Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

«Изумрудный город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

«Изумрудный город»

Содержание

1. Введение                                                                            

                                                                                                   

2. Пояснительная записка                                                                                                                                                    

                                                                                                     

3. Актуальность

                                                                                                     

4. Цели и задачи                                                                                                                                                                      

5. Формы организации образовательной деятельности

6. Содержания программы                                                                                      

                                                                                                                         

7. Результаты освоения программы                                                                                        

                                                                                                                                 

8. Тематическое планирование  

                                                                                                     

9. Литература    

                                                                                                     

Введение

                                                                     «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре познает мир»

                                                                                                Мерзлякова С.И.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо-атмосфера, праздничное и радостное настроение.

ТЕАТР, как один из самых достойных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели поведения в современном мире.

Теоретическое наследие классической  психологии дает основание считать, что  воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а познавательско-исследовательские вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся развития интеллектуального, художественного, речевого и, что особенно важно, творческого. Она также служит неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка,  приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

Пояснительная записка.

   Рабочая программа кружка  "Изумрудный город" имеет художественную направленность, нацелена на реализацию задач развития театрализованной деятельности детей на базовом уровне.

  Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе программы по театрализованной деятельности Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. Обновление, дополнение содержания исходит из методических пособий Петровой Т.И., Сергеевой Е.А., Петровой Е.С. «Театрализованные игры в деском саду», Поляк Л. «Театр сказок», Маханевой М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» .

 Программа ставит перед собой задачу создания условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не только в обычном разговоре, но и на публике.

Актуальность.

Умение выразительно высказываться на публике, чувствовать себя уверенным можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать личностно-эмоциональную сферу ребенка.

Цель программы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи: 

- приобщать детей к театральной культуре: знакомство с устройством театра, театральными жанрами и видами театра (кукольный, драматический, пальчиковый, теневой, театр ложек, народный балаганный театр «Театр Петрушки»).

- обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.

- развивать  актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

- развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, сенсорику   слуха и  ритма, музыкальное мышление и  память.

- поддерживать каждую творческую находку ребенка в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании, импровизации.

- развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию, креативность.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща в коллективном творчестве.

Программа рассчитана на один года.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня:

- дети (5-6 лет) – 20-25минут;

Количество учебных занятий в год – 35.

Программа включает 8 основных разделов:

  1. Основы театральной культуры
  2. Культура и техника речи
  3. Основы кукольного театра
  4. Ритмопластика
  5. Игры-драматизации
  6. Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных
  7. Самостоятельная театральная деятельность
  8. Проведение спектаклей, праздников, концертов (один раз в два месяца)

Формы организации образовательной деятельности.

Образовательная деятельность осуществляется как в процессе  организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:

  • рассказы воспитателя о театральных профессиях;
  • игры-имитации, речевые игры с движением;
  • образно-ролевые и режиссерские игры;
  • обыгрывание стихов, песенок, потешек, минисценок, музыкально-подвижные игры;
  • игры-драматизации;
  • игры на развитие позитивных эмоций;
  • этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера;
  • танцевальные этюды, танцевальная разминка;
  • музыкально-пластические импровизации;
  • вокальные игры на звукоподражание;
  • постановка простейших инсценировок, сказок, басен;
  • овладение работой с куклой-игрушкой в различных видах театра (бибабо, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый театр);
  • просмотр спектаклей и беседы по ним с участием профессиональных артистов в детском саду;
  • прослушивание классической музыки и музыкальных литературных композиций;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд по изготовлению элементов костюмов атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме «Театр»;
  • создание пригласительных билетов для родителей на премьеру спектакля;
  • проведение спектаклей, праздников, концертов.

Содержание программы.

1-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

.

2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

.

3-й раздел – «Основы кукольного театра» -  направлен на формирование навыков и умений передавать особенности действий персонажа, на выражение чувств и переживаний; грамотное использование игрового пространства; перемещение куклы в соответствие с сюжетом и текстом; импровизацию с куклами разных систем в работе над спектаклем.

4-й раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

5-й раздел – «Игры-драматизации» - направлен на формирование  начальных творческих навыков; первоначальных навыков исполнения; коммуникативных навыков; на развитие актерских способностей детей, выразительности их речи, пластики, мимики; на развитие психических навыков.

6-й раздел – «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» -

направлен на развитие специальных музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, песенному искусству; развитие музыкальной памяти и музыкально-ритмических движений, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.

7-й раздел – «Самостоятельная театральная деятельность» - направлен на развитие инициативы, положительного отношения к участию в театрализованных играх.

8-й раздел – «Проведение спектаклей, праздников, концертов» - направлен на создание условий для совместной театрализованной деятельности; на формирование устойчивого интереса к театральному искусству; на формирование коллективной творческой деятельности на всех этапах работы над спектаклем.

Результаты освоения программы.

