Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Ененко Елена Викторовна

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon enenko_-_tekst.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

1. Взаимодействие с семьями воспитанников  по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Д. С. Лихачев писал

2.  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, жилищу, к своему детскому саду

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому»

3.Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.

 4. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, с этой целью реализован проект «Древо моей семьи», прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

В духовно - нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

5. Духовно - нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- расширение представлений о городах России;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Методы, приемы и средства духовно-нравственного воспитания разнообразны, и определяются педагогом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, опыта родителей, специфики каждой семьи в атмосфере доброжелательности и открытости.

6-7. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу мы используем следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков.

8. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека.

Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними:

9. Народные и фольклорные праздники – Осень, Ярмарка, Масленица

Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День флага, День знаний

Международные праздники День матери, Международный женский день, День защиты детей.

Православные праздники – Рождество Христово, Ивана Купала, Пасха, Покров.

10. Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни. Для ознакомления детей с историческим и героическим прошлым нашего города, с народными традициями и культурой, мы  посещаем музей  города, так же  и создаём мини – музеи в детском саду, задача которых состоит в формировании образа, как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому.

11. Посещая музей, дети знакомятся с историей города, героическим прошлым, с предметами старины, народно-прикладного искусства.

12. Экспонаты музея изготовлены и расположены так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.). Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий.

13. Созданный в группе музей хлеба, экспонаты которого собраны с помощью родителей, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Дети имеют возможность не только рассмотреть предметы, но и практически освоить их.

С большим интересом знакомятся с экспонатами музея дети других групп. Познают много нового и интересного.

14. В настоящее время ведётся работа по предложенной родителям теме о создании книги семейных кулинарных рецептов. Родители с большим удовольствием принимают участие в ее создании. На каждой страничке они размещают семейные рецепты своей  национальной  кухни .

В книгу входят блюда русской кухни, армянской, татарской.

Многие семейные рецепты передавались из поколения в поколение, и с гордостью были переданы нам. В такой совместной увлекательной работе возникает культурная связь поколений в семье, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

15. Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки:

«Глиняная  игрушка»                                                                                             

«Фестиваль Воскресение Христова»

«Столовая для птиц»

«Цветы для мамочки»

«Любимые детские стихи в картинках»

«Герб нашей семьи»

«Новогодняя игрушка» 

«Читающая семья»  и т.д.

Изготовление работ не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

В процессе духовно-нравственного воспитания у детей формируются чувства: товарищества патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности.

Большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, т.к. воспитание личности — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.

Значимость духовно–нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы..

16. Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

 Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.   Формирование правильных духовно-...