным, чем у женщин. Эти отличия в поведении и психологических реакциях на окружающее, обусловленные природой мужского и женского организма, являются их важной характеристикой. В то же время психологические особенности полов недостаточно изучены и мало учитываются в обучении и воспитании детей. Это имеет исторические корни. На протяжении долгого времени в обществе складывалось отношение к женщине как к существу, по уровню своего психического развития якобы стоявшему ниже мужчин. В борьбе за раскрепощение женщины была выдвинута идея о том, что у женщин нет существенных психологических отличий от мужчин и поэтому они должны иметь равные с ними права и возможности. Эта идея и стала одной из причин того, что надолго утратился интерес к изучению различий мужской и женской психологии.

Психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве (по данным некоторых исследований, даже в утробе матери плод, в зависимости от половой принадлежности, ведет себя по-разному), усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности. На основании записи биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни установлено, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте «работает» неодинаково. На 1-м месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. После 3 месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, движущиеся или новые предметы; девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например ласковом проговаривании. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.

Различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.

Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с 1 года 2 месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.

Начиная с 3-летнего возраста у мальчиков и девочек все более проявляются различия в способности мыслить, проявлении эмоциональности; заметно различается и их поведение. К 4 годам мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминны.

Их интересы - это техника, подвижные, в том числе военные, игры, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением у мальчиков пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мы уже говорили о том, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, мальчики отражают большее пространство, больше улиц, дворов, домов.

По наблюдениям разных исследователей (И.П. Петрище, В.И. Гарбузов), встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «отчего?» и «почему?». Это означает, что они склонны анализировать явления окружающей действительности, механизмы действия тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения. Внимание девочек более привлекает манипулирование с предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса «Что это такое?» (иногда и без него) дает ему оценку «красиво» или «некрасиво». Видимо, отсюда берет начало их интерес к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности и т.д.

Вместе с тем в играх дошкольников проявляется и их способность к творческой деятельности. Девочки используют игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить и тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Это может быть названо началом характерной для мальчиков преобразующей деятельности, которую, нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать - эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

В игре ребенок обретает жизненные навыки, которые потребуются ему во взрослой жизни. Можно пройтись по детской и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют развитию творческого потенциала ребенка и выработке у него конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шариками, грузовики и легковушки, роликовые коньки и велосипед и т.д. Большинство этих игрушек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенствуется координация рук и глаз, а также точность визуально-пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий. Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект собачек и лошадок, настольные игры, куклы, ящик «с драгоценностями», календари и наклейки, кухонная утварь, утюг... И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комнатах. Они ориентированы на домашние дела и уход за детьми, которые также

требуют творческого подхода и воображения. Однако они не предполагают активности и практически не развивают визуально-пространственное восприятие и моторику (крупную и мелкую). Имеются различия и в речи представителей обоих полов. У девочек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные, часты междометия. При передаче прочитанного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. Обычно мальчики начинают говорить несколько позже девочек, поэтому в их словаре часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики более разносторонни, и это проявляется уже после 5 лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в 5 лет уже «женщины», видящие намного больше, лучше разбирающиеся в людях, часто скрытные, иногда недоброжелательные к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести лучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

У мальчиков даже при материнской сверх опеке в 4 раза чаще, чем у девочек, бывают переломы, сотрясения головного мозга, не считая синяков и шишек. Это, образно говоря, плата за прирожденную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, пробежать быстрее, прыгнуть дальше. А девочка тем временем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодобрением, глазами женщины. Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и носят обычно скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками нарушения порядка являются сами.

Наблюдая за поведением дошкольников в детском саду, исследователи пришли к заключению: в последние годы агрессивность и мальчиков, и девочек возросла. По форме агрессия девочек отличается от агрессии мальчиков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения открытой враждебности, так как подвергаются за это наказаниям. У них преобладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но ныне нередко девочки, как и мальчики, стали прибегать к дракам.

Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки - природу, людей.

Еще в 70-е годы прошлого века было показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют различную генетическую основу. Дальнейшие исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении задач, выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется. Девочки лучше выполняют типовые, шаблонные задания. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Им лучше «недообъяснить», чтобы натолкнуть на нахождение решения.

В своей работе В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман отмечают, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Именно поэтому недовольство действиями мальчика следует выражать нотацией короткой, но емкой по смыслу и конкретной.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Девочки эмоционально реагируют и на положительные, и на отрицательные оценки. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Девочку, прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание, так как иначе бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно плохо и что надо изменить. Давать оценку деятельности мальчиков и девочек следует разными словами: слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков, девочкам следует давать положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница».