Планируемые показатели освоения программы:

  • у детей сформированы системные знания о разнообразии видов тетра;
  • дети владеют элементарными знаниями основ театральной культуры;
  • проявляют устойчивый интерес к театральному искусству;
  • владеют основами певческой и общемузыкальной культуры;
  • владеют навыками речевой культуры и средствами общения;
  • владеет навыками кукловождения.

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика) проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.

Примерное тематическое планирование

Месяц,

недели

Тема

раздела

Содержание

1

2

3

Сентябрь

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Игры-драматиза

ции

Развитие музыкальности, голоса, вокальных данных

Основы кукольного театра

Самостоятельная театральная деятель

ность

-Беседа с детьми «Что такое театр». Познакомить с видами театров Тамбовской области  (художественный, драматический, кукольный).

-Показ иллюстраций, фотографий и афиш Тамбовского театра.

- Рассказы детей о посещении театров.

- Упражнения на развитие сценической речи.

-Упражнения на развитие четкости речи (скороговорки, чистоговорки).

-Упражнения на дыхание.

-Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим». (кн.Э.Г.Чурилова, стр43)

-Инсценировка сказки «Репка» без слов, используя мимику и жесты.

- Упражнения-этюды на развитие образного перевоплощения.

-Разыгрывание инсценировок, этюдов по знакомым сказкам, стихотворениям.

- Работа над выразительностью передачи образа героя.

-Ролевые диалоги на основе текста.

-Упражнение для выработки правильного дыхания, напевности, чистого интонирования мелодии «У кота Воркота» (русская народная песня).

- Упражнения на точное определение высоких и низких звуков. Прослушивание разнообразных музыкальных отрывков (вальс, пляска, марш и др.) с целью определения жанра музыки, развития умения давать словесную характеристику прослушанного произведения.

-Знакомство с пальчиковыми куклами.

-Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Репка».

-Придумывание и обыгрывание историй с персонажами сказки.

Октябрь

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы

театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

Тика

Развитие

музыкальности, голоса, вокальных данных

Самостоятельная театральная деятель

ность

Основы кукольного театра

Игры-драматиза

ции

-Чтение стихотворения В. Василенко «Ты становишься зрителем».

-Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ. Упражнения на произношение гласных.

-Психофизический тренинг, развитие координации, совершенствование осанки и походки.

-Дыхательное упражнение «Едем на машине, качаем шины».

- Закрепление у детей умения точно определять и интонировать поступенное движение сверху вниз и снизу вверх.

- Разучивание музыкальных выходов героев.

-Оформление пригласительных билетов на премьеру спектакля.

-Упражнение на использование куклы в разыгрывании сценок по знакомым произведениям.

-Репетиция в костюмах с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Ноябрь

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Самостоятельная театральная деятель

ность

Основы кукольного театра

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

Игры-драматиза

ции

Проведение спектаклей

-Загадки на посвящение в «настоящие зрители»

-Стихотворение В.Василенко «Возьмитесь за руки, друзья…».

-Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

-Упражнение на развитие дыхания «одуванчик», упражнение со свечой.

-Развитие координации.

-Совершенствование осанки и походки (импровизировать пластические движения персонажей к сказке).

-Создание игровой  моти

вации – ряженье в костюмы.

-Индивидуальные творческие задания.

-Упражнение на закрепление умения у детей петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах.

-Прослушивание музыкальных произведений с четко выраженными частями с целью закрепления у детей восприятия формы музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).

-Генеральная репетиция.

-Выступление со спектаклем.

Декабрь

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Основы кукольного театра

Игры-драматиза

ции

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

Самостоятельная театральная деятель

ность

Проведение праздников

-Театральная терминология.

-Сценка-игра «Идем в театр».

-Игры-скороговорки «Испорченный телефон», «Фраза по кругу».

-Упражнения на четкое произношение согласных на конце слова.

-Беспредметный этюд («Вдеть нитку в иголку», «Собрать вещи в чемодан»).

-Пластическое упражнение – этюд «Зоопарк».

-Индивидуальные творческие задания.

-Игровой урок на развитие интонационной выразительности речи.

-Игра «Театральная разминка».

-Распределение ролей к сценарию праздника «Рождественские колядки».

-Игра для развития речевого дыхания «Пой со мной!» (пропевание на одном вдохе гласных звуков А,О,У,И,Э).

-Вокальные упражнения на развитие навыков ансамблевого т сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.

-Создание игровой мотивации.

-Изготовление масок.

-«Новогодний карнавал».

Январь

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Проведение праздников

Ритмоплас

тика

Игры-драматиза

ции

Культура и техника речи

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

-Знакомство с теневым театром.

«Рождественские колядки».

-Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

-Игры-драматизации по сказкам.

-Игры на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри», «Фыркающая лошадка».

-Игры на развитие мелкой моторики.

