Гендерное воспитание и развитие детей дошкольного возраста путём интеграции разных видов деятельности
материал по теме

Горбунова Ирина Николаевна

Опыт работы для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для воспитателей73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского

городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №52 «Ласточка»

Гендерное    воспитание    и    развитие      детей   дошкольного   возраста   путём   интеграции  разных  видов

деятельности

        Воспитатель: Леденева М.А.

МБДОУ детский сад №52 «Ласточка»

г. Старый Оскол

2013г.

Тема:  «Гендерное    воспитание    и    развитие      детей   дошкольного   возраста   путём   интеграции  разных  видов

деятельности».

Актуальность опыта:

  Актуальность обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей .В современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли доброту, были мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения.  Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают  вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на  индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров  поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье.

Многие родители указывают на этот воспитательный момент  и считают, что больше ничего делать не надо.  Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы  мужчины, не  утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались  бы  в главных потребителей и  не перекладывали бы лишь  на женские плечи воспитание детей.  Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают  тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены  нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети  не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют  желания прийти на помощь девочкам тогда, когда  нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.

Цель исследования:

Заключается в теоретическом обосновании и опытно-поисковой проверке эффективности комплекса организационно -педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

В основе данной работы лежит современный методологический подход который объединяет все основные направления образования, из разных разделов примерной основной общеобразовательной  программы «Детство». Педагог считает что, главное в ее деятельности – это совместная работа с детьми. И для того, чтобы процесс протекал наиболее плодотворно, был более привлекателен для детей, педагог искала новые методы и принципы работы в этом направлении.

Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д.Е. Еремеева, И.С. Кон, Т.П. Хризман) показывают, что чувство независимости у женщин и физическая развитость у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия

Таким образом, была определена основная идея опыта - гендерное воспитание детей  дошкольного возраста путем интеграции разных видов деятельности.

Исследование состоит из трех этапов.

1 этап. Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проводились практические занятия, индивидуальная работа по экологическому воспитанию дошкольников.

3 этап. Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт.

Диапазоном опыта является единая среда – «НОД + индивидуальная работа + воспитательная система»

Были определены основные принципы, которые легли в основу работы:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий направленных на гендерное обучение детей старшего дошкольного возраста.
  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности гендерного воспитания;
  • Принцип комплектности и интегративности – решение гендерных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип личностной ориентации преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития;
  • Принцип успешности – заключается в том, что на первом этапе гендерного воспитания ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить;
  • Принцип гарантированной результативности – предполагает получение положительного результата в гендерном воспитании, независимо от возрастной категории детей.

Инновация опыта:

Заключается в необходимости гендерного воспитания в дошкольном образовании с опорой на духовно-нравственное становление личности дошкольника, для гармоничного развития в его дальнейшей жизнедеятельности. На основе личностно-деятельностного, и гендерного подходов спроектирована структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста, отражающая содержание процесса гендерного воспитания дошкольников в образовательном процессе и его результат - гендерную воспитанность детей дошкольного возраста.

Гендерное воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.

в соответсвии с федеральными государственными требованиями и примерной основной общеобразовательной программой «Детство», предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгуппами по общим интересам. обязательными в оборудовании  являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.

При организации трудового воспитания педагог учитывает пол ребенка, так как мальчики и девочки существенно отличаются по двигательной активности, степени выносливости к физическим нагрузкам, склонности к тому или иному виду деятельности.

Преобладание повышенных силовых нагрузок, быстрота реакции, решительность, собранность - важные признаки мужественности. Способность и стремление к выполнению определенных трудовых обязанностей надо воспитывать и у девочек. Важно учитывать, что в силу более спокойного поведения, собранности они способны добиться успехов в работе, требующей большей точности, усидчивости.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака.

 Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования основ нравственного поведения. Одним из путей формирования нравственности растущего человека является его взаимоотношение с представителями противоположного пола. Дружба младших дошкольников - первый серьезный опыт межличностных, межполовых отношений. В дружбе у дошкольников воспитывается ответственность за свое отношение к противоположному полу, формируется доброжелательность, готовность прийти на помощь и многое другое, без чего невозможно представить нормальные взаимоотношения мужчины и женщины.

Для обеспечения эффективности в своей работе используем такие средства обучения как музыка, слово, движение и театрализованная игра.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация, работал детско-родительский клуб "Дорога радости", на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Издан спец выпуск газеты "Васильковые вести", посвященный вопросам полоролевого воспитания. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье". В группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка", в конце учебного года был проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки". Совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия: "День влюбленных", "Шоу всемогущих пап", "Бенефис девочек", "Рыцарский турнир", "День матери", конкурс семейных талантов "Минутка славы", спортивные праздники.

Каждый ребенок, независимо от половой принадлежности, является индивидуальностью, которой присущ набор определенных свойств и качеств.


Результативность опыта.

В ходе проведённой диагностики были выявлены следующие результаты:

2008-2009 г. – высокий 20 %, – средний 52 %, – низкий 28 %;

2009-2010 г. – высокий 23 %, – средний 60 %, – низкий 17 %;

2010-2011 г. – высокий 25 %, – средний 65 %, – низкий 10 %;

2011-2012 г.-   высокий 27% , - средний 68%,  -  низкий  5% ;

В данном дигностическом исследовании была предпринята попытка переосмыслить профессиональную деятельность педагога, построенную с учетом понимания различий между мальчиками и девочками в воспитательно-образовательном процессе.

 Педагог, организуя образовательную деятельность, должен знать и понимать сущность различий между детьми не только на биологическом и физическом уровнях, но и на психологическом и эмоциональном.

Необходимо  знать и понимать гендерные различия в поведении детей и учитывать их в организации разных видов деятельности (труд, общение и т.д.), а также приобщать дошкольников к усвоению мальчиками и девочками мужских и женских ролей в системе непосредственно образовательной деятельности. При этом должны использоваться такие формы и методы работы с детьми, которые позволяют им максимально проявлять себя представителями того или иного пола.

Следует также отметить, что проблема учета гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе должна решаться не только педагогом, но и семьей, поэтому педагогу нужно продумать систему работы по педагогическому просвещению родителей.

Практическая значимость  исследования заключается в том, что в нем предложены варианты психологических занятий-тренингов по формированию полоролевой идентификации дошкольников, способствующих закреплению знаний детей о назначении мужчин и женщин в жизни общества.

Подводя итог проведенной работы, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута. Последующая работа педагога будет строится в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

Библиографический список.

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000.
  2. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992; Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук. 1992. № 6. С. 42–48; Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., 1992.
  3. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
  4. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18–21.
  5. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001.
  6. Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура ». СПб., 2001. С. 223–234.
  7. Штылева Л.В. Педагогика и гендер // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002. С. 10–11.
  8. Еремеева В.Д. Нейропсихологические аспекты эффективности работы педагога. СПб., 2002.
  9. Пушкарева Н. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М. 2002. Ч. 1. С. 18–21.
  10. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.
  11. Пушкарева Н.А. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 15–34.
  12. «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе; ООО «Издательство Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2011г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения.

Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию....

« Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровье сберегающего пространства группы»

Ранний дошкольный возраст – период чувственного познания ребенком окружающего мира, когда происходит становление всех психических процессов, речи, видов деятельности....

Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей.  Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...

Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать ...