Причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Сытник Наталья Александровна

описаны основные причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_dekabr_2021.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сытник Наталья Александровна

Воспитатель

МБОУ «Начальная школа – детский сад №26 «Акварель»

г. Белгород

Причины проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Аннотация: описаны «семейные», «личные», ситуативные и социально-биологические причины.

Ключевые слова: агрессивное поведение, «семейные» причины, «личные» причины, ситуативные и социально-биологические причины.

Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. К старшему дошкольному возрасту эта «необходимая» агрессия может перерасти в асоциальную форму достижения желаемого. И здесь многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

1. «Семейные» причины:

- Неприятие детей родителями - это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации.

- Разрушение эмоциональных связей в семье - как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту.

- Неуважение к личности ребенка - пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей - когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают.

- Запрет на физическую активность. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать родителям.

2. «Личные» причины:

- Подсознательное ожидание опасности. Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом.

- Неуверенность в собственной безопасности - когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет.

- Личный отрицательный опыт - агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка .

- Недовольство собой - часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе.

- Повышенная раздражительность - такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

- Чувство вины. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?  

3. Ситуативные причины:

- Плохое самочувствие, переутомление - очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха - если кажется, что  ребенок проявляет повышенную агрессивность, следует обратить внимание не попал ли он под действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.

- Акцентуация характера -  отдельные черты характера, выделяющиеся в личности выше среднего уровня.

4. Социально-биологические причины: вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть грубым и агрессивным. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе.

Таким образом, формирование агрессивности в дошкольном возрасте происходит из-за множества причин, которые образуют прочную «почву» для развития агрессивного поведения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...

Игры для преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Психотехнические освобождающие и режиссерские игры в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками...