Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»
рабочая программа (старшая группа)

Тимофеева Алина Владимировна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

      Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно–исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

      Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок  дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

      Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx65.18 КБ

Предварительный просмотр:

Расскажи – и я забуду,

                                                              Покажи – и я запомню,

                                                             Дай попробовать – и я пойму.

                                                                              Китайская пословица

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

     

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

      Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно–исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

      Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок  дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

      Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. 

  1.  Актуальность и значимость

           

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Из практики мы с вами знаем, что наилучшим образом использовать основную особенность познавательной деятельности детей дошкольного возраста – знакомство с объектом через практическую деятельность. Ребёнок экспериментирует всё время: во время приёма пищи, прогулки, игры, гигиенических процедур и т. д. Дошкольник сам по себе – экспериментатор. Используя такой интерес к экспериментированию, можно успешно развивать мышление, логику, творчество, а самое главное – интерес ко всему окружающему, наглядно показывая связи между живым и неживым в природе.

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере.

В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы.

Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

1.3. Практическое значение программы кружка

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

•        обогащение представлений об окружающем мире,

•        развитие познавательной инициативы (любознательности),

•        освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

1.4. Цель:    

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет

1.5. Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Развивать воображение и творческую активность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
  • Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Формировать познавательные действия, становление сознания.

1.6. Принципы

  • принцип сезонности (учёт природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени).
  • принцип систематичности и последовательности  (постановка задач эстетического воспитания и развития «от простого к сложному»).
  • принцип интереса (опора на интересы и жизненный опыт детей).
  • принцип дифференциации и индивидуализации (учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка).
  • принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • принцип единства диагностики и коррекции.
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

1.7. Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.8. Целевые ориентиры

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

В процессе изучения детьми окружающего мира, свойств предметов развивается мелкая моторика пальцев и тактильное восприятие, пространственная ориентировка, внимание и усидчивость, наблюдательность и эстетическая отзывчивость. Так же будут развиваться интеллектуальные способности, память, внимание. Ребенок научится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять, воображать и фантазировать.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание содержательного раздела

Основой к структуре разработки программы кружка «Маленькие исследователи» являются Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Основными участниками образовательного процесса являются дети, педагог, родители.

2.2. Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

2.3. Методы, используемые для реализации работы кружка

2.3.1. Наглядные методы

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- просмотр презентаций, развивающих программ, фильмов;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр.

2.3.2. Словесные методы

- чтение литературных произведений;

- создание проблемных ситуаций;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

2.3.3. Игровые методы

- проведение разнообразных игр;

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

2.3.4. Практические методы

- экспериментальная деятельность;

- исследовательская деятельность.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родителей важно вовлекать в образовательную деятельность дошкольного учреждения:

  • создание уголков,
  • тематических фотоальбомов,
  • сопровождение вместе с воспитателями детей на экскурсиях,
  • пошив костюмов для своих детей для участия в праздниках,
  • организация совместного труда с детьми в домашних условиях и т.д.
  • оказание помощи в реализации проектов,
  • организация выставок совместного творчества,
  • консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
  • консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  • фото отчеты кружковой работы.

2.5. Перспективный план занятий кружка

Месяц

Тема занятий

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

Осень

«Почему желтеют листья?»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Организовать познавательную деятельность детей по закреплению с признаками осени и развитию исследовательских способностей. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, составлять монологические описания. Способствовать развитию умения сравнивать, развивать наблюдательность.

Слайды с осенними иллюстрациями, схемы-карточки, зеленые листья, деревянные кубики, кусочки белой ткани, Г. Граубина «Очень желтеют листья»

Польза или вред? «Обыкновенное чудо – молоко!»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Обогатить знания о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. Формировать у детей исследовательские навыки. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Картинки молока, цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка, стакан, лимон.

Польза или вред?

«Чудо - яблочки»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Развивать познавательную активность ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Выявить полезные свойства яблока и изучить его значимость для человека. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Картинки и энциклопедия по теме исследования, яблоки, терка, тарелочки, листочки для фиксирования результатов.

Польза или вред?

«Да здравствует мыло душистое!»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Обогатить знания детей о свойствах мыла, его

пользе и вреде. Развивать интерес к экспериментированию. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов.

2 салфетки, 2 тазика: с обычной и мыльной водой, фартуки клеенчатые для стирки, косметический карандаш, мяч, презентация о разновидностях мыла и технологиях его приготовления, детское мыло.

Ноябрь

Вода

«Тайна воды»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Познакомить детей с этапами исследования объекта. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм - символов.  

Прозрачные  ёмкости,  соль,  сахар,  монетки,  краски,  кисточка,

салфетки,  кувшин  с  водой,  яйцо, картинки и энциклопедия по теме исследования.

Вода

«Откуда берется дождь?»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного

состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации.

Банка стеклянная, крышка стеклянная сухая, горячая вода и лед. Вода комнатной температуры, пена для бритья, пипетка, цветная гуашь.

Вода

«Вода-растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворители: стиральный порошок, мука, песок, сахар, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки.

Вода

«Движение воды через корешки растения»

Опытным путем доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. Формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы.

Черенок растения с корешками, вода с пищевым красителем

Декабрь

«Кто от зимы не улетает?»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширять знания о приспособленности птиц к зиме. Стимулировать развитие любознательности. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ о зимующих птицах, используя схемы.

Карточки с изображением зимующих птиц,  листочки бумаги, фломастеры, детские энциклопедии с информацией про птиц, видеофильм «Зимующие птицы».

«Ёлочка – колкая иголочка»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Закреплять представление детей об особенностях ели; развивать умения и навыки детей к исследовательской деятельности; формировать знания детей о значении ели в жизни животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Еловые шишки и семена, семена подсолнечника, подарки для елочки (карточки с изображением солнца, воды, птицы, земли – почвы, земляного червяка, капли воды, ветра).

«Искусственный иней из соли»

Показать детям как можно получить искусственный иней; предложить самим сделать белоснежные веточки; продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.

Веточка дерева, соль, кастрюля, вода.

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Тарелочки, салфетки, лёд и снег, фартуки, формочки для лепки, тёплая вода

Человек

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус)

Январь

Человек

«Как работает наше сердце»

Дать знания о том, что сердце – главный орган человека, познакомить с его значением. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, относительно своего местоположения. Учить находить у себя пульс, пользоваться фонендоскопом. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Плоскостные фигурки мальчика и девочки, макет сердца, таблицы кровеносной системы человека, гибкие трубочки красного и синего цвета, бумажные сердечки, фонендоскоп.

«Угадай-ка: вес и сила»

Познакомить детей с понятием силы, как физической величины. Познакомить с понятием «Вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы

«Звук. Почему все звучит?»

Дать понятие о том ,что такое звук (колебание предмета), громкость, принцип распространения звуковых волн; подвести к пониманию возникновения эха; определить зависимость звучащих предметов от их размеров.

Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон, тонкая проволока, спичечные коробки.

Февраль

«Песок и глина - наши помощники»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Познакомить детей со свойствами и составом глины и песка. Формировать представление о свойствах песка и глины. Учить детей делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Прививать интерес к исследовательской деятельности

Емкости с песком и глиной, вода, палочки, лупы, ситечки.

«Какими бывают камни?»

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.

Коллекция камней.

«Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Дать детям представления о воздухе и его свойствах. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы.

Полиэтиленовый пакет, таз с водой, иллюстрации сильного ветра; фонограмма «Шум ветра», соломинки для коктейля, стаканчики с водой, бумажные лодочки, вертушки, воздушные шарики.

Свойства материалов

«Стекло. Как помогает исследованию стекло?»

Узнавать предметы, сделанные из стекла, сравнить их качественные характеристики и свойства. Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Различные предметы из стекла, лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, семена, листья деревьев, перышки.

Март

Свойства материалов

«Путешествие в бумажную страну»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Формировать представление детей о свойствах бумаги. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

Емкость с водой, кораблики из салфеток и из бумаги; набор бумаги разного качества, ватный диск, кожницы, клей, спички

Свойства материалов

«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде) и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

Различные деревянные предметы, таз с водой, горячая  вода, молоток, гвоздь, небольшие дощечки и бруски на каждого ребёнка; спиртовка,

«Свет. Загадочная тень»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимного расположения.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

«Свет. Цвет. Световой луч»

Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей; объяснить зависимость яркости   светового пятна от источника света, познакомить с влиянием солнечных лучей на темные и светлые цвета. Формировать у детей умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

Иллюстрации событий, происходящих в разнос время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, «волшебный мешочек»

«Электричество»

Установить причину возникновения статического электричества; выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Пластмассовая прическа, воздушный шарик, зеркало, ткань, Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани,

Апрель

Планета Земля

«Земля – живая планета»

Уточнить знания детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли. Закрепить у детей представления о диких животных, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Шапочки, изображающие животных: слон, белый медведь, волк, белка, черепаха, верблюд, пингвин, слайды с изображением природных зон.

Планета Земля

«Путешествие в космос»

Формировать представление детей о космосе: -уточнить и расширить представления детей о планетах; расширить кругозор детей о профессии космонавт; развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность; вызвать желание у детей исследовать и изучать космос.

Макет картонной ракеты, выставка картинок по

теме «Космос», воздушный шарик.

Планета Земля

«Вулканы»

(применение технологии А.И. Савенкова)

Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Искусственно созданный макет вулкана, сода, уксус, краски, вода, кисточки, кисточки, стакан для воды.

Детективная лаборатория

«Следы. Исследование обуви»

Закреплять умение детей старшего возраста распознавать следы при помощи карточек-схем. Закреплять навыки работы с микроскопом, умение фиксировать проведение опыта, делать выводы по результатам деятельности.

Микроскоп, карточки различных следов, прозрачные пластины, обувь для группы и уличная обувь, бумага, карандаши для фиксации опыта.

Май

Детективная лаборатория

«Отпечатки пальцев»

Познакомить детей с наукой «дактилоскопия», инструментами и приборами необходимыми для снятия отпечатков пальцев. Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов.

Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, увеличительное стекло или лупа, фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина.

Детективная лаборатория

«Невидимые чернила»

Познакомить детей со свойствами разных веществ. Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит.

Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, чай, картофель, молоко.

Итоговое занятие

«Детективное расследование»

Закреплять навыки исследовательской деятельности.

3. Организационный раздел

3.1. Режим занятий

Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май включительно), еженедельно один раз в неделю в четверг во вторую половину дня в 16:35 – 17:00ч продолжительностью 25 минут.

План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Маленькие исследователи» - 10 человек. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

3.2. Материал:

1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты, зеркала и другие;

2. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

3. Природный материал: вода, камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена;

4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

6. Красители: гуашь, пищевые красители;

7. Прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, сито;

8. Матерчатые салфетки, фартуки, шапочки.

3.3. Планируемые результаты:

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

•        Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

•        Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

•        Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

•        С желанием и интересом принимает участие  в опытно – экспериментальной деятельности.

Список используемой литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М,: ТЦ Сфера, 2013.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2014.

5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2013.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

9. Николаева С.Н. программа «Юный эколог» М.: - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

10. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2014 г.

11. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год

12. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г

13. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Крашенников Е.Е Мозайка-Синтез 2014 г.

14. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

15. Экологические проекты в детском саду. А.А. Филиппенко, О.М. Масленникова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

16. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П. Костюченко .- Волгоргад: «Учитель»  2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.

17. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»

Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Развивать умение обследовать предметы и явлени...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...