Программа по духовно-нравственному воспитанию второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
учебно-методический материал

Ванина Ирина Львовна

  Программа по духовно-нравственному воспитанию  второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) «Счастливая дорожка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duh-nravs_vospitaniya_beketova_o.b.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Улыбка» г. Рассказово.

                               

  Программа по духовно-нравственному воспитанию

второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) «Счастливая дорожка»

                                                                                     Составила: воспитатели

                                                                                                         Ванина И.Л.

                                                                                                   Финогенова О.А.

Оглавление

  1. Оглавление  …………………………………………………………………2
  2. Паспорт программы…………………………………………………………3
  3. Пояснительная записка ……………………………………………………. 4
  1. Цели и задачи программы………………………………………………..6
  2. Формы,  методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию… 9
  3. Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе…………………………….10
  4. Учебно-тематический план……………………………………………..11
  1. Содержание программы:
  1. Календарно – тематическое планирование работы с детьми ………..12
  1. Ожидаемые результаты освоения программы……………………………..13
  2. Мониторинг освоения детьми программного материала ……………….. 18
  3. Список литературы ………………………………………………………....46

                                               2. Паспорт программы

Наименование программы

Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей второй группы раннего возраста .

Основание для разработки программы

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.  Программа приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.  

Целевая группа

Группа общеразвивающей направленности для детей 2-3года жизни

Составитель программы

Ванина Ирина Львовна, воспитатель первой категории

Цель программы

Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей второй группы раннего возраста.

Задачи

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и  трудолюбие;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.

Ожидаемые результаты

Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

Срок реализации программы

2021 – 2022гг.

                                         3. Пояснительная записка

            « Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве,  станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

         Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители.  «Бог утаил  сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф. 11гл. 25стих)

        Что мы имеем в виду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к ближнему, к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству.  Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение,  где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».

         Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.  

         Актуальность данной программы заключается в том, что она приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.  Таким образом, данная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию  детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий и в самостоятельной деятельности воспитанников. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию   ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 3 лет и рассчитана на 1 год. 

        При разработке рабочей программы  учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.

                                       3.1 Цели и задачи программы

              Цель программы: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей второй группы раннего возраста.

           В ходе её достижений решаются следующие задачи:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и  трудолюбие;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.

  1. Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

- Духовный ориентир: построение жизни и поступков на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори добро»);

- Гуманистический принцип: формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному  субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближнему).

- Природосообразность: по Я. К. Каменскому - Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве…надо только направить человека так, чтобы беспорядочные инстинкты не вывели его за пределы должного… (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

- Культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников  младшего дошкольного возраста

Дети второй группы раннего возраста характеризуются высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

          С 2 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими; взрослыми и сверстниками.

         Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. К 3 годам развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения, где ребенок берет на себя  определенные роли и подчиняет им свое поведение.

         В этом проявляется интерес ребенка  к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, проявляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Наиболее важными моментами в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников являются: формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей  жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практики надлежащего поведения.

 

3.2 Формы,  методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию

1.Познавательная деятельность – (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Продуктивная деятельность – (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

 3. Нравственная деятельность -  (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).

4.Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).

Формы и методы по реализации основных задач программы

- Проведение православных праздников;

- «Уроки доброты»;

- Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- Организация выставок и Мини-музея (совместная деятельность детей и родителей);

- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;

- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

- Целевые прогулки в природу;

- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

3.3Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе

  1. Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
  2. Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокассет).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

                                       3.4 Учебно-тематический план

          Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность  проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.

         Программа «Счастливая дорожка»  предусматривает  организованную образовательную  деятельность, продолжительность  которой зависит от возрастных особенностей детей.

 Группы ДОУ

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

Продолжительность ОД

2 ранняя группа

От 2 до3 лет

             4

            36

      5-9мин.

                                    4.Содержание программы

 4.1Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Неделя №

Занятие №

Тема занятия

Совместная деятельность педагогов с детьми

Работа с родителями

Игровая деятельность

Беседы, ознакомление с художественной  литературой

                                                                   Сентябрь

1

1

Хорошо у нас в саду

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», Д/и «Кому, что подойдет»

Рус. нар. игра «Как у бабушки Маланьи»

Беседа:

« В детский сад пришла я с мамой»

Экскурсия по ДОУ

(знакомство  с сотрудниками и их трудом).

Практическая консультация для родителей «У каждого человека своё имя».

