Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка (средняя группа)

Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками

 

  1. Наблюдение за общением одного ребенка в группе.
  2. Протокол наблюдения.
  3. Выводы об особенностях общения данного ребенка.
  4. Рекомендации по развитию общения данного ребенка

Протокол наблюдения за ребенком (Методика Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М.)

Цель наблюдения - определить особенности общения ребенка, характер его взаимоотношений к сверстникам. 

Имя ребенка: Артем

Возраст: 4 года

Дата наблюдения: 9–10 сентября 2021 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogich_osnovy_dkr_sanina_-_kopiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками

  1. Наблюдение за общением одного ребенка в группе.
  2. Протокол наблюдения.
  3. Выводы об особенностях общения данного ребенка.
  4. Рекомендации по развитию общения данного ребенка

Протокол наблюдения за ребенком (Методика Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М.)

Цель наблюдения - определить особенности общения ребенка, характер его взаимоотношений к сверстникам.  

Имя ребенка: Артем

Возраст: 4 года

Дата наблюдения: 9–10 сентября 2021 года

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность:

 

    Артем активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

3

    Чувствительность к воздействиям сверстника

   Артем не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

Преобладающий эмоциональный фон:

 

   Нейтрально-деловой

Высокий уровень инициативности Артема говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. Артем решил построить гараж для машин из конструктора и позвал других мальчишек помочь ему «Смотри, как нужно строить, давай сделаем еще два таких гаража!». Во время игры в машинки предлагал различные роли сверстникам для совместной игры «Полицейская машина будет догонять нарушителя, а он будет быстро уезжать в тоннель. Ты будешь нарушителем, а я полицейским!»

       Средняя чувствительность к воздействиям сверстника, говорит о небольшой способности видеть и слышать другого. Не всегда отвечает на предложения сверстников.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. У Артема преобладает нейтрально-деловой фон, это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Негативные и позитивные эмоции по отношения к сверстнику сбалансированы.

Рекомендации по развитию общения Артема:

Несмотря на среднюю чувствительность, не всегда идет на встречу другим ребятам, Артем не хотел передать роль доктора другому ребенку, расстроился. Быстро успокоился и продолжил игру в роли пациента.

Важно развивать коммуникативные навыки. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Для развития коммуникативных навыков необходимо использовать такой важный и необходимый инструмент для детей дошкольного возраста, как игру, так как это коллективная деятельность, предполагающая взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.  

Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Нейтрально-деловой фон из-за баланса негативных и позитивных эмоций все же требует внимания. Может возникать трудность в принятии решений. Способствовать осознанию своего эмоционального состояния; умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Способствовать развитию социальных эмоций, обучению проявления сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.

Артему следует развивать: интерес к партнеру по общению, умение входить в контакт, взаимодействия с детьми в группе. Благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражать просьбу словами, излагать ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называть его по имени, разговаривать друг с другом в приветливой форме.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Список литературы:

  1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  1. Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева: Психол. Журнал, - 2011, № 3.

  1. Леонтьев А. А. Психология общения: - Москва, 1997.

  1. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека: - Москва., 2010.

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми

Становление общения ребенка  раннего возраста со сверстниками и взрослыми...

"Общение ребенка раннего возраста со сверстниками"

Данный материал будет полезен педагогам при планированию работы по взаимодействию с родителями для оформления стендовой информации....

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...