Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
рабочая программа (младшая группа)

Песегова Светлана Александровна

Рабочая программа представлена в полном нормативном объёме для воспитателей дошколных образовательных учреждений для детей второй группы раннего возраста: целевой раздел (пояснительная записка; планируемые результаты освоения программы), содержательный раздел (формы, способы и средсва реализации программы; календарно-тематический план реализации программы), методическое обеспечение и средства реализации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_mladshey_gruppy.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание  

  1. Целевой раздел ………………………………………………………………………..2
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………2
  2. Планируемые результаты освоения программы………………………………...3
  1. Содержательный раздел …………...........................................................................4  
  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………....4
  2. Календарно-тематический план реализации Программы………………………8  
  1. Методическое обеспечение и средства организации образовательного процесса.17

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 13.06.2014года); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15.05.2013г;

 Содержание образовательного процесса строится в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Детского сада № 204 ОАО «РЖД»..

Данная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

        Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения целей Программы первостепенное значение для педагогов имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  1. Планируемые результаты освоения программы
  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует  с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата  своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша  и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
    игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо»,  «здравствуйте»,  «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится за взрослыми и активно подражает им в движениях  и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет  желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует  в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики – в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности; созданных диагностических ситуациях, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.  Результаты и динамику развития фиксируют в индивидуальных картах наблюдения детского развития.

На основе наблюдений и результатов, педагог выстраивает индивидуальную траекторию развития (сопровождения) воспитанников.

  1. Содержательный раздел
  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

         Деятельность педагога ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей.                   Виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка раннего дошкольного возраста: 

  • игровая (предметная деятельность и игры с динамичными и составными игрушками, игра-драматизация и другие виды игр),
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и элементарные экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора (слушание произведений),
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала (природный и бросовый материал, крупный конструктор),
  • изобразительная (рисование, лепка),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Педагогами используются индивидуальные и подгрупповые организационные формы организованной образовательной деятельности.

С учетом возрастных особенностей детей используется интегративный подход и комплекс образовательных технологий и методик:

  • Технология игровой обучающей ситуации (Ю.В.Ярова, Ю.В.Микляева, Н.В.Микляева «Игровые педагогические ситуации») – с ее помощью  развиваются   коммуникативные навыки, мышление, память, внимание, речевая активность.
  • Технология проектного обучения (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников») – с помощью этой технологии развиваются познавательные и творческие способности, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.  
  • Сказкотерапия – при проведении режимных моментов у детей формируются нравственные ценности, осуществляется коррекция нежелательного поведения и переключение внимания от одного вида деятельности к другому.
  • Технология раскрепощенного развития детей (разработанная физиологом В. Ф. Базарным) - с ее помощью выстраивается образовательный процесс, не нарушая природосообразность дошкольников.
  • Психогимнастика(М.И. Чистякова) - сохраняется психическое здоровье детей.
  • Элементы здоровьесберегающих технологий:

- Пальчиковая гимнастика (М.С.Рузина, В.В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем») - развивается мелкая моторика рук и фонематический слух.

- Игровой массаж (М.Ю.Картушина), (М. Канановская «Золотые рецепты СУ-ДЖОК») –  улучшается кровообращение и активизируются  мыслительные процессы.

- Подвижные игры, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, динамические паузы, офтальмотренаж, психогимнастики, комплексы артикуляционных упражнений для развития общей моторики и коррекции речи.

- Криомассаж подошвенных областей стоп  ребенка (О.Ф.Кузнецова) для профилактики плоскостопия.

  • Для повышения мотивации, качества воспитания и развития дошкольников используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
  • Технология исследовательской деятельности формирует основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
  • Технология «Музейная педагогика» и ТРИЗ-технология Т.С.Альтшуллер активизируют поисковую активность, диалектичность, речь и творческое мышление.

- Методы (эксперименты, опытная деятельность, эвристические беседы, развивающие и творческие ситуации, коллекционирование, путешествия по сказке, лесу и т.д).

Организованная образовательная деятельность строится на принципе событийности. Принцип событийности предполагает проживание ребенком во времени события (подготовка к событию, событие, обсуждение события).

Образовательное событие - это личностно значимая ситуация осмысленной деятельности ребенка, осуществляемая через осознание образовательной проблемы и определение путей её решения в информационно-образовательном пространстве.

Формы образовательных событий

Игра-драматизация; развлечение; народные, фольклорные игры; поход к сказочному или фольклорному герою; праздник; игра-занятие; путешествие; беседа и т.д

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата  в группе для каждого воспитанника, и реализации образовательного потенциала, совместно со специалистами и родителями создается  предметно-пространственная развивающая среда.  

 (Макросреда)  На участке:  уголок «Машенька у лесных зверей» (домик, Машенька, лесные жители – медведь, заяц и лиса); спортивный уголок «Полное лукошко».

(Микросреда) При организации и реализации образовательной и совместной деятельности с детьми в помещении детского сада созданы: «Театральная студия» (атрибуты для драматизации сказок, разнообразные костюмы, шапочки, куклы БИ-БА-БО и т.д). «Изостудия» (мольберты, картины, разнообразный материал для изобразительной и творческой деятельности, подбор методического материала, по ознакомлению с видами искусств и т.д). «Музыкальный зал» (фортепиано, портреты композиторов, музыкальные инструменты, интерактивный пол). «Спортивный зал» (разнообразный спортивный инвентарь, массажные дорожки, шведская стенка, мультимедийная установка и т.д).

        Пространство группы разграничено на зоны, включающие в себя центры и уголки, согласно требованиям СанПина. Мебель соответствует росту и возрасту детей, оборудование безопасно и  эстетически привлекательное. Игры и развивающие игрушки подобраны с учетом возрастных особенностей детей и ФГОС, доступны для воспитанников, используются как для образовательного процесса, так и в самостоятельной деятельности.  Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

  • Игровой центр «Маленькая страна» (с подбором игр и предметов для сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры, настольные развивающие игры, резиновые игрушки и т.д),
  • Спортивный центр «Сибирячок» (с атрибутами для подвижных игр, мячами, массажными дорожками, кегли и т.д),
  • Центр экспериментирования «Маленький исследователь» (с предметами для экспериментов с водой, песком и воздухом),
  • Центр природы «Зеленая планета» (с комнатными растениями, подборкой дидактического и методического материала по временам года, иллюстрациями и художественной литературой),
  • Центр творчества «Мир искусства» (с подборкой материалов для живописи, аппликаций  и лепки, раскрасками, выставкой поделок из разного материала и т.д), 
  • Театральный центр «В гостях у сказки» (с подборкой театра БИ-БА-БО, пальчиковый и настольный театры, книг с народными сказками и фольклором, дидактическими играми и т.д).

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Взаимодействие с семьей

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей

 

Направление

Формы

Взаимопознание и взаимоинформирование

Беседы, анкетирование, посещение семей, оформление стендов, создание памяток и буклетов, приглашение на праздники, медийные средства

Информирование, образование

Родительские собрания, лекции, семинары - практикумы, индивидуальные и коллективные консультации, информационные папки и листы, родительские гостиные,  деловая игра

Совместная деятельность

Выставки, мастер-классы, семейные праздники, реализация проектов, экскурссии

Тесная совместная работа с родителями  помогает  в установлении делового взаимодействия, повышению педагогической компетентности родителей и активному, систематическому участию родителей в деятельности дошкольного учреждения.

Календарно - тематический план образовательной деятельности

Тема

Содержание работы

Итоговые мероприятия

Детский сад

01-08 сентября

«Путешествие по групповой комнате» - приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, отвечать на вопросы, охотно выполнять предложенные поручения. Д/и «Догони мяч», «Клади мяч в корзину» - развивать предметные действия. Игра «Игрушки в детском саду» - упражнять в употреблении предлогов «в», «на», «около», понятий «один-много»; учить сравнивать одинаковые группы предметов; развивать внимание, мышление; развивать слуховое восприятие, мышление и память. Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад», Н. Найдёновой «Наши полотенца»; С. Питиримова «Детский сад»; Чтение норвежской песенки «Танцуй моя кукла». А. Барто «Самолет» (с договариванием слов). Рисование «Мой чудесный детский сад». Лепка «Пластилиновая мозаика».

Экскурсия по детскому саду (физкультурный и музыкальный зал, медицинский кабинет, театральная студия) – на выбор.

Фрукты

11-15 сентября

«Чудо-сад» - уточнить и закрепить знания о фруктах: названиях, внешнем, виде, пользе и вкусе; расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Дид. игра «От большего к меньшему» - развивать умение выкладывать сериационный ряд, сопровождая действия речью, глазомер, зрительное восприятие и мышление, поддерживать интерес к игровой деятельности. Развивающая игра «Фрукты для куклы» - развивать умения различать форму фруктов и ягод, соотносить размеры, развивать вкусовые качества детей. Игровое/упр «Что катится, что не катится» - формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик); умение производить действия с предметами (обводить форму предмета, катать, ставить). Рисование «Яблоки».  Рисование «Яблоки». Чтение РН сказки «Колобок».

Выставка детских работ «Дары осени».

Овощи

18-22 сентября

«Морковка от зайчика» - расширять представления об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Дид. упр. «Кто, что ест?», «Скажи «а» - напомнить детям сказку «Репка», вызвать желание рассказать её вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку ит.д.); активизировать в речи детей глаголы (лакать, грызть, есть); учить отчётливо произносить звук А, небольшие фразы, воспитывать интерес к сказке. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…» - продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, помочь запомнить новую потешку. Рисование «Хозяйка с базара однажды пришла..». Лепка «Огород». «Цветная вода» - познакомить детей с акварельными красками; научить разводить краски в воде; пользоваться кисточкой; закреплять знания цветов спектра.

Целевая прогулка на огород.

Дикие животные

и их детеныши

25-29 сентября

Развивающая игра «Зверушки» - развивать умения по словесному указанию находить предметы по названию и совершать с ними действия;  умения выделять предметы круглой формы, различать предметы по величине, развивать целенаправленное восприятие, внимание, быстроту реакции; ориентироваться в пространстве. Д/и «Палочка - игралочка» - развивать предметные действия. Д/у «Как можно медвежонка порадовать?» - продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию общения. Чтение сказки «Маша и медведь» - продолжать знакомить с устным народным творчеством, активизировать словарь по теме.  «Кто живёт в лесу?» - уточнить и расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях; формировать умение узнавать на картинках и называть распространённых животных; вызвать интерес к лесным обитателям родного края. Лепка «Ёжик».

«Игра-путешествие в осенний лес».

Осень

02-06 октября

«Листопад, листопад, листья желтые летят…» - дать элементарные представления об осенних изменениях в природе, формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку, выделять ствол, ветки и листья деревьев. Развивать умения отвечать на вопросы взрослого о сезонных изменениях в природе, наблюдать и отмечать красоту окружающего мира, узнавать предметы желтого цвета, сопровождать действия речью. Рисование «Листопад, листопад, листья жёлтые летят..». Лепка «Мухомор». Художественное конструирование «Собери грибок». Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Развлечение «Осенины».

Деревья,

кустарники

09-13 октября

Игра «Что растёт в лесу?» - уточнить и расширить первоначальные представления о лесе, его растениях; формировать умение узнавать на картинках и называть распространённые растения; прививать любовь к неживой природе. Дид. игра «Ягоды рябины» -  развивать умения слушать и отвечать на вопросы, рассматривать картинки, включаться в игру, проявлять положительные эмоции к сверстникам, ориентироваться в величинах. Игровое/упр «Спрячь кубик, спрячь шарик» - формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик); умение производить действия с предметами (обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить). Чтение РН сказки «Как коза избушку построила». Знакомство с потешкой «Ты, рябинушка…» - приучать слушать и понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик, желание повторять слова за взрослым. Рисование «Листопад». Лепка «Деревья в золоте стоят…».

Целевая прогулка в парк «В гостях у осени».

Домашние животные

и их детеныши

16-20 октября

Дид. игра «Мои друзья» - дать первоначальное представление о домашних животных; уточнить представление об их пользе; воспитывать добрые чувства к домашним животным, уважение к людям труда. «Мамы и детеныши» - расширять знания о домашних животных, упражнять в правильном звукоподражании, развивать умение соотносить изображение детеныша с взрослым животным, побуждать договаривать подходящие по смыслу слова в стихотворении. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». Дидактические игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б – бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?». Д/у  «Не уходи от нас, киска!». Рассматривание из картин серии «Домашние животные» - помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детёнышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. Рисование «Травка для бычка». Лепка «Морковка для кролика». Чтение В.Сутеева «Три котенка», стихотворения Е.Благининой «У кота-воркота» - развивать умение слушать и понимать стихотворные строки.

Развлечение «Кот Васька в гостях у ребят».

Домашние птицы

23-27 октября

Игра «Петушок и его семейка» - расширять представления о домашних птицах и их потомстве, частях тела, формировать желание проявлять заботу о них. Игровая ситуация «Строим стульчики для птичек» - формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, кубик); умение строить простейшие постройки. Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…» -  совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание; учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке; знакомить с устным народным творчеством. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». «Игра в цыплят» - продолжать учить рассматривать картину (отвечать на вопросы по её содержанию, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога). Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся…». Лепка «Покормим курочку».

Поездка в деревню к бабушке Маши «На деревенском дворике».

Человек (я - мальчик,

я - девочка). Семья 

30-03 ноября

«Я – человек». Задачи: формировать первоначальное представление о строении тела человека; расширять представление о многогранных функциях частей тела человека; рассказать о значении частей тела в жизни человека. Игровое/упр «Что в мешочке?» - формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик, кирпичик); совершенствовать предметные действия. Игра «Новая кукла» - развивать умение слушать и отвечать на вопросы, расширять представление о разных частях тела человека, видах одежды и обуви для мальчиков и девочек, развивать игровые навыки. Игра «Носик, носик». Чтение потешки «Наша Маша маленька…» - помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федотка». Рисование «Наши ладошки». Лепка «Готовим салат для всей семьи».

Развитие сюжетной линии «У куклы Кати день рождения».

Продукты питания

07-10 ноября

Игра «Кафетерий Соки». Опыты «Налей воду через воронку», «Окрась воду» - формировать знания о свойствах воды, развивать любознательность, ориентировку в цветовой палитре, распределять продукты на сладкие и горькие. Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» - познакомить с новым авторским стихотворением; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающихся в стихотворении; учить согласовывать слова в предложении. Дид. игра «Как человек познаёт окружающий мир?» - уточнить и расширить знания детей об органах чувств: о функциях глаз, ушей, носа, языка; учить определять на ощупь предмет и его качества; познакомить с правилами бережного отношения к своим органам чувств. Рисование «Прянички для Танечки». Лепка «Сушки, калачи».

Посиделки «В гости к хозяюшке».

Посуда

13-17 ноября

Игровое/ упр «Хоровод матрёшек», «Маленькая – большая тарелки»  - развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький); совершенствовать предметные действия. Игра «Посуда» - расширять знания названий предметов посуды; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, внимание, мелкую моторику (стихотворение А. Барто «Девушка - рёвушка»). Рисование  «Лечим чашку». Лепка «Красивая тарелка». Чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши» - помочь понять содержание, побуждать отвечать на вопросы взрослого, пополнять словарный запас, прививать интерес к художественным произведениям.

«Гончарная мастерская кота Матроскина».

Одежда.  

Головные уборы

20-24 ноября

Знакомство с обобщающим понятием «одежда» -  учить различать и называть предметы знакомой одежды, находить различия и сходство между ними; учить по существенным сходным признакам объединять предметы в одно родовое понятие «одежда»; учить относиться бережно, аккуратно складывать, не пачкать. Чтение сказки «Рукавичка». Чтение стихотворения П. Воронько «Обновки».  «Головные уборы» - познакомить с названиями головных уборов; учить сравнивать предметы; развивать мышление, память, мелкую моторику рук. Рисование «Платье в горошек для куклы». Лепка «Укрась рукавичку».

Развитие сюжетной линии «Потерянный чемоданчик куклы Лизы».

Обувь

27-01 декабря

Дидактическая игра «Найди пару» -  активизировать речь детей, развивать навыки классификации (обувь, одежда), побуждать называть пару (туфли, сапожки, кроссовки). Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам» - развивать умение различать контрастные по величине шарики и называть их (большой шарик, маленький шарик); совершенствовать предметные действия. Познакомить с названиями видов обуви, её составными частями; учить сравнивать предметы, слушать стихи (слушание стихотворения «Валенки, валенки»), развивать внимание и мышление, мелкую моторику рук. Конструктивно-модельная деятельность «Полочка для обуви». Чтение немецкой песенки «У маленькой Мэри большая потеря».

Развитие сюжетной линии «Где туфельки, где тапочки, у нашей куклы Катеньки».

Зима

04-08 декабря

Дид. игра «Белый снег пушистый в воздухе кружиться…» - дать детям элементарные представления об зимних изменениях в природе; формировать умение определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Опыт «Снеговичок и елочка» - продолжать расширять представления о зимних явлениях, деревьях, показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. Игровая ситуация «Игрушки для снеговика» - развивать умение различать контрастные по величине кубики и шарики; формировать умение группировать предметы по величине. Д/и «Это зима» - учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»); рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено. Знакомство со стихотворением «Приключения Снеговичка» О.Корнеевой - развивать умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, пополнять и активизировать словарь.  Рисование «Зимняя полянка». Лепка «Снежок порхает, кружится…». Чтение стихотворения М. Познанской «Снег идёт».

