Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"
методическая разработка (средняя группа)

Косарева Светлана Владимировна

Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_-rabota_s_odarennymi_detmi.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №8 «АИСТЕНОК»

Консультация для педагогов

«Работа с одаренными детьми»

Подготовила: воспитатель

Косарева С.В.



                                                                       В каждом человеке  заключается

                                                                       целый ряд  способностей и

                                                                       наклонностей, которые стоит

                                                                       лишь пробудить и развить,

                                                                       чтобы они, при приложении к делу,

                                                                       произвели самые превосходные

                                                                       результаты. Лишь тогда человек

                                                                       становится настоящим человеком.

                                                                                                             А. Бебель
    На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для одаренного ребенка, но и для общества в целом. Одаренные дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.                                                                    

     Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

     Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями.
    Установлено, что в дошкольном возрасте возрастное развитие неотъемлемо связано с формированием способностей. Если целенаправленно воздействовать на способности малыша и систематически с ним заниматься, можно развить задатки. Задатки навыков и склонностей ярко проявляются в дошкольном возрасте, а потому важно их не только как можно раньше определить, но и развить. Семья и педагоги должны работать над этим сообща. В детских садах поиск различных видов одаренности условно возложено на разных специалистов: педагог-психолог определяет интеллектуальную одаренность; воспитатели – технические и творческие склонности; логопед – литературный талант и риторику; музыкальный руководитель – артистизм и музыкальные дарования.
    Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги – дошкольники. Как показывает практика, выявление и поддержка одаренных детей – комплексная задача, которую следует выполнять членам семьи дошкольника и педагогам детского сада. Мамам и папам важно осознать степень собственного влияния на жизнь малыша, чтобы все свободное время направить на развитие предрасположенности и творческих способностей сына или дочери.
    Учитывая эти особенности одаренных детей, требуются учебные программы, выходящие за рамки обычного обучения. При этом дети склонные к высоким достижениям могут и не демонстрировать их одновременно, но иметь потенциальные возможности.      

     В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с педагогами). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.
    За время работы в детском саду мне довелось работать с  одарённым ребёнком. На протяжении нескольких лет педагоги и психолог наблюдали и работали с ним. У ребёнка в большей степени наблюдалась одарённость в художественно – эстетическом развитии (рисование).   Рисование помогает                                                                 сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве. Большую роль в развитии творческих способностей ребёнка играет участие мамы. Совместно с педагом – психологом и семьёй был разработан  план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.  

     Для одаренности в области художественного творчества выбрали следующие направления:                    

1. Развитие творческих способностей, фантазии, умения мыслить неординарно.                                                                                                              2. Развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического представления.                                                                                                              3. Совершенствование изобразительных технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.                                                           4. Развитие и совершенствование композиционных навыков, чувства цвета, чувство ритма.                                                                                                                 Формы и методы работы:                                                                                 Рассматривание репродукций картин, альбомов;                                           Дидактические игры;                                                                                                          Игры – упражнения;                                                                                                     Создание проблемных ситуаций;                                                                                       Игры - эксперименты;                                                                                               Подготовка конкурсных работ;                                                                      Иллюстрирование книжек - малышек;                                                                  Наблюдения                                                                                                                      Участие в творческих проектах;                                                                                  Экскурсии в музей                                                                                                  Практические задания                                                                                                      Беседы                                                                                                                      Организация персональных выставок

     Исходя из форм и методов работы, мы ожидаем результат, то есть где ребенок может реализовать, представить свой талант это может быть участие в конкурсном движении на различный уровнях, презентации творческих проектов, персональные выставки, участие в проектах и т.д. В течение всей работы педагоги  фиксируют все личностные достижения ребёнка.  В конце учебного года проводится заключительная диагностика где, так же как и в начальной диагностике приобщаются наблюдения воспитателей, анкетирование родителей и на основании полученных данных педагог  составляет аналитическую справку, и отчёт. Наша цель, это   помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Педагогу совместно с родителями необходимо  развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.  

      На основе психофизической диагностики, педагогической диагностики, анализа данных проведения методики экспертных оценок  по выявлению видов одаренности Лосевой А.А. и анкетированию родителей «Не прозевайте вундеркинда»  был разработан  индивидуальный маршрут одарённого ребёнка. Хотелось отметить, что пойдя в школу девочка не только продолжила заниматься рисованием, но и проявила способность к вокалу.
    В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Родителям таких детей нелишне было бы объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача - вещь нормальная, случающаяся со всеми. Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

     Главное, чтобы родители воспитывающие, одарённых детей испытывали ответственность и одновременно радость.  В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных дошкольников. Надо надеяться, что соответствующие программы будут разработаны, но даже и тогда родители останутся главной опорой одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...