- Занятие-игра «Прогулка» на развитие навыков эмоциональной выразительности, владения певческим аппаратом.

-Упражнение «Дудочка» на чистое пропевание звуков трезвучия (учить петь на одном дыхании и в разных тональностях.

-Знакомство с интонациями русских народных песен «Приходила коляда», «Овсень». Пение в сопровождении шумовых инструментов.

Февраль

1-я нед

2-я нед.

3-я, 4-я нед.

Основы театральной культуры

Самостоятельная театральная деятель

ность

Ритмоплас

тика

Культура речи

Основы кукольного театра

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

-Культура поведения в театре.

-Этюды, игры: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр».

-Упражнение «Если бы мы были…а) львами,

б) мышками, в) котами,

г) собаками и т.п. (стоя в кругу, показываем стойку, повадки, озвучиваем голоса).

-Сценические этюды в паре: «Реклама».

-Упражнения на развитие мимики («Вкус яблока», «Разные лица», «Жадный медведь»).

-Индивидуальная работа.

-Игры на развитие внимания: «Имена», «Эхо».

-Знакомство со сценарием сказки.

-Распределение ролей.

-Отработка диалогов.

-Индивидуальная работа (выразительность, интонация) .

-Упражнение на соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным содержанием .

-Упражнение «Лошадки» Ф.Лещинского на  точную передачу пунктирного ритма.

-Занятие-игра «Я – артист» на развитие умения самостоятельно выбрать оригинальные действия для передачи игрового образа.  

Март

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Основа кукольного театра

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

Самостоятельная театральная деятель

ность

Проведение праздников

-Обсуждение особенностей каждого персонажа на сцене, декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

-Артикуляционная гимнастика для губ и языка.

-Считалки, стихи по выбору педагога.

-Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Натюрморт».

-Этюд на воспроизведение черт характера.

-Работа над спектаклем: вхождение в образ, обучение работе с куклой, стоя за ширмой.

-Репетиция спектакля.

-Вокальное упражнение «Весенняя капель», направленное на закрепление навыков правильного дыхания, умения передавать в пении динамику.

-Упражнение  «Горошина» Н. Френкель – чистое интонирование поступенного и скачкообразного движения мелодии.

-Практическая работа по изготовлению кукол для спектакля, изготовление декораций для спектакля.

Кукольно-ширмовое представление (выступление перед детьми детского сада)..

Апрель

1-я нед.

2-я нед.

3-я, 4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Самостоятельная театральная деятель

ность

Игра-драматиза

ция

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

-Продолжать знакомить с различными видами театра – бибабо.

- Комплекс упражнений «Речь и движение» (упражнения на координацию движения с речью).

- Речевая пальчиковая игра со стихами М. Барабаш «Кто приехал?»

-Сценический этюд «Скульптура».

-Упражнения с мячами.

-Игра-упражнение «Ожившая картина» (составляем сюжетную картину; каждый ребенок присоединяется поочередно, вставая в свою позу, подчеркивая образ).

-Чтение  сказки, готовящейся к просмотру

-Рассматривание иллюстраций

-Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки  по прочтении текста («Заюшкина избушка» или «Три медведя»)

-Упражнения на развитие творческой инициативы в самостоятельном нахождении песенных интонаций

-Упражнение «Радуга» на развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от общения с ней.

Май

1-я нед.

2-я нед.

3-я нед.

4-я нед.

Основы театральной культуры

Культура и техника речи

Ритмоплас

тика

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных

Самостоятельная театральная деятельность

Основы кукольного театра

Игры-драматизации

Проведение праздников

Подведение

-Беседа-викторина «Театр»: чем похожи и чем отличаются виды театров (драматический, оперный, кукольный, оперы и балета…).

- Интонационная выразительность стихов, считалок, скороговорок.

-Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

- Испытание пантомимой

(пантомимические загадки: переваливается медведь, шагает цапля, прыгает лягушка и т.п.)

- Показ сценических движений

-Дыхательное упражнение «Одуванчик» (обучение плавному, свободному вдоху; активизация губных мышц)

-Музыкальные импровизации к постановке сказки.

-Упражнения на отработку артистичного выразительного пения.

-Придумывание и обыгрывание историй с персонажами сказки.

- Индивидуальные творческие задания.

-Индивидуальные творческие задания

-Генеральная репетиция сказки в костюмах с декорациями, с музыкальным сопровождением.

- Показ сказки

итогов работы кружка

Литература

  1. Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г.  Программа «Театр – творчество – дети». М.: АРКТИ, 2002
  2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2012
  3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010
  4. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009
  5. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М.: «Просвещение», 1998
  6. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГТ. М.: «Мозаика – Синтез», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Умки»

«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, ...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Настоящая программа составлена с учетом реализации  интеграционных  связей между образовательными областями, она описывает планирование  и организацию театрализованной деятельности дете...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...