Представление педагогического опыта по теме: «Развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»
статья

Ашурок Анастасия Владимировна

представление педагогического опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 «Лесная сказка»

Представление педагогического опыта работы

Тема: «Развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»

Подготовила: Ашурок А.В.

Канск, 2020г.

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей животного мира. Общаясь, ребенок развивается как активная личность, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие старших дошкольников – один из главных компонентов готовности к обучению. Практика показывает, что дети имеющие недостаточное речевое развитие, испытывают большие трудности в обучении.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время на помощь педагогу приходят современные педагогические технологии, позволяющие достичь высоких результатов в развитии речи дошкольников.

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»

Для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов стало не достаточно. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у дошкольников современные образовательные технологии – это технология ТРИЗ, мнемотаблицы, синквейн.

Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить и внедрить в образовательную деятельность современные технологии по речевому развитию («мнемотаблицы»«ТРИЗ»«Синквейн», )

повысить уровень речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

• развивать у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

• развивать психические процессы (внимания, мышления, воображения, памяти)

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Актуальность и целесообразность использование синквейн объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые и творческие интеллектуальные возможности.

-Гармонично вписываются в работу развития лексико-грамматических категорий.

- Способствует обогащению и активизации словаря.

-Является диагностическим инструментом.

-Носит характер комплексного воздействия (Развивает речь, память, внимание, мышление).

-Используется для закрепление изученной темы.

- Является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на тему хорошо известные детям. И обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятием слово действие, слово предмет, слово признак. Согласовывать слова в предложения. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное синквейн получается у всех.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Уважаемые коллеги я хочу познакомить вас с этой методикой. Попробуем с вами узнать, что такое синквейн?! Синквейн это очень простое слово. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое подчиняется определенным правилам.

Правила составления синквейна

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Можно использовать пословицы, поговорки.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Начнем наш мастер-класс с вопроса, что такое ЖИЗНЬ? (Ответы педагогов)

Мне бы хотелось процитировать стихотворение:

Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь – улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть – дети и любовь! 

Давайте подумаем с чем у вас ассоциируется слово жизнь? Выберите для себя что для вас ближе. Выберите то жизнен важное качество которое ассоциируется со словом жизнь и напишите на лучики одним словом (существительное). Кто готов прикрепите к этому кружочку. (Зачитываем все что написали). Все ваши выражения совпали с моими. Мы с вами определяли главное, а получилось вот такое замечательное солнце. И это солнце светит всем одинаково, лично, значимо для каждого из нас. Какая замечательная получилась формула жизни. Хочу предложить вам составить синквейн на тему жизнь. Посмотрим на экран, а я напомню, синквейн - это малое не рифмованное стихотворение. Первая строка- главное слово жизнь, какая она? (длинная…ответы педагогов), третья строка-выбираем действие (мчится…), четвертая строка свое отношение. Пословица, слова из песен. (Жизнь дана на добрые дела), и ассоциация (моя это дорога, путь). Еще раз повторяю, что получилось.

И так те знания, которые у вас уже сложились о синквейне применили на конкретном примере. Составьте синквейн на тему сердце. Предлагаю подобрать слова признаки- молодые педагоги, слова действия подберут педагоги из мет кабинета, стажисты –я предлагаю подобрать свое отношение, а нашему логопеду –подобрать ассоциации. (написать на полосках бумаги)

И так начинаем, составляем на доске слова.

И так мы знаем, что у детей наглядно образное мышление, и в работе можно использовать наглядные материал, чтоб было красиво. В работе мы используем различные предметы, игрушки (Вот кошка, какая пушистая, усатая, ласковая) или картинки обозначающие слова действия. И конечно схему, которая помогает детям увидеть границы строк, слов.

Позвольте подвести результаты. 

"ТРИЗ - технология"

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Очень интересный метод – мозговой штурм, начала использовать с детьми в середине года. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

Технология ТРИЗ помогает развить фантазию и логическое мышление детей, учит их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогащает круг представлений, увеличивает словарный запас, формирует связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. ...

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Развитие речи детей посредством театральной деятельности».

Работа была представлена в ходе проведения консультации для педагогов  в рамках школы наставничества....

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

2023 ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»...