2023 ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
материал

Дудина Светлана Николаевна

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

воспитателя

Дудиной Светланы Николаевны

Опыт работы на тему: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

2023 г.

Структура описания педагогического опыта

1.Данные о носителе опыта

  • Ф. И.О. Дудина Светлана Николаевна
  • Год рождения: 20.09.1985г.
  • Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
  • Должность: воспитатель
  • Педагогический стаж: 15 лет

2. Тема опыта

«Развитие речи дошкольников  с использованием современных образовательных технологий»

3.Описание основных методов и методик

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

В своей работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста использовала следующие методы: 

  • Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.;

Просмотров видеофильмов.

  • Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

  • Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

  • Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

При выборе технологии ориентировалась на следующие требования:

1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

2)содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;

4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В работе с детьми по речевому развитию я использовала  следующие современные образовательные технологии:

  • «Азбука общения». Использование Технологии «Азбука общения» позволило развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

  • Мнемотехника. Методы и очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал эффективность внедрения методов и приёмов мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей. Мною создана картотека мнемотаблиц, которые часто применяю в работе с детьми, как на занятиях, так и в свободное время.

  • Технология «Синквейн». Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
  • УМК «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду». Данный комплект позволил полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.

4.Актуальность.

Развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Проблема развития речи у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению с детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком. Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – это кропотливая, ежедневная и необходимая работа.  В этом помогают речевые игры, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей. Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Этим и определяется актуальность выбранной мной темы.

Цель: создать условия по развитию речи дошкольников посредством технологий игрового обучения.

Новизна. Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.

Теоретическая значимость заключается в разработке:

  • системы взаимодействия  педагогов,  детей  и  их  родителей  в  развитии  речи дошкольников;
  • разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

  • внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
  • в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
  • в обобщении и распространении опыта работы.

5. Результативность.

В результате анализа опыта деятельности по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий, пополнилась предметно-развивающая среда играми и пособиями, которые способствовали развитию у детей навыков грамотной и связной речи.

Результаты мониторинга:

«Речевое развитие»

Уровень

Старшая группа

Подготовительная группа

Подготовительная группа

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

сформирован

5

28

10

56

11

61

15

83

13

65

18

90

в стадии формирования

11

61

8

44

7

39

3

17

7

35

2

10

не сформирован

2

11

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Результаты мониторинга показали положительную динамику в развитии речи детей через практическое использование предложенных технологий в образовательной и самостоятельной деятельности.

6.Описание основных элементов.

Работу проводила поэтапно.

1 этап – (Организационный)

- накопление запаса конкретных знаний о речевой деятельности у детей и его успешного опыта;

- индивидуальные беседы с каждым ребенком;

- консультации и общение с родителями;

2 этап – основной:

- побуждение детей к получению информации о мире посредством речевой деятельности;

- чтение воспитателям детям вслух лучших книг из мировой сокровищницы детской литературы;

- включение родителей в образовательную совместную деятельность с детьми;

- работа по формированию у детей словарного запаса и культуры речи.

3 этап – заключительный:

- организация экспериментальной деятельности по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий;

- презентация полученных результатов.

1 этап  (Организационный) (октябрь 2020 г.)

  • изучение психолого-педагогической методической литературы;
  • проведение педагогической диагностики;
  • разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
  • создание речевой среды.

2 этап  (Внедренческий) (октябрь 2020 года - апрель 2023 года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста,  взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5 -8 лет по развитию речи.

Обогащение предметно – развивающей среды:

  • оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме;
  • оформление памяток для родителей и педагогов.

3 этап (Итоговый) (май 2023 год)

  • Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
  • организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
  • презентация опыта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами).

7. Выводы.

Данная работа позволила мне повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. В группе была создана  предметно-познавательная развивающая среда.

В группе был создан уголок «Грамотейка», где размещены:

  • «Речевые кубики»
  • «Звуки и слоги: набор фотокарт для развития речевого слуха»
  • Комплект «Слова. Обобщения»
  • Карточки-пазлы «Противоположности»
  • Комплект «Буквы»
  • Пазлы «Сказки»
  • Слоги «Животные»
  • Речевые карты «Времена года»
  • Слова «Один -два -много»

  • Дидактические альбомы: «Птицы», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые».
  • Изготовлены игры:
  • Словесные игры «Скажи, как кто...», «Составь предложение», «Подбери слово к схеме», «Добавь слово»
  • Дидактические игры: «Назови одним словом», «Что лишнее?»
  • Мнемотаблицы: «Расскажи – ка»

Были проведены занятия:

«Новые истории Вовки в тридевятом царстве», «Цветик – семецветик», «Весна –красна», «Игры и упражнения с речевыми кубиками»

Для родителей подготовлены консультации:

«Развитие связной речи дошкольника 5-6 лет»

«Развитие речи детей на основе LEGO – конструирования»

 «Обогащаем словарь дошкольника»

«Дефицит общения – проблема развития речи детей»

«Для чего детям нужны сказки?»

Консультации для педагогов:

«Речевые кубики»

Таким образом, при использовании современных педагогических технологий в развитии речи дошкольников наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Использование современных образовательных технологий по развитию речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...