Мастер-класс с педагогами «Изготовление музыкальных инструментов своими руками».
методическая разработка

Шабаловская Лилия Сергеевна

Мастер-класс для педагогов оизготовлении музыккльных инструментов своими руками из бросового материала. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Изготовление музыкальных инструментов своими руками» Мастер-класс с педагогами

Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала педагогам.

 Задачи: 1. Расширять представление педагогов о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов.

2. Практическим путѐм освоить технологию работы с бросовым материалом.

3. Познакомить педагогов с технологией изготовления музыкальных инструментов из бросового материала.

4. Показать приёмы и способы изготовления  некоторых  шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.

5. Научить педагогов использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной деятельности детей в группе.

Ожидаемые результаты: 1. Педагоги освоят технологию работы с бросовым материалом, пополнится музыкальный уголок группы.

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас.

Надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой.

Я проведу мастер-класс по теме «Изготовление музыкальных инструментов своими руками».

     С помощью музыки мы воспитываем в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому там обязательно должно найтись место для музыкального уголка, ведь детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление ребенка; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность    

    В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир. Преодолеть застенчивость и скованность. Удивителен мир звуков, окружающих нас. И каждый звук может стать музыкой, надо только постараться её услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки.

      Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности.

   Создать ударные и шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов.

Ход проведения мастер-класса:

Сегодня мне хотелось рассказать о шумовых музыкальных инструментах, которые можно изготовить из бросового материала. Наполнитель и подручные материалы могут быть разными. Это зависит от того какой и с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент.

    Шумовые музыкальные инструменты должны быть красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей и им будет хотеться на них играть.  Сегодня я хочу поделиться опытом изготовления ярких и самобытных инструментов для детского музицирования. Давайте посмотрим, какие же необыкновенные шумовые музыкальные инструменты можно изготовить из бросового  материала. (Показ презентации с готовыми музыкальными инструментами, и поэтапное изготовление инструментов своими руками).

Перед вами самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые вы видели на презентации, изготовленные из бросового материала.

Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.

Проявите фантазию и креативность.

Практическая часть. Изготовление инструментов своими руками

      Данные музыкальные инструменты не требуют больших финансовых затрат, необходимо только приложить свою выдумку и фантазию. И сегодня я предлагаю вместе изготовить музыкальный инструмент на выбор из того материала, который представлен. Все необходимое для творчества у нас есть. Главное в работе с мелким материалом – это, прежде всего безопасность, т.к. дети, как правило, всё любят попробовать на «язык». Детали необходимо прочно скреплять между собой.

Работа над изготовлением инструментов:

(демонстрация готовых музыкальных инструментов: маракасов, бубна, коробочки-шумелки, барабана)

Сегодня мы с вами сделаем такие мызукальные инструменты:

  1. Шумелки.
  2. Маракасы.
  3. Барабан.
  4. Металлобан.

Материалы для изготовления самодельных инструментов:

  1. Бумага (цветная бумага, картон, обложки от альбомов, гофре и пр.);
  2. Папки-скоросшиватели (цветные)
  3. Пластиковые и картонные контейнеры из-под рыбы, сыра.
  4. Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические).
  5. Циркуль
  6. Клеевой пистолет (можно использовать клей момент)
  7. Скотч (узкий, цветной или декоративный)
  8. Бусинки или стразы самоклеющиеся для декора
  9. Крупа (гречка, рис, горох, фасоль).

10.Пластиковые бутылочки, ведерки, цветные пластмассовые крышки и т.д.

     Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму и т.д.

Шумелки: В качестве шумелок можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами (рисом, гречкой) или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.

Маракасы:  Это, пожалуй, самый простой музыкальный (шумовой) инструмент. Его можно изготовить из баночек из под киндеров, баночек из-под крема или йогуртов, всевозможных коробочек. Наполнителем может быть любая крупа или бусины, горох, фасоль.

Шаг 1. Берем банки с крышками (жестяные и пластиковые, если есть — то подойдут и деревянные, берестяные и глиняные сосуды с крышками, киндер-сюрпризы или контейнеры для бахил). Затем наполняем их разными наполнителями: пшено, гречка, чечевица, горох, фасоль, бусины. Заполняем разные банки на разную высоту (на 1/4 объема, на 1/2 объема, на 2/3 объема или на какую вам угодно).

Шаг 2. Закрываем плотно крышку. Пробуем звучание получившейся заготовки шейкера или маракаса вместе с детьми. Пробуем добавить наполнитель или, наоборот, его убрать для получения нужного звука.

Шаг 3. Когда нужный звук получен, плотно закрываем крышку (или даже заклеиваем). Обклеиваем инструмент цветной бумагой или цветным скотчем (малыш может помочь Вам нарезать полоски для украшения или выбрать тесьму). Декорируем инструмент. Можно баночку прикрепить к любому держателю (даже к пластиковой ложке, будет удобнее им пользоваться). Интереснее, если вы будете по-разному декорировать баночки. Это может быть и тесьма, и наклейки, и аппликация из бумаги, и узоры, нарисованные гуашью и потом покрытые сверху лаком для прочности.

Предлагаю еще один способ изготовления Маракаса.

Для этого мне понадобилось:

1.Одноразовые пластиковые ложки (чайные) 4 штук;

2.Контейнеры от игрушки «Киндер-сюрприз» 2 штук;

3.Скотч и изолента;

4.Клей-момент универсальный (или другой, способный приклеить пластик);

5.Разные крупы (я взял  пшено). (Приложение 2)

 

Процесс выполнения. Накапать клей на дно пластиковой ложки, положить внутрь яйцо (внутрь предварительно насыпать любую крупу), надавить и подождать, пока приклеится. Накапать клей во вторую ложку, приложить её к полученной конструкции. Пытаться соединить ложки таким образом, чтобы концы ручек совпали. Затем скотчем соединяем вверх. Теперь украшаем ручки, для этого соединяем ручки ложек вместе и обматываем изолентой

И вот маракас готов!

Барабан.

Для изготовления барабана нам понадобятся:  Банка из-под майонеза;  Манная крупа или песок;  Использованные фломастеры;  Футляр от киндер-сюрприза;  Наполнитель для палочек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа).

  Вот как поэтапно происходит изготовление барабана:

1. Возьмите банку из-под майонеза – это будет корпус барабана.

2. Внутрь банки насыпьте слой манной крупы или песка в 1 см (чтобы чуть приглушить звук барабана).

3. Плотно закройте крышку.

4. Возьмите два использованных фломастера.

5. Раскройте футляр от киндер-сюрприза, в одной части проделайте отверстие меньшее резьбы корпуса фломастера.

6. Ставьте в отверстие фломастер.

7. Футляр наполняем бисером или крупой, закрываем.

8. Оформляем барабан цветной бумагой.

Барабан готов к использованию!

     А еще можно сделать металлобан. Догадались, почему он так называется? Конечно, потому что он сделан из металлической банки, например из-под кофе. Сухую чистую банку из–под кофе поставьте пластмассовой крышкой вниз. Палочкой будет служить простой карандаш с резинкой на конце. Сначала ударяйте по дну банки одним концом карандаша, а затем – другим. И вы получите два совершенно разных звука. Один – звонкий и резкий, другой – приглушенный и мягкий.

   Изготовление музыкальных инструментов своими руками – занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте…

      Большое спасибо всем участникам нашего «Мастер - класса». Мы с вами решили очень важную задачу: научились изготавливать самодельные музыкальные инструменты, пополнили наш групповой музыкальный уголок красочными инструментами, которые будут способствовать развитию музыкальных способностей ваших детей.



















Приложение 1

Игра на самодельных музыкальных инструментах

Как же ещё можно применить такие инструменты в доме?

1. Большой интерес у ребёнка вызовет озвучивание сказок, стихов. К примеру: Как озвучить гром? (барабан); а шуршание песка в пустыне? (маракас); как скачет конь? (кастаньеты). Это поможет вашему ребёнку развить фантазию, по новому услышать мир звуков.

2.«Игра в эхо»- проигрываете на инструменте ритм, он его повторяет.

3. «Игра с музыкальными инструментами»- можно использовать на семейных праздниках

С шумовыми инструментами можно играть везде: в группе, на улице, дома.

1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».

2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь» - свободные индивидуальные и коллективные импровизации, спонтанная комбинаторика.

3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь» - ребёнок дирижирует оркестром из нескольких музыкальных инструментов.

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

7. «Сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками в свободной аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).

Игры звуками – это творческое исследование, главная ценность которого, является импровизация, рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СВОИМИ РУКАМИ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СВОИМИ РУКАМИ...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СВОИМИ РУКАМИ(2)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СВОИМИ РУКАМИ...

Изготовление музыкальных инструментов своими руками

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах одна из развивающих задач воспитателя в детском саду. Порой детишкам и их родителям дают задание придумать нетрадиционные музыкальные инс...

Фрагмент музыкальной деятельности, изготовление музыкальных инструментов своими руками. Шумелки- маракасы.

взяла старшую группу детского сада, мы с ними вместе делали шумелки- маракасы. наполняли крупой коробочки из под киндеров, обматывали декаративным скодчем и украшали стразами....

Мастер-класс "Изготовление музыкальных инструментов своими руками". Часть 1. "Шейкер"

Каждый взрослый знает как сделать для своего малыша погремушку, Можно даже ничего не придумывать, а выдать малышу коробки, крышки, кастрюли и ведерки. Ещё можно с лёгкостью сделать маракасы, в любую ё...