Мини-музеи, как средство патриотического воспитания дошкольника.
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Ирина Михайловна

В последнее время актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини — музея. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Существует огромное разнообразие видов мини – музеев. Они могут быть посвящены патриотическому воспитанию, определённому выбранному предмету, так например как мини – музей книги, орденов и медалей ВОВ, рукоделие. В ДОУ одна из приоритетных задач является привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть

- Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

- Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

-Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Алгоритм создания мини-музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,

10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей. Даже в тесных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма - раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. Мини - музей можно разместить и в групповой комнате , в раздевалке ,в изостудии, в холлах.

Тематика мини - музеев разнообразна :

" Город мастеров"

"Мини -музей книги "

"Игрушки -забавы"

"Мой родной город"

"Наша Родина Россия "

"Народные куклы" и тд.

Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании :
•помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
•способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
•позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
          Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке и другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок.

Мини-музей – это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими руками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  Мини-музей – это интересная и эффективная форма работы по развитию дошкольников. Это и познание, и игра, и радость, и общение.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Мини - музеи как средство патриотического воспитания дошкольников

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая  посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»Ф. Дзери...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»

консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...

«Этнографические уголки и мини-музей - как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Этнографические уголки и мини-музей  -  как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Мини – музей  одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ....