Рабочая программа кружка "Песочная сказка" во второй группе раннего возраста
рабочая программа

          Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО             ВИДА»

        

                                                                       УТВЕРЖДАЮ:

                                                                          Заведующий МБДОУ «Детский                          

                                                                          сад  № 29 «Рябинушка»  

                                                                          комбинированного вида

                                                                          _______________Н.В. Ананьина

                                                                          Приказ № 81/3

                                                                          «31»    августа        2018 г.

Рабочая программа

 кружка

«Песочная сказка»

игры-эксперименты с песком

Программа рассчитана для детей раннего возраста

(2-3 года)

                                     

                                              Срок реализации программы: 2018-2019 уч.г.

                                                                 Составитель: воспитатель Мусина О.В.

г. Инта

2018 г.

Содержание разделов

Стр

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Нормативно-правовая база рабочей Программы

3

1.1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы

4

1.1.3.

Цель и задачи Программы

5

1.1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.5.

Этапы реализации Программы 

6

1.1.6.

Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

8

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1.

Концептуальные основания образовательного процесса

9

2.2.

Сроки реализации Программы

10

2.3.

Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы

10

2.4.

Организация образовательного процесса

10

2.5.

Режим образовательной деятельности

11

2.6.

Календарно-тематический план

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

20

3.1.

Условия реализации Программы

20

3.1.1.

Методическое обеспечение Программы

20

3.1.2.

Формы образовательной деятельности

20

3.1.3

Основные способы и формы работы с родителями

20

3.1.4.

Приёмы и методы организации образовательного процесса

21

3.1.5.

Перечень необходимого дидактического материала

21

3.1.6

Список используемой литературы

22

                                           

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                                     1.1. Пояснительная записка

        «У ребенка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

                                                                                                                   А. Макаренко

1.1.1.Нормативно-правовая база рабочей Программы

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» "Санитарное – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций».
  4. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  6. Образовательная программа дошкольного учреждения.
  7. Устав МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида.
  8. Годовой план работы МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида на 2018-2019 учебный год.

1.1.2.Актуальность

           Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, снег и т.д. Предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность детей, являются объектами наблюдения и игры. Основная задача родителей и воспитателей-поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

          Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные.

            Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ (песок сухой или влажный, с правилами ОБЖ (не раскидывать, не обсыпаться), учатся терпению и трудолюбию, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи и обогащению словаря, развивают координацию движений, дети получают представление о таких важных понятиях, как «много – мало», «быстро – медленно», «короткий – длинный», «высокий – низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, выбирать игрушки (предметно – игровую среду, средства игры (слово, движение, песню, внутреннюю свободу (играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу). И во всем этом им помогают песок и вода. Играя с песком дети проявляют немало фантазии и выдумки.

Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей.

            Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е.И. Тихеевой, она показала, как дети, созидая, совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов.

И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте. Дети начинают познавать качества предметов и явлений окружающего мира через чувственное их восприятие, и в этом им окажут большую помощь игры с песком и водой.

          Психологи (К. Г. Юнг, Дора Калфф, М. Ловенфельд) утверждают, что песок и вода поглощают негативную психологическую энергию, взаимодействие с ними очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние. Особенно полезны такие игры застенчивым и замкнутым детям. Игры с песком дарят раскрепощение – ребенок испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с песком – ребенок всегда уверен в успехе.

 1.1.3.Цель и задачи Программы

             Цель программы: развитие самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентом неживой природы: песком.

            Задачи:

        Посредством игр с песком решаются такие общие задачи, как:

1. Закаливание детского организма.

2. Релаксационный эффект.

3. Сенсорное развитие

4. Развитие моторики рук.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Развитие творчества, фантазии.

          А так же:

            обучающие:

  1. Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
  2. Расширять представления детей о свойствах песка, способах обследования материала.

            развивающие:

  1. Развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в              

играх с песком представления об окружающей действительности.

2.  Продолжать развивать у детей элементарную поисково-

     исследовательскую деятельность.

  1. Способствовать снижению психофизического напряжения детей в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.
  2. Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, координацию движений.
  4. Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.

воспитательные:

  1. Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка.

          2.  Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия со  

                сверстниками.

          3.Воспитывать положительное отношение к элементарной  

                экспериментально-игровой деятельности.

   

1.1.4.Принципы и подходы к формированию Программы:

        Принцип целостного образа мира - осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

         Принцип системности подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов на протяжении всего периода обучения по данной программе.

          Принцип цикличности построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия.

         Принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

         Принцип доступности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

         Принцип проблемности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных игровых ситуаций;

         Принцип развивающего и воспитательного характера обучения – направлен на развитие: моральных и эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

          Осуществляя деятельность по развитию самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы: песком, я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

                                               

                                     

1.1.5. Этапы реализации Программы:

     

ЧАСТЬ 1. Вводная

           Целью вводной части игры-занятия – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

           Методы и приёмы: игровой (пальчиковые игры), наглядный (введение персонажа), словесный (художественное слово).

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

           На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

           Методы и приёмы: практический (игры с песком), наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре как партнёра), словесный (художественное слово, объяснение, советы).

          Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

          Рассказ детям о сказке (путешествии).

          Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).

           Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными и прочее).

          Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

— Что будет с жителями сказки? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

ЧАСТЬ 3. Завершающая

        Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось).

          Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

          Перед началом игры-занятия проводится «ритуал» входа в «Песочную сказку» - особое приветствие, в котором повторяются правила игры с песком.

НАПРИМЕР:

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Песок — мирная страна.

Она верит в чудеса!

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.

И в песочной сказке этой

Места нет плохим советам!

Будем дружно мы играть,

Чтоб прийти сюда опять!

            В конце игры-занятия проводится «ритуал» прощания с «Песочной сказкой»:

— Теперь протяните ручки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик! Давайте попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!

           

           В конце года проводится итоговое игра-занятие вместе с родителями детей.

1.1.5.Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.2.Планируемые результаты

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  3. Способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
  4. Умение выполнять задание по образцу, способность понимать и выполнять инструкции.
  5. Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, речи, творческого воображения.
  6. Положительный настрой, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

         · Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.

         · Важно повторение занятий. Действия, умения, знания, приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

          Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка, проводит разъяснительную работу с родителями по целям и задачам  кружка, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад.

2.2.Сроки реализации Программы

           Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 2-3 лет.          Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30 мая.

2.3. Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы

          При реализации программы кружка используются следующие технологии:

  1. Технология исследовательской деятельности.
  2. Личностно-ориентированные технологии.
  3. Игровая технология.
  4. Технология «ТРИЗ» и др.

              2.4.Организация образовательного процесса

  1. Игра, которая является основным видом деятельности детей.
  2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель.
  3. Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым.
  4. Музыкальное сопровождение занятий кружка. Эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка. Новизна обстановки.
  5. Необычное начало работы.
  6. Красивые и разнообразные материалы.
  7. Возможность выбора материала.
  8. Экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали). Мотивация образовательной деятельности.

2.5. Режим образовательной деятельности

          Длительность игры-занятия зависит от возраста детей (СанПин) и степени увлечённости детей. Не стоит прерывать деятельность ребёнка, если он увлечён и не испытывает усталость и напряжение.

          Рекомендуемая продолжительность занятия в группе раннего дошкольного возраста (2-3 года) – 10 минут во вторую половину дня.

Количество

игр-занятий

в неделю

В месяц

В год

1

4

34

                         

                         2.6.Календарно-тематический план

Тема

Цель

Задачи

Материалы и оборудование

СЕНТЯБРЬ

«Песочная сказка»

Познакомить детей с центром песка.

Познакомить детей с центром песка.

Познакомить детей с правилами поведения в центре песка.

Пополнять пассивный словарь ребёнка.