Целевая прогулка зимний парк и лес.

Зимующие птицы

11-15 декабря

Игра с сюжетной линией «У кормушки…» - дать детям элементарные представления о кормушках для птиц; формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них; расширять представления о зимующих птицах, умение узнавать пернатых по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду и лужиц); формировать эмоциональную  отзывчивость. Дид.игра «Птички-невелички» - развивать умение наблюдать за сезонными изменениями. Дать элементарные представления о кормушках для птиц, различать части тела. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили» - учить детей следить за рассказом воспитателя – добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произнесении звука Х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах). Чтение песенки - присказки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу…»; Стихотворение С.Маршака «Где обедал?» - вызвать интерес к произведению, развивать слуховое внимание и память. Рисование «Птички». Лепка «Покормим птиц зимой…». Чтение стихотворения В. Стоянова «Воробей».

Выставка детских работ «Наши птички».

Свойства воды

18-22 декабря

Игровая ситуация «Собираем льдинки в корзинку» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать количество предметов (один – много). Опыты «Вода из снега», «Горячая, теплая и холодная вода» - способствовать развитию любознательности, наблюдательности и мышления, приучать к исследовательской деятельности, закреплять понятия «горячий, теплый и холодный, употреблять их в речи». Игра с сюжетной линией «Купание куклы Кати» - помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода; показывать детям, как интересно можно играть с куклой. Заучивание потешки «Водичка-водичка…». Потешка «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды…». Дид. игра «Волшебный снег» - дать представления о свойствах и качествах снега, показать детям, что снежинки бывают разные по виду и по форме. Рисование «Мыльные пузыри». Лепка «Снеговик».

Игра «В лаборатории юных исследователей» (опыты с водой).

Зимние забавы.

Новый год

25-29 декабря

Игровая ситуация «Играем с флажками» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать количество предметов (много – мало); формировать умение употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. «Идет снежок» - развивать умения рассказывать об увиденном, развивать связную речь, игровые навыки и произвольность поведения. Рассматривание картины «Дед Мороз» - учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, делать простейшие выводы. Знакомство со стихотворением-загадкой «Зимний гость» Н.Найденовой. Рисование «Новогодняя ёлка». Лепка «Новогодние шары». Чтение стихотворения О. Высотской «Снежный кролик».

Новогодний праздник «Снова Новый год пришёл…»

Каникулы

01-14 января

Игра «Путешествие в картинку» - побуждать детей к употреблению существительных с предлогами (с горки, на санках..), разных глаголов в настоящем времени, воспитывать умения не перебивать других. Игра «Найди часть картинки» - развивать логическое мышление, умение собирать целое, подбирая недостающую часть. Получать положительные эмоции от результата. Игра «Посиделки на печи» - повторить все изученные ранее потешки, приобщать к народному фольклору, поощрять детей за речевую активность.  «Смешиваем краски» - продолжать знакомить с акварельными красками; правильно пользоваться кисточкой: закреплять знания основных цветов спектра, знакомить с новыми цветами и оттенками. Чтение сказки «Рукавичка» - помочь запомнить содержание и героев сказки, называть их, вызвать интерес к произведению.

Игра-драматизация по сказке «Рукавичка».

Сказки

15-19 января

Повторение знакомых сказок (викторина) - вспомнить знакомые сказки, помогать драматизировать отрывки из произведений; активизировать словарный запас по теме. Знакомство со сказкой С.Маршака «Сказка о глупом мышонке» - вызвать эмоциональный отклик, приучать слушать и понимать стихотворные строки. Рисование «Колобок – румяный бок». Лепка «Блины - блиночки». Викторина по русским народным сказкам.

Посиделки «В гостях у сказки»

Неделя безопасности

22-26 января

Игровая ситуация «Играем со снежными комочками» - развивать умение различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами (большой, маленький): развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много – один, один – много). Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». Д/у «Что я делаю?» -  продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать (с помощью упражнений) в речи глаголы, противоположные по значению. Чтение потешки «Тили, тили, тили-бом, загорелся кошкин дом…». Игра-инсценировка «Как непослушный котёнок лапу обжёг». Конструктивно-модельная деятельность «Пешеходный переход». Лепка «Светофор». Заучивание потешки «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом».

Игра-путешествие в страну «Здоровей-ка».

