ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: В ПОИСКАХ СМЫСЛА
книга

Величко Алла Михайловна

Материалы конференции посвящены вопросам формирования ИКТ-компетентности обучающихся на всех ступенях обучения, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, в частности. применения различных средств в условиях дистанционного обучения, повышения квалификации в области информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. Н. Ф. БУНАКОВА»

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Сборник материалов

XXI Международной научно-практической конференции

(7 - 10 декабря 2021 г.)

ВОРОНЕЖ

Воронежский институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова

2021

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Чукина И.В., Величко А.М., Копылова М.А. МКДОУ детский сад № 15 г. Острогожска Острогожского муниципального района Воронежской области ir.chuckina@yandex.ru

 Нужно признать, что цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Это заметно отразилось на характере взаимодействия родителей с детьми, так как значительная часть родительского времени, которая должна быть направлена на общение с ребёнком, совместную деятельность, игры заменяется манипуляцией гаджетами. В условиях, когда избежать тесного взаимодействия с электронными игрушками невозможно, многие педагоги говорят о рациональном использовании цифровых средств. Реальность такова, что возраст ребенка, которому родители предлагают гаджет, провоцируя появление зависимости, смещается к значениям 6 месяцев - 1 год. Это данные анкетирования, которое мы с коллегами проводили в 2019 г. 47 из 54 опрошенных семей подтвердили 355 использование цифровых устройств для отвлечения детей в указанный выше возрастной период. Согласно данным анкетирования, по мере взросления детей расширялась аудитория и активность «гаджетозависимости» семей. Свободное время малыши проводят сидя неподвижно, уткнувшись в телефон (это устройство используется чаще остальных), хотя естественнее для них было бы быть в постоянном движении, познавать окружающее пространство и «играя» с собственным телом, получать удовольствие от движения. Жан Пиаже утверждал, что «в основе когнитивного, социального и эмоционального развития лежит движение» [3]. Энн Джин Айрес говорит о том, что с рождения до 6-7 лет идёт активное накопление сенсорного опыта. Она выделяет 4 уровня сенсорной интеграции, т.е. «организации сенсорных импульсов, делающей возможным их последующую обработку и «осмысление» [1]. Базовыми она называет вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения. К 2-3 годам подключаются зрительные и слуховые ощущения. К этому периоду жизни ребёнок должен накопить большой базовый сенсорный опыт. Он станет залогом учебной успешности, социальной и коммуникативной адаптированности. Нехватка двигательного опыта может привести к нарушениям вестибулярно-билатеральной интеграции, гравитационной неуверенности и нарушениям праксиса, т.е. двигательного планирования [2]. Проявляется это в виде головокружений, потери равновесия, неуклюжести в движениях, появлении эмоциональных и поведенческих проблем. Вестибулярная система влияет на глазодвигательные мышцы, что приводит к нарушениям чтения, появляется страх при езде на велосипеде и многое другое. Салли Годдард Блайт говорит о том, что моторное развитие младенца начинается с работы вестибулярной системы и рефлексов внутриутробных, примитивных, которые должны угаснуть к 6-12 месяцам и постуральных. Должна произойти замена ранних рефлексов более поздними. «Зрелые реакции помогают обрести плавность движений, которая является надёжной основой чувства равновесия, а также повышают приспособляемость к изменениям в окружающей среде» [3]. При недостаточной стимуляции вестибулярной системы здорового ребёнка этого не происходит. В результате мы наблюдаем проявления нейромоторной незрелости. Воспользовавшись доступными тестами, позволяющими работать с детьми 5-6 летнего возраста, мы с коллегами провели диагностическое обследование воспитанников старшего (5 лет) и подготовительного (6 лет) возраста, целью которого было выявление ребят с нейромоторной незрелостью. Нейромоторное тестирование, предложенное 356 Салли Годдард Блайт, включало в себя тест Ромберга (для оценки проприоцепции и контроля статического равновесия), удержание равновесия на одной ноге, ползание на четвереньках, пересечение срединной линии, противопоставление большого пальца другим пальцам руки [4]. В обследовании участвовало 22 ребёнка пяти лет (I группа) и 26 детей шести лет (II группа). По результатам тестирования I группы моторной незрелости не выявлено у 18% детей, низкий балл у 36%, средний балл у 36%, высокий балл у 9% воспитанников. Близки к этим данным результаты обследования II группы: моторной незрелости не выявлено у 19% детей, низкий балл у 42%, средний балл у 27%, высокий балл у 12% воспитанников. Анализ полученных данных в сопоставлении с данными анкетирования «Семья и гаджеты» позволил увидеть, что дети со средними и высокими баллами нейромоторной незрелости, раньше других и в большем объёме начали увлекаться цифровыми устройствами и не накопили нужного сенсорного опыта. Примитивные рефлексы у этих детей не угасли в полной мере и негативно проявляются в жизни ребёнка. Мы с коллегами приготовили памятки для родителей, в которых привели примеры подвижных игр, предложили образцы игрового оборудования, которое можно использовать в домашних условиях и на улице. Уверены, что с их помощью можно накопить двигательный опыт и развить моторные навыки.

 Литература 1. Айрес Энн Джин. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; [пер с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2020. - 272 с. 2. Банди Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика / Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; [пер с англ. Д.В. Ермолаева]. - М.: Теревинф, 2021. - 768 с. 3. Годдард Блайт Салли. Хорошо сбалансированный ребёнок: движение и раннее развитие / Салли Годдард Блайт; под ред. Н.В. Луниной [пер с англ. И.В. Добрыниной]. - М.: Издательство «Национальное образование», 2020. - 192 с. 4. Годдард Блайт Салли. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа / Салли Годдард Блайт; [пер с англ. О.Н. Давыдовой]. - М.: Линка Пресс, 2017. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодолеваем сложности третьего этапа творческого объединения "Цифровое образование"

После разработки  серии конспектов занятий к заключительному  этапу сетевого проекта, творческого объединения «Цифровое образование», мы с моей коллегой перешли к  этапу реа...

Концептуальные основы стратегии цифрового образования первой образовательной ступени в МАОУ "СШ№12 г. Ельца"

На сегодняшний день цифровые технологии  в дошкольном образовании   играют важную роль в организации взаимодействия педагога ,  родителей, самообразовании педагогов.Дошкольники с...

Цифровое образование:в поисках смысла

В данной статье написанно об использовании доски Padlet в развитии самостоятельности, творчества и инициативы у детей дошкольного вораста...

Цифровое образование в ДОУ

презентация для воспитателей...

Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции "Цифровое образование: в поисках смысла".

Материалы конференции посвящены вопросам формирования ИКТ-компетентности обучающихся на всех ступенях обучения, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, в частности. п...