Способствовать возникновению положительных эмоций от игр с песком.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Песочная сказка»

«Песочный снегопад»

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка.

Учить детей способам обследования материала (сжать песок в руке, ссыпать с ладони).

Развивать зрительно-слуховые связи.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Песочная сказка»

«Сыплем, лепим»

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Познакомить детей со способом сделать песок влажным.

Помочь детям осознать результат сравнения особенностей сухого и влажного песка.

Развивать зрительно-слуховые связи.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, формочки.

«Наши ручки»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони.

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Развивать координацию движений.

Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой.

ОКТЯБРЬ

«Найди шарик»

Продолжать знакомить с качествами предметов-формой

Закреплять знания детей о свойствах сухого песка.

Продолжать знакомить с качествами предметов-формой.

Развивать тактильную чувствительность.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Центр «Песочная сказка», шарики и кубики.

«Печать»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ракушки.

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Развивать координацию движений.

Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, ракушки.

«Дорожка для змейки»

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движения руки влево, вправо.

Обогащать представления детей об объектах живой природы.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, игрушка змейка.

«Солнышко для Зайки»

Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

Продолжать закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Учить детей рисовать камешком по песку круг и прямые линии.

Развивать тактильную чувствительность рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу-Зайке.

Центр «Песочная сказка», камешки разного размера, игрушка Зайка.

НОЯБРЬ

«Норки для мышат»

Формировать представление о количестве «один-много».

Формировать представление о количестве «один-много».

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов «на», «под» местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Центр «Песочная сказка», игрушки мышат по количеству детей.

«Печём печенье для лисички»

Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

Стимулировать у детей работу воображения.

Способствовать проявлению творческих возможностей в украшении печенья.

Развивать тактильные ощущения.

Воспитывать доброжелательность.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, игрушка Лисичка.

«Горки для козлят»

Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

Продолжать формировать знания о высоте предмета (высокий-низкий).

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Закреплять знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Центр «Песочная сказка», игрушка «волк», ёмкость с водой, игрушки козлят.

«Корзинка с фруктами»

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

Закреплять умение пользоваться ситом.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с песком.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, формочки «фрукты».

ДЕКАБРЬ

Игры с решетом

Знакомство со свойствами песка.

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется).

Развивать тактильные ощущения.

Центр «Песочная сказка», решето, совочки.

«Украсим горку из песка»

познакомить детей со свойствами песка.

Познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком.

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, лейки, формочки для песка

«Светит солнышко»

 Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо.

Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо.

Развивать мелкую моторику, умение работать по образцу.

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Центр «Песочная сказка», манка

«Баранки-калачи»

Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Центр «Песочная сказка», манка

ЯНВАРЬ

«Сыпем, лепим».

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

Центр «Песочная сказка», формочки для песка

«Лисичка в гостях у ребят».

Закрепить    умение определять свойства сухого

(сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать  общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

ФЕВРАЛЬ

«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Учить детей действовать с природным материалом.

Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Центр «Песочная сказка», камешки разного размера,

пёрышки, таз с водой, ведёрки.

Речка и ручеек».

Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду

Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Центр «Песочная сказка», узкий и широкий совок, мерные стаканчики, ведро с водой, большой и маленький, бумажные кораблики.

МАРТ

« Норки для ежат».

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Центр «Песочная сказка», игрушка «Ёж»,

пластилиновые ежата по количеству детей,

сосновые иголки в тарелочках.

Мы ходили в огород».

Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность, умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Центр «Песочная сказка», кукла- дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совочки,

лейка с водой.

День рождения куклы Маши».

Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Приучать детей договаривать слова знакомой сказки.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», кукла –большая, формочки, совки.

«Песочные прятки»

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке игрушки.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», мелкие игрушки, деревянные палочки, кисточки.

АПРЕЛЬ

«Пересыпание сухого песка через воронку»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», воронки, подносы для песка, лейки.

«Цветные заборчики»

развитие мышления, моторики.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Закрепить знание цветов

Центр «Песочная сказка», разноцветные счётные палочки, мелкие фигурки домашних животных.