2

2

Как мы весело играем

3

3

Есть у солнышка друзья

4

4

Подарки для друзей (продуктивная деятельность)

                                                                     Октябрь

5

1

Красивая осень

Д/и «Во саду ли в огороде».

Рус. нар. игра «Капуста»

Беседа «Православные праздники»

Развлечение: Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Экскурсия по улице, где расположен детский сад.

6

2

Разноцветный ковёр (прод. деят.)

7

3

Подарки осени

8

4

Развлечение «Осень золотая»

                                                           Ноябрь

9

1

Мама, папа, я - семья

Сюжетно-ролевые игры «Семья», Игра «Ласковые слова». Рус. нар. игра «Колечко»

Беседа «Моя семья», «Мои братья и сестры», Выходной день в нашей семье»

Развлечение «Вечер шуток и загадок».

Рассматривание семейного фотоальбома.

10

2

Наш семейный альбом

11

3

Вместе с бабушкой и дедушкой

12

4

Развлечение «День матери»

                                                                Декабрь

13

1

Кто живёт в моём дворе

Д/и « Домашние  и дикие животные»,

Д/и «Сложи картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору»

Чтение стихотворений о животных и птицах

Консультация «Духовно-нравственное воспитание ребёнка».

Совместная подготовка воспитателей и родителей к новогоднему празднику.

14

2

Лесные жители

15

3

Как мы помогаем животным и птицам

16

4

Праздник «Новый год»

                                                                 Январь

17

1

Рождество Христово (Продук.деят. «Рождественский вертеп»)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

 Д/И«Собери картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору»

Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «Рождество Христово», «Крещение Господне»

Выпуск памяток для родителей «Поиграй с ребенком»

18

2

Крещение Господне

19

3

Зимние забавы

20

4

Сказочные деревья

                                                         Февраль

21

1

Русские богатыри

Д/и «Что любит делать папа»

Рус. нар. игра «Гори ясно»

Стихи для папы «Мы мужчины»

Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой»

Чтение рус. нар. сказок о подвигах русских богатырей.

Игры- забавы с папой.

Просмотр презентации: «Служу Отчизне»

22

2

Мой папа хороший

23

3

Подарки для папы

24

4

Спортивный праздник «Бравые солдаты»

                                                          Март

25

1

Кто вас дети больше любит

« Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,  

Дидактическая игра «Профессии»

Чтение стихотворений о маме и бабушке

Беседа: «Как я помогаю маме»

Праздник посвященный Женскому дню.

Оформление стенда «Я и мама»

26

2

Цветочки для мамы (прод.деят.)

27

3

Праздник «Всё для мамы»

28

4

Я и мама

                                                         Апрель

29

1

Пасха (Прод. деят. «Пасхальное яйцо»)

Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором «Наш город».

Рус. нар. игра «Золото»

Чтение рассказов и сказок  местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает»

Наблюдение за транспортом.

Оформление выставки «Мой любимый  город»

30

2

Мой любимый город

31

3

Город в  котором мы живём

32

4

Улицы и дома в которых мы живём (прод. деят)

                                                            Май

33

1

Наша Родина –Россия

Д/И «Флаг России».

Рус. нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!»

Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «День победы»

Совместное  посещение родителей и детей  памятника погибшим солдатам

34

2

Дружные ребята

35

3

Мой любимец

36

4

«Пусть всегда будет солнце

Итого

36

занятий

 

                           5.Ожидаемые результаты освоения программы

1. Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности  в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).

3.Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).

4.Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

Система оценки результатов освоения программы

          Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

                                              Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

        Ее результатами  могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы,  где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

       Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: 

-беседы; 
- наблюдение; 
- анализ продуктов детской деятельности; 
- диагностическая ситуация. 

         В рамках программы «Дорога добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

       Взяв за основу параметры «От рождения до школы» под редакции  Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.

6.Мониторинг образовательного процесса

         Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

                              7.Список литературы

  1. Веракса Н.Е.  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
  5. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  6. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  7. Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание  2004 №5, с13-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста

Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...

Рабочая программа по физическому воспитанию вторая группа раннего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Данная рабочая программа разработана  на основании программы: «От рождения до школы» общеобразователь...

Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста

        Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на т...

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста.

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста....

Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста «Ласточка» на 2022-2023 учебный год

Рабочая Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса  на уровне дошкольного образования в группе раннего возраста, включает обязат...