Мебель

29-02 февраля

Д/и «Устроим кукле комнату» - на произношение звуков д, дь. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова. Дид. игра «Обустройство комнаты» - познакомить с названиями предметов мебели, их значением; учить сравнивать предметы; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, мелкую моторику, внимание активизировать словарь по теме, фонематический слух. Дид. игра «Какой дом нужен кукле?» - формировать первоначальное представление о доме человека (на примере дома для куклы): он должен быть прочным, тёплым, светлым, уютным, безопасным (прочные стены, потолок, пол, крыша, окна, двери). Рисование «Мебель для куклы» (раскраски). Конструктивно-модельная деятельность «Кроватка для матрёшки». Чтение РН сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого.

Развитие игровой ситуации «У куклы Кати новоселье».

Транспорт

05-09 февраля

Игровая ситуация «Встречаем гостей» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их по количеству (много – мало, мало – много). «Машинка» - познакомить с составными частями предмета; учить сравнивать предметы по цвету и размеру; упражнять в употреблении понятий «один-много», предлога «в». Рассматривание картины «Делаем машину» - помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». Лепка «Машина едет легковая». Рисование «Столбы вдоль дороги». Чтение сказки И. Павловой «На машине».

Развитие сюжетной линии «Путешествие в страну чудес».

Профессии. Профориентация дошкольников

12-16 февраля

Игровое/упр «Путешествие на поезде» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами (много – один, один – много, много – мало, много – много); развивать умение двигаться за взрослым в определённом направлении. Рассматривание картины «Играем в поезд» - учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы; закреплять знания детей об основных цветах спектра, названиях некоторых игрушек, предметов одежды. Слушание рассказа Я. Тайца «Поезд». Рисование «Весёлый паровозик» (раскраски). Художественное конструирование «Рельсы для паровозика».

Экскурсия в мини-музей детского сада «Стальное звено».

Мой папа

19-22 февраля

Игровая ситуация «Подарим игрушки папе» - формировать умение различать предметы по форме и называть их; развивать умение различать количество предметов (много – много). Дидактическая игра «Кому что?» - расширять представления детей об инструментах, которые необходимы для папиных профессий, формировать представления о папах, как о сильных и добрых защитниках, воспитывать уважение к взрослым. Чтение стихотворения «Барабан» А. Барто - формировать положительное отношение к художественным произведениям. Рисование «Звёздочки» (с помощью штампа). Лепка «Самолёт». Слушание песенки В. Шаинского «Папа может».

Спортивная игра «Вот какие мы большие».

Весна

26-02 марта

Игра с развитием сюжетной линии «В гости к весне» - совершить путешествие по картинке, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её. Дид. игра «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» – формировать представления о весенних изменениях в природе, формировать интерес к явлениям природы. Заучивание стихотворения «Смотрит солнышко в окошко..» А. Барто. Рисование «Дождик». Лепка «Дождик». Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла» - развивать познавательный интерес к художественным произведениям, память, желание пользоваться устной речью.

Целевая прогулка «Здравствуй, весна!..»

Мамин праздник

05-09 марта

Игра «Найди пару» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами (много – один, один – иного, много – много). Игра «Сколько дел у мамочки» - формировать представления о труде мамы, ее качествах, значении для деток, вызвать желание оберегать и любить маму. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» - рассказать детям о том, как лучше встретить маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей. Чтение стихотворения У. Раджаба «Мамочка» - учить договаривать слова произведения, вызвать положительные эмоции, желание выучить наизусть. Дид. игра «Наши хорошие поступки» - воспитывать у детей доброжелательность к родным, близким, способность замечать красивые поступки окружающих; знакомить с правилами культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помочь товарищу принести игрушки, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителям, близким. Рисование «Бусы для любимой мамочки». Лепка «Цветы для мамы». Чтение азербайджанской песенки «Ласковые песенки».

Утренник «Мамин праздник».

Природные явления

12-16 марта

Рассматривание картины «Весна в лесу» - развивать умение отвечать на вопросы описательного характера, уточнить и расширить знания детей о некоторых природных явлениях весной: таяние снега, проталины, сосульки на крышах, весенняя капель, совершенствовать зрительное внимание, пополнять и активизировать словарь. Игра «Птицы-звери» - развивать умение объединять животных по принадлежности их к птицам или зверям, закреплять знания о животных, формировать знания о погодных явлениях, влияющих на жизнь птиц и животных. Рисование «Плачущие сосульки». Лепка «Весенний дождик». Чтение стихотворения С. Дрожжина «Первый гром».

