Особенности образовательной деятельности детей и подходы к её организации
статья

Кабанченко Наталия Владимирона

образовательные организации в современном мире используют в своей работе различные подходы к организации образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей образовательной деятельности детей в группах старшего дошкольного возраста и подходы к её организации

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении строится на основе закона об образовании в Российской Федерации и в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательный процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач. Образовательный процесс планируется с учетом задач образовательных областей в основной образовательной программе дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Реализация этой программы осуществляется в процессе образовательной деятельности.

Закон об образовании дает определение организованной образовательной деятельности: «деятельность по реализации образовательных программ». Организованная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость дошкольным организациям использовать инновационные подходы к организации образовательного процесса. Дошкольные образовательные организации на основе целевых ориентиров дошкольного образования, на этапе завершения его, разрабатывают образовательные программы. Программа определяет содержание образования, формы и методы организации образовательного процесса, содержание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, характер взаимодействия педагога с детьми и родителями. Анализ программ дошкольных организаций позволил выделить различные подходы к организации образовательной деятельности.

  • Программа «От рождения до школы» основана на принципе культуросообразности. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
  • Программа «Детство» реализует принцип этнокультурной соотнесенности - приобщения к истокам народной культуры своей страны. Программа  «Детство» одна из первых реализовала организацию целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения .
  • В основу программы «Истоки» лег деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса, который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.
  • Принцип построения образовательного процесса в программе «Успех» осуществляется на основе примерного календаря праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия.  В связи с подготовкой к празднику определяются формы реализации содержания программы .
  • Главная задача воспитания программы «Развитие» - выделение наиболее существенных характеристик влияющих на изменения в развитии личности, общении ребенка с окружающим, углублении детского познания и детской деятельности. Одной из таких характеристик является- развитие способностей, что составляет основную образовательную цель данной программы. Программа направлена на развитие способностей  (познавательных, творческих, коммуникативных, регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми .
  • Программа «Тропинки» считает  приоритетным создание условий для личностного роста детей  3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности  в различных видах детской деятельности. Это дает возможность видеть мир по-настоящему целостно, интегрально - «видеть целое раньше частей» .
  • Программа «Миры детства»  предлагает выстраивать образовательный процесс на основе овладения детьми культурными практиками в процессе приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. К основным культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.  Взаимодействие взрослого и ребенка выстраивается на основе партнерских отношений «партнер-модель» (взрослый ставит цель, начинает действовать предоставляя возможность детям включиться в эту деятельность)  или «партнер-сотрудник»(взрослый предлагает детям цель и участвует наравне с детьми в реализации поставленной цели как более компетентный партнер) . Каждая из моделей находит применение в зависимости от ситуации.
  • Программа «Вдохновение» нацеливает организации на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка, раскрытия его способностей и талантов и описывает ее целевое состояние, обеспечивающее выполнение поставленных перед ней образовательных задач. Программа уделяет повышенное внимание разнообразным аспектам окружающей среды, в которой развивается ребенок, и рассматривает мышление ребенка, его ощущения и  поведение как интегрированное целое, которое находится под влиянием множества разнообразных воздействий со стороны биологических факторов и факторов окружающей, в том числе социокультурной, среды. Программа предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Вывод:        

Анализ комплексных программ дошкольного образования показывает, что образовательные организации в современном мире используют в своей работе различные подходы к организации образовательной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС все вышеперечисленные программы учитывают индивидуальные потребности детей, их возможности и реализуют поддержку детской инициативы; осуществляют приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства, формирование познавательных интересов, действий в различных видах деятельности.  Взаимодействие субъектов образования строятся на основе субъект-субъектных отношений.  Во всех программах учитывается возможность выбора ребенком вида деятельности и партнёров взаимодействия.

Таким образом, разнообразие программ дошкольного образования, реализуя основные задачи развития ребенка дошкольного возраста, дает возможность педагогу выбирать формы и методы осуществления образовательной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям.

Распределение образовательной деятельности в режиме дня и организация видов детской деятельности по образовательным областям....

Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.

В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...