Особенности педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова
Для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходима обоснованная педагогическая стратегия. Для ее создания необходимо знать и понимать причины, вызывающие у детей речевые нарушения и особенности развития таких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При построении и проведении педагогического процесса в группе для детей с нарушениями речи важнейшим требованием является обеспечение целостного всестороннего воздействия на ребенка. Для работы с такими детьми необходима обоснованная педагогическая стратегия. Для ее создания необходимо знать и понимать причины, вызывающие у детей речевые нарушения и особенности развития таких детей.

Среди причин, вызывающих речевые нарушения, выделяют биологические и социальные. Биологические причины представляют собой патогенные факторы, которые воздействуют на ребенка в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы после рождения. К таким причинам относятся: гипоксия плода, родовые травмы, мозговые инфекции и т.д. Социальные причины развития речевых нарушений связаны с депривацией детей, и особенное значение здесь имеет недостаточное эмоциональное и речевое общение ребенка со взрослыми. Также к социальным причинам относятся: двуязычие, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.

Поскольку речь является средством выражения мыслей людей, она становится основным механизмом мышления. В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. В условиях же речевого недоразвития психические процессы могут протекать своеобразно.  У детей с нарушениями речи имеются вторичные дефекты. Это ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме и отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Если речевые расстройства вызваны органическими поражениями мозга, то у детей часто бывает повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость. Часто для таких детей характерны неустойчивость внимания и памяти, сниженный уровень понимания словесной инструкции, пониженная умственная работоспособность, низкий уровень контроля за собственной деятельностью. В целом, психическое состояние таких детей достаточно неустойчиво.

Если же речевые нарушения имеют функциональное происхождение, то дети, имеющие их, эмоционально реактивны и легко дают невротические реакции на любой раздражитель. Причем их поведение может отличаться как повышенной возбудимостью, негативизмом и агрессией, так и наоборот, пугливостью, неуверенностью, повышенной застенчивостью.

Для создания индивидуальной образовательной траектории для ребенка с нарушением речи вначале необходимо провести психологическую диагностику, направленную на изучение его психического развития.  Реализация психодиагностического комплекса поможет выявить тип психического дизонтогенеза, а также определить роль нарушения речи в общей структуре коммуникативно-познавательных расстройств.

Индивидуальные маршруты для детей групп компенсирующей направленности создаются и реализуются в тесном взаимодействии воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей. В нашем детском саду есть 2 логопедические группы и группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, у которых тоже имеются речевые нарушения.

Развитие детей с нарушением речи имеет свою специфику. К этим детям нельзя предъявлять те же требования, которые мы предъявляем к их сверстникам, не имеющим проблем с речью. Нарушение высших психических функций, мелкой и общей моторики, эмоционально-волевой сферы, координации движений, быстрая утомляемость, мышечная заторможенность или расторможенность – вот неполный список проблем, с которыми сталкивается воспитатель в логопедической группе.

Соответственно, разрабатывая индивидуальный маршрут для такого ребенка, педагоги используют здоровьесберегающие технологии, создают комфортную психологическую обстановку в группе. Работая с детьми, в течение дня мы многократно возвращаемся к основным приемам работы с детьми-логопатами:

- дыхательная гимнастика – нормализует психоэмоциональное состояние, повышает иммунитет, насыщает организм кислородом;

- артикуляционная гимнастика – направлена на укрепление мышц речевого аппарата, формирования правильного произношения звуков;

- развитие мелкой моторики – включает работу различной направленности: пальчиковые игры, игры с «волшебным мешочком», раскраски, штриховки и т.д;

- развитие общей моторики – нормализует мышечный тонус, помогает снять напряжение, усталость, вырабатывает четкие действия, связанные со словесными сигналами;

- кинезеологические упражнения – направлены на развитие межполушарного взаимодействия, способности переключаться с одного действия на другое;

- су-джок терапия – воздействует на биологически активные точки, стимулирует речевые зоны головного мозга;

- упражнения на релаксацию – направлены на мышечное и эмоциональное расслабление;

- песочная терапия и сказкотерапия – направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы, адаптацию и социализацию ребенка;

- логопедическая ритмика – направлена на исправление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой;

- игры и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы.

Использование перечисленных приемов позволяет добиваться хороших результатов. Дети развиваются сразу в нескольких направлениях: речевом, интеллектуальном и эмоционально-личностном.

В немалой степени способствуют социализации и всестороннему развитию детей с нарушениями речи проводимые в группах проекты.

Например, проект «Дружба начинается с улыбки» направлен на формирование представлений о дружбе, обучение детей дружеским формам взаимодействия, развитие эмоциональной стороны детской личности, воспитание позитивного отношения между детьми. Проект «День Победы» воспитывает любовь к Родине, патриотические чувства, потребность защищать и совершать подвиги во имя Родины. Проект «Юные пожарные» развивает в детях чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, коллективную сплоченность, а также чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях.

        Наши ребята посещают библиотеки, музеи, принимают участие во всех мероприятиях ДОУ, в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Они участвуют в каждом конкурсе чтецов и даже занимают призовые места.

        Таким образом, благодаря грамотно подобранному коррекционному маршруту, вовлеченности детей в проекты и мероприятия, можно не только исправить речевые нарушения, но и, нормализовав психоэмоциональное состояние, полностью социализировать ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы

Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.

Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении....

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи

Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...