Игра «В лаборатории крота»  (опыты с песком, воздухом).

Перелетные птицы

19-23 марта

Игровая ситуация «Закати шарик в скворечник» - развивать умение различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи (большой, маленький кубик, шарик, много – много); формировать умение производить простейшие группировки предметов по форме и величине. «Птички возвращаются домой» - формировать представления о жизни перелетных птиц, закреплять знания о частях тела птичек, вызвать желание помогать и беречь живых существ. Д/у «Так или не так?». Чтение песенки «Снегирёк» - продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный лёгкий выдох. Рисование «Зёрнышки для птичек». Лепка «Ягода для снегирей». Чтение татышской потешки «Соловей-соловушка».

Продуктивная игра «В мастерской у Василисы». (совместное изготовление кормушки).

Зоопарк (животные жарких стран и Севера)

26-30 марта

Игра «Пятна на жирафе» - развивать ассоциативное логическое мышление, произвольное внимание, умение быстро переключаться от одного задания к другому, различать предметы контрастных размеров (высокий-низкий), различать количество предметов (один-много). Разучивание стихотворения Р. Рамазанова «Зебра» - формировать интерес к художественному слову, развивать слуховое внимание, вызвать желание его запомнить. Лепка «Бананы для слона и обезьяны». Рисование «Морская черепашка» (раскраска). Чтение рассказа В. Бианки «Верблюд» из книги «На нашем дворе».

Развитие сюжетной линии «В зоопарке».

Морские обитатели

02-06 апреля

Игровая ситуация «Собираем морских жителей в аквариум» - формировать умение различать предметы по форме и количеству и  обозначать их словами (как шарик, кубик, кирпичик, много – много); формировать умение сооружать несложные постройки. Развивающая игра «Забавные осьминожки» - упражнять в составлении сюжетной картинки из частей, развивать зрительную память, произвольное запоминание, мышление; умение замечать и называть изменения, различать цвета предметов и сравнивать их, развивать координацию движений рук, усидчивость, игровые навыки. Рассматривание картины «У аквариума…». Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Знакомство с отрывком из стихотворения «Веселая семейка» Э.Успенского - приучать внимательно слушать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик у детей. Рисование «Рыбки в аквариуме».  Лепка «Рыбка».

Город, в котором мы живем

09-13 апреля

«Дом, в котором мы живем» - формировать представления о населенном пункте – городе (домах, жителях, улицах), развивать внимание, умение замечать несоответствия для города, вызвать положительные эмоции, чувство любви к своему дому и близким. Лепка «Салют над городом». Конструктивно-модельная деятельность «Дома на нашей улице».  «Рисование на мокрой бумаге». Задачи: продолжать знакомить с акварельными красками; правильно пользоваться кисточкой: закреплять знания основных цветов спектра, знакомить с новыми цветами и оттенками. Заучивание стихотворения А. Барто «Флажок». Стихотворение А. Фета «Уж верба вся пушистая».

Первоцветы

16-20 апреля

Игровое/упр «Цветы для Ёжиков» - формировать умение различать предметы по величине и цвету; развивать предметные действия. Игра «Там и тут, одуванчики цветут» - формировать представления о первоцветах (одуванчике), развивать умение выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. Рисование «Весенние цветочки» (раскраски). Лепка «Одуванчик». Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Игра-путешествие «В гости к хозяйке луга».

Народная игрушка

23-27 апреля

Игровое/упр «Где спрятались игрушки» - развивать умение слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Игра «Веселые матрёшки» - учить называть свойство материала; развивать внимание, мелкую моторику, мышление; ознакомить с понятиями «высоко-низко», «один-много». Рассматривание картины «Поиграем с матрёшками» серия «Мы играем», автор Е. Батурина - учить детей понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; уточнить представления детей – большой, поменьше, самый маленький; о высоте – высокий, пониже, самый низкий; об основных цветах спектра. Стихотворение К. Бальмонта «Комарики-макарики». Рисование «Филимоновский петушок». Лепка «Укрась фартук у матрешки».

Экскурсия в мини музей «Русская изба» (знакомство с филимоновской игрушкой).