«Я пеку, пеку, пеку»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», формочки, совки.

«Топчем дорожки»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность;

Центр «Песочная сказка»

МАЙ

 «Домики для птичек»

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).

 Показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», сухой и сырой песок, палочки.

«Куда исчезла вода»

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Показать, что песок легко впитывает воду.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», стаканчики с песком и водой.

«Вот ведерко, вот совок»

Формирование знаний о свойствах песка.

Закрепить знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; из  мокрого песка можно лепить.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», сито, вода, формочки для песка, баночки.

«Рисуем палочкой»

Формирование знаний о свойствах песка.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Развивать усидчивость, внимание.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», палочки.

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                         3.1.Условия реализации программы

3.1.1.Методические обеспечение Программы

1. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития  

     деятельности ребёнка».

2.Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия».

3.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».

4.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или  

    песочная терапия».

5.Сакович Н. «Достоинства песочной терапии».

6. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия».

 3.1.2.Формы образовательной деятельности

          Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.

         Занятия в кружке проводятся по подгруппам.

          Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная  деятельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).

          Индивидуальная работа включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

3.1.4. Основные способы и формы работы с родителями

  1. Привлечение родителей к созданию Центра песка в группе детского сада.
  2. Просветительская работа с родителями о способах развития самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природыв форме семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации -  выставки, презентации.
  3. Памятки.

3.1.5.Приёмы и методы организации образовательного процесса.

  1. Словесные: беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.
  2. Наглядные: показ способов действий, показ образца.
  3. Практические: задания, экспериментирование.
  4. Игровые: внезапное появление объектов, игровые действия воспитателем, создание игровой ситуации.

         Особое внимание уделяется манипулированию с природным материалом. Во время игр - занятий перед детьми ставится проблемная ситуация, для решения которой они используют ранее полученные навыки.

       Знакомить со свойствами песка, приёмами строительства из него, развивать творческие, исследовательские и конструктивные способности, эстетический вкус.

       Для занятий с детьми лучше подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом исключать негативную оценку действий и результатов ребенка, стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход.

            Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.

             

 3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала

          Для игры-занятия в детском саду с песком вам потребуются:

Водонепроницаемый деревянный ящик с песком. Его подбирают с учетом величины группы в детском саду — количества детей, принимающих участие в игре. Рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

           Песочные терапевты называют ящик с песком подносом. Для занятий можно воспользоваться любым деревянным подносом, однако возможно использование и других материалов. Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. А так же «космический песок».

          Наборы для игр могут состоять из:

Деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков; фигурок различных животных; машинок: сухопутных, водных, космических и других; растений: цветов, овощей, фруктов; естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек; домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков; различных геометрических фигурок, фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов, формочек для песка и прочее. Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».

       Тихая, спокойная музыка для релаксации.

3.1.6.Список используемой литературы

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010.
  2. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998
  6. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011.
  7. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5
  8. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.

10.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.:  

      Речь, 2006

      11.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.:

           Питер,2001

      12.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная

терапия.- СПб.: Речь, 2007

      13.Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития  

           деятельности ребёнка».

      14.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».

      15.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или  

           песочная терапия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей второй группы раннего возраста

Рабочая образовательная  программа   для детей второй  группы  раннего возраста...

Рабочая программа «Общеобразовательная программа дошкольного образования второй группы раннего возраста» (2-3 года)

Целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности. Всестороннее развитие психических и физи...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит ...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит...

Рабочая программа воспитателя ДОУ (вторая группа раннего возраста)

Рабочая программа воспитателя во второй группе раннего возраста....

Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа представлена в полном нормативном объёме для воспитателей дошколных образовательных учреждений для детей второй группы раннего возраста: целевой раздел (пояснительная записка; планир...

Рабочая образовательная программа для воспитанников второй группы раннего возраста №8 "Рябинка" на 2019-2020 уч.год

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...