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.

Почему?

По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница («усатый нянь» - это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта), в начальной школе - учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин.

А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У неё другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте, сравним рисунки детей подготовительной группы детского сада: мальчиков и девочек. Тема задана одна и та же - «После снегопада». Все мальчики в группе, кроме одного, нарисовали уборочную технику, а девочки - себя, прыгающую через сугробы. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает с ресничками, щечками и бантиками.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду? Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?»), а девочки - для установления контакта со взрослым («А вы к нам ещё придете?»). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.

Воспитатель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими.

Занятие закончено. Но было ли оно рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психических функций? К сожалению, нет.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и индивидуально мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, Так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом.

Значит, речь лучше развита у девочек и женщин?! Оказывается это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин - способность к поиску нового нестандартного общения, к новаторству.

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие, они сами отличаются от мужчин. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает вместе с ней, словно не реагирует на происходящее, как бы остается равнодушным к ее словам. Но она не права. Нет, он не равнодушен. Просто у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к тому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, информация до его сознания не доходит.

Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Что здесь можно порекомендовать? Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты - плохой!» - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной.

Важный вывод: Мальчики и девочки – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают.

Рекомендуемая литература

1.  Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровье, 1983.

2. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Л., 1991.

3. Еремеева В Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: ЛИНКА-Пресс, 1998.

4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Медицина, 1988.

5. Коломинский ЯЛ., Мелтас MX. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной. Мн., 1985.

6. Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7.

7. Петрище ИЛ. О половом воспитании детей и подростков. Мн., 1990.

8.  Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против // Дошкольное воспитание. 2000. № 4.

9. Тюрина Т.В. Конституциональные особенности развития двигательных навыков и речи у детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7.

10.  Фуриева Т. Детский сад: проблема полового воспитания//Дошкольное воспитание. 1993. № 11.

11. Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е.И. Соколова. СПб, 1992.

12.  Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. ТА. Репиной. М.: Педагогика, 1987.

13. Сексуальное развитие и половое воспитание детей: Спецкурс / Сост. Э.К. Суслова. М.: АПО, 1994.

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

• Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

• Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Мальчики

Девочки

Анатомо-физиологические особенности

Рождаются более крупными, на 2—3 месяца позже начинают ходить.

Острота слуха до 8 лет выше, чем у девочек.

Младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Рождаются более зрелыми на 3—4 недели, более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на прикосновения.

В дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, а их биологический возраст выше. Раньше развиваются области левого полушария, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление.

Речь

На 4—6 месяцев позже начинают говорить, лучше удается поиск словесных ассоциаций, решение кроссвордов.

Лучше исполнительская сторона речи, лучше скорость чтения, совершеннее правописание.

Эмоции

Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, не уверены в себе. На эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Считаются более эмоциональными. В ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга.

Игры

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т. д., любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т.п.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка, девочки меньше интересуются внутренними устройствами игрушек, больше назначением, используют их обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

Умственная деятельность

Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи; тщательность, аккуратность оформления невелика. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность. Новую информацию анализируют с помощью правого полушария.

Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательность, проработка деталей, на высоком исполнительском уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение.

Новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Рисование

Чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше домов и улиц, менее насыщенная цветовая гамма.

Чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т. д.

Поведение на занятиях

Смотрят на стол, перед собой; если знают ответ — отвечают уверенно, задают вопросы ради получения какой-то конкретной информации. С начала занятия долго раскачиваются, на педагога не смотрят. Пик работоспособности приходится на конец занятия.

Смотрят в лицо, отвечая, ищут в глазах подтверждение правильности ответа и только после кивка взрослого продолжают более уверенно, вопросы задают больше с целью установления контакта, ориентированы больше на отношения между людьми. После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

Восприятие оценки взрослого

Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно он сделал не так. Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься».

Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задание, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, в чем именно они не правы. Чтобы поддержать, скажите ей: «Задание сложное, ты уже такое делала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Педагогический совет "ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный педсовет посвящен исследованию гендерного развития детей дошкольного возраста....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

Сюжетно – ролевая игра и её роль в гендерном развитии детей дошкольного возраста

             В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного повед...

«Экологическое воспитание в гендерном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Экологическое воспитание в гендерном развитии детей дошкольного возраста»...