Комнатные растения

02-04 мая

Опыты с песком «Песочные замки» - формировать знания о свойствах песка, вызвать желание сделать постройку из песка. Рисование «Вырастим цветочки». Конструктивно – модельная деятельность «Цветы» (мозаика). Чтение стихотворения Ю. Мориц «Цветок». Дид .игра «Проделки кота Тимофея» - развивать мышление, навык сбора картинки, с изображением комнатных растений в горшке, разрезанных на три части, формировать понятие целое и часть, способствовать взаимодействию детей.  Игровое/упр. «Путешествие к пчелке» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами (много – один, один – много, много – мало, много – много); развивать умение двигаться за взрослым в определённом направлении.

Игра «В лаборатории юных исследователей». (Наблюдение за комнатными растениями, (впитывание воды в почву)

Насекомые

07-11 мая

Игровая ситуация «Насекомые» - развивать умение различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе; развивать умение двигаться за взрослым в определённом направлении. Игра «Выполни поручение» - развивать слуховое внимание, закреплять знания о понимании предлогов, закреплять желание наблюдать за насекомыми, расширять знания о насекомых, различать их. Дид. игра «Необычный мир насекомых» - дать первоначальные представления о насекомых; подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются; формировать желание наблюдать за насекомыми. Рисование «Гусеница». Лепка «Божья коровка». Чтение рассказа Н. Калининой «Про жука».

Целевая прогулка «Солнышко пригрело землю».

Цветы

14-18 мая

Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем» - развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами (много – один, один – много, много – мало, много – много); развивать предметные действия. Наблюдения за всходами на клумбах - формировать представления о появившихся на клумбах первыми цветами, развивать навыки ухода за растениями, закреплять знания цветовых оттенков, желание преумножать красоту и беречь ее. Разучивание стихотворения Е.Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Лепка «Букет». Конструктивно – модельная деятельность «Цветы» (мозаика). Чтение стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои».

Выставка детских работ «Цветочная оранжерея».

Лето

21-31мая

Игра «Делаем куличики большие и маленькие» - формировать умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький); развивать предметные действия. Игра «Догадайся по описанию» - развивать умение находить предмет по его характерным признакам, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие.  Игры с солнечными зайчиками.  Игра «Что делают?», «Кто в мешке?» - развивать речевые навыки: умение отвечать на вопросы, подбирать глаголы действия к живым предметам, закреплять знания о звуках, издаваемых животными. Разучивание закличек солнца, рассказывание потешки «Радуга-дуга». Рисование  «Солнышко и облака». Лепка «Солнышко лучистое…». Чтение стихотворения В. Берестова «Весёлое лето», С. Чёрного «Дождик».

Развлечение «Вот и лето к нами пришло, стало сухо и тепло».

Методическое обеспечение и средства организации образовательного процесса

«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой .- 2 изд.. испр. – М.: Просвещение,1988.

 «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения» Т.С. Овчинникова– С-Пб.: Каро, 2006.

 «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Новикова И.М. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. М. 1998 г.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. – 112 с.

Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 216 с.

 Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012.

Бачерова Н.М. Воспитание гармоничного отношения  природе: игры-занятия с детьми 2–3 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.

 В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Нравственное воспитание в детском саду- М.; Мозаика-Синтез, 2008г.

Воспитание гармонического отношения к природе: игры – занятия с детьми 2-3 лет / авт.-сост.  Бочарова Н.М. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.: цв. вкл.

Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в детском саду. – Москва, 2006

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

 Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации М. Просвещение, 2007.

Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.

 И.А. Пазухина «Давай поиграем!», «Давай познакомимся!» – тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей-СПб.: «Детство-Пресс»,2010.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду младший возраст» г. Москва "Карапуз-Дидактика", 2007.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М.: Детство-пресс, 2008.

Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272 с.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2–3 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 с.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2–3 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 с.

 Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в ДОУ. М.Просвещение, 2007 г.

Павлова О.В. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

Павлова О.В. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. – М.:Мозаика-Ситнез, 2016. – 48 с.

 Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Н.А. Извенова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н., А.Н. Федотова, под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Мамошкина – М.: ТЦ Сфера, 2005. Рим, 2006.

 Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.М, 2008 г.

Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников). – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

 Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду- М.; Мозаика-Синтез, 2005г.

Хрестоматия для маленьких/Сост. Л. Н. Елисеева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982 – 431 с.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 128 с.

Шорыгина Т.А. Беседа о здоровье. Методические пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы об ОБЖ с детьми. М. «Сфера» , 2008 г.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2005.

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.

Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (возраст детей от 1 года до 2-х лет)

При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных кор...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит ...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит...

Рабочая программа для детей группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа для детей группы раннего возраста  в соответствии с ФГОС ДО...