Статья на тему "Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (музыкальное развитие).
статья (старшая, подготовительная группа)

Круглова Елена Николаевна

Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ряд направлений музыкальной деятельности, таких как: слушание музыки, пение, танцы и пляски, музыкальные игры, инсценировки и игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Музыкальное развитие.

Круглова Е.Н. музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР-детский сад «Теремок», г. Северобайкальск

Аннотация. Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ряд направлений музыкальной деятельности, таких как: слушание музыки, пение, танцы и пляски, музыкальные игры, инсценировки и игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, художественно-эстетическое развитие, музыкально-творческое развитие.

Здоровье – это основное и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Сохранить и приумножить здоровье ребенка в процессе воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении – одна из главных задач современного педагога.

Если физическое развитие детей дошкольного возраста, как отдельно взятая образовательная область, направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств ребенка, то, здоровьесберегающие технологии пронизывают весь образовательный процесс в ДОУ.

Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ряд направлений музыкальной деятельности, таких как: слушание музыки, пение, танцы и пляски, музыкальные игры, инсценировки и игра на детских музыкальных инструментах. [3; с.18-96] Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Если детально рассмотреть здоровьесберегающие технологии, то можно увидеть и там огромное поле деятельности для творчества детей, вследствие чего процесс здоровьесбережения может проходить не только в полезном ключе, но и захватывающе интересном для самих детей.

Например, дыхательная и артикуляционная гимнастика – тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). (Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.) Можно использовать такие упражнения, как «Лесоруб», «Часики» и др. Для детской импровизации можно предложить им самим придумать и изобразить в движении и звукоподражании какой-нибудь механизм, действие, животное, птицу или насекомое.

Пальчиковая гимнастика – стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Для пальчиковой гимнастики в основном используются стихотворные формы, но, дав детям возможность придумать самим движения пальчиков и рук к какому либо художественному образу или действию,  они включаются в творческий процесс совместно с педагогом и другими детьми, что так же способствует развитию социально-коммуникативных навыков.

Фитбол-гимнастика – развивает вестибулярный аппарат, улучшает координацию, стабилизирует равновесие, а также активизирует обмен веществ, позволяет решать следующие задачи: развитие двигательных качеств; развитие и совершенствование координации движений и равновесия; укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов. В этом виде деятельности творческий процесс состоит в том, чтобы подобрать и использовать движения на мяче, соответствующие характеру и смыслу музыкального произведения. [4; с.102-108]

В этой статье перечислены три варианта использования здоровьесберегающих технологий в музыкально-творческом развитии детей. Еще есть такие здоровьесберегающие технологии как: логоритмика; оздоровительная гимнастика: партерная гимнастика, психогимнастика и др.; артикуляционная гимнастика: валеологические песенки-распевки, фонопедические упражнения и др. [3; с.13-20]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что творческое развитие детей, способствующее формированию многогранной и целостной личности, успешно можно сочетать с физическим и психическим развитием ребенка, что и является главной целью дошкольного образования.

        Список используемой литературы:

  1. Катькова, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в детском саду / Н.К. Катькова // Медработник ДОУ. 2017. №1. с.12.
  2. От рождения до школы Инновационная программа дошкольного образования / под.ред Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой  6-е изд. доп. / МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2020 с.18-96
  3. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ. 2017. №8. с. 13-20.
  4. Фурман, Е. Н. Фитбол-гимнастика для всех / Е. Н. Фурман // Инструктор по физкультуре. 2018. № 8. с. 102–108. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

Педагогическая технология развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Педагогическая технология развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования....

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...