«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пятерикова Анастасия Витальевна

Для детей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны, они побуждают их к экспериментированию: «Что будет, если нажать разные клавиши пианино одновременно?» А если ударить палочкой по металлофону? А если ударить по нему не специальной палочкой из металла, а деревянным карандашом?» Ребенок учится познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно. Таким образом ребенок начинает искать нетрадиционные способы решения. Ребенок экспериментирует.  Это и есть креативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_sreda.docx19.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

                                                                 

                                                                                                         

 

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются все виды восприятия и задействованы все виды памяти. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. музыка совершенствует человека – дает особое видение окружающего мира, учит не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а, следовательно, чувствовать. Ребенок станет более эмоциональным, его мир будет гораздо насыщеннее и красочнее. Человек, знающий музыку, обладает душой более богатой, чем тот, кто ею не владеет. Музыка: моторную, ассоциативную, слуховую, зрительную и образную.

   Для детей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны, они побуждают их к экспериментированию: «Что будет, если нажать разные клавиши пианино одновременно?» А если ударить палочкой по металлофону? А если ударить по нему не специальной палочкой из металла, а деревянным карандашом?» Ребенок учится познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно. Таким образом ребенок начинает искать нетрадиционные способы решения. Ребенок экспериментирует.  Это и есть креативность.

    Креативность – это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, решать задачи необычным способом.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

- творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

- самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

- интеллект, «интеллектуальные способности»,

- «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;

- знания и навыки.

   Часто можно заметить, как дети, вернувшись с музыкального занятия, где слушали мелодии понравившихся им песен, с важным видом ставят на пюпитр детскую книгу и с рисунками и начинают «сочинять музыку» по картинкам. Интересно наблюдать, как всматривается ребенок в рисунок, словно в ноты, пальцы нажимают воображаемые клавиши – и тут рождается музыкальный образ, соответствующий настроению картинки.

 К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

- информационный, позволяющий развивать интеллект;

- социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

- эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

   Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

                           Музыкально-образовательная среда – ДОУ

Музыкально-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков.

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:

• Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.

  Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.  В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню).

  Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.

   Музыкально-предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности она организуется по трём основным блокам:

- восприятие музыки

- воспроизведение музыки

- музыкально-творческая деятельность.

   Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных зон в группах старшего дошкольного возраста имеет дидактическую основу.

   В нашей работе мы используем различные формы организации совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

   Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

  В нашей группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и диски, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; диски с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также различные пособия:

1.Образные пособия:

- Портреты композиторов.

- Картинки с изображением музыкальных инструментов.

- Музыкальное лото.

- Музыкально-дидактические игры.

2. Не озвученные музыкальные инструменты (предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах):

- Макеты музыкальных инструментов

- Не озвученное пианино с нарисованной клавиатурой.                                                              

3.Озвученные музыкальные инструменты:

 - игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты)

(погремушки, бубны, барабан).  

- игрушки-инструменты, издающие только один звук (свистульки, дудочка).      

- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки)

- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино)  

- самодельные шумовые музыкальные инструменты

   Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.

4. Аудиовизуальные пособия (диски с записью музыкальных произведений  и видео концертов)

   Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Мы, воспитатели, осторожно направляем самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

                 Музыкально-образовательная среда – семья.

   Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.

   В своей работе мы применяем различные формы взаимодействия с семьей. С целью музыкального просвещения родителей мы проводим индивидуальные консультации, онлайн родительские собрания. Также организовано информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию. Все они дают определенный эффект. Однако этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду дома, какую музыку слушать предпочтительнее в том или ином возрасте ребенка, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.). Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

                   Музыкально-образовательная среда – социум.

   Среда социума является местом музыкального просвещения ребёнка. Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники, достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

   Таким образом, музыкальная   среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

   Подводя итог анализа музыкально-образовательной среды ДОУ, семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей, семьи и социума культуры музыкально-образовательная среда становится мощным средством музыкального образования и развития креативности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий р...

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»...

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

Музыкальная среда как средства  развития креативности  ребенка...

Выступление на педагогическом совете «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее:...

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное...