ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ: «ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»
материал (средняя группа)

Киося Екатерина Георгиевна

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ:

«ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»

Воспитатель: Киося Е.Г.

Введение

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте- от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность ,в которой нет никакой функциональной необходимости. Тогда возникает вопрос: для чего же играют люди-дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра .как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью:

она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.

С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества(силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.),получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей, причем не только психологов, но и философов, социологов ,биологов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно, гармонично всесторонне;

- игра как средство приобретения и проработки знаний.

В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила

игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

По определению Д.Б .Эльконина внутри игры происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Игра реализует потребность дошкольника в социальной компетенции(мотив игры –

«быть, как взрослый») и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка:

В игре ребенок проявляет себя с двух сторон(как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует Образ себя и Образ мира с двух точек зрения. Это формирует психологические новообразования- основные для этапа дошкольного детства : моделирующие виды деятельности, иерархию мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребенка.

Валлон А. утверждал, что польза, которую приносит игра, заключается в том что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать ,то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.

Итак. что же такое игра? Предлагаем определить это понятие, попробуем сделать это сами ,ответив на вопросы:

-Игра-это…(Что такое игра-интерес, развитие, познание, творчество, радость, гармония)

-Развитие в игре…(какое- активное, творческое, умственное, социальное)

ИГРА- непродуктивная деятельность, но продуктивное воображение субъекта. Игра является средством научения , позволяющим человеку развиваться когнитивно , социально, физически и эмоционально. (Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора. -Ростов н/Д: Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).

ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990).

При всем многообразии игр можно выделить несколько типов:

-Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных

для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры:

погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее

многих родителей стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или

изваляться в грязи.

-Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки,

мультфильма и т.п.Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город

из песка- примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3-4 года, однако не

исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.

- Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли ,позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют.

Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью(как скажем,

в игре в магазин),роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п.Именно эти игры

наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6лет.Многие подростки и

взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая

субкультура «ролевиков».

-Игры с правилами. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не

имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди

действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается

состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры- футбол, хоккей или

волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки ит.д.Подобные

игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше,

к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.

Кроме описанных выше типов игры, выделяют и различные виды игр:

творческие- возникают по инициативе детей(включают сюжетно-ролевые; театрализован-

ные-режиссерские,игры-драматизации;конструкторские);дидактические-происходят по

инициативе взрослых с готовыми правилами для решения обучающей задачи, может быть и ролевой .являются основной формой обучения детей дошкольного возраста; народные -созданные народом.

Какие же функции выполняет игра?

Первая функция игры- развивающая- способствует развитию ребенка как личности:

умению выражать себя, реализовывать свои потребности, осознавать свои симпатии и антипатии, исследует свои чувства, учится контролировать свое поведение. Одни игры

развивают силу, выносливость, другие-ум.

Вторая функция- компенсаторная- основана на том, что игра предстает как иная реальность, ребенка привлекает возможность раскрыть свои способности, которые сложно развить во взрослом мире.

Третья функция- психотерапевтическая(исцеляющая),в игре «проживаются» волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Играя, ребенок выплескивает негативные эмоции, тем самым снижая их напряжение, находит выходы из сложных ситуаций.

Еще одна функция- диагностическая. В игре можно увидеть проблемы ребенка, посмотреть какими он представляет своих родителей, воспитателей, самого себя. В игре ребенок раскрывается, так как она символична, там все «понарошку».

Играя, ребенок получает определенные знания, навыки, развивает память, мышление, речь..На занятиях с дошкольниками педагоги для лучшего усвоения

учебного материала используют большое количество игровых приемов. Специальные обучающие игры («Четвертый лишний», «Пазлы», «Что сначала, что потом» и другие)помогают ребенку познавать мир в более доступной и увлекательной для него форме.

Итак, резюмируя все вышесказанное ,мы отмечаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. Если ребенок не умеет играть, то его могут ждать большие проблемы: отсутствие коммуникативных навыков, неумение трансформировать нервное напряжение, а вслед за этим вероятность неврозов, скудное воображение и другое.

К сожалению можно констатировать ,что игра «уходит» из детского сада, дети

стали меньше играть , развитие игры, в частности ролевой, не достигает должного уровня.

Назовем несколько причин:

- у детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.

Откуда дети получают большинство впечатлений?(мнения педагогов);

- дети зачастую не знают чем занимаются их родители, а родители не могут внятно объяснить ребенку чем они занимаются, кем работают;

- не играют взрослые(а игре невозможно научить иначе, чем играя с вместе с детьми)

- некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают;

- многие родители считаю иргу ненужным, пустым занятием;

- все больше семей, где детей с раннего возраста начинают « развивать» и считают игру

ненужным занятием;

- в современных семьях чаще всего ребенок растет один, на улице гуляет под присмотром

родителей, не имея возможности играть с детьми разных возрастов.

- современные родители в основном озабочены подготовкой ребенка к школе.

-воспитатели тоже меньшее значение придают игре(занятия проводить проще, чем играть с детьми).

Исследования ученых показывают, что у ребят маленький игровой опыт и слабо развито умение развивать игровой сюжет. Это подтверждает и проведенный нами опрос-беседа детей старшей и подготовительной групп. Для определения игровых интересов

Были предложены три вопроса:

- Во что ты любишь играть в детском саду?

- Какие игрушки, игры ты чаще всего берешь поиграть в детском саду?

- Во что ты любишь играть дома?

Анализируя ответы детей отмечаем, что в детском саду дети играют в основном сюжетно-ролевые игры(семья, дочки-матери, заправка, машинки),конструкторы различные,

настольно-печатные игры(с кубиком),дома же дети предпочитают играть в лото, пазлы,

лего, девочки предпочитают игру с куклами и мягкими игрушками, мальчики же с солдатиками, полицейскими, компьютерные игры( стрелялки , раскраски, мультики).

Важно отметить ,наблюдая за детьми в игре в группе детского сада, прослеживается следующая особенность: у девочек сюжеты ролевых игр богаче, чем у мальчиков. Девочки играют в семью, но параллельно развивают игры в магазин, день рождения, дочки-матери.

Мальчики же ,построив из большого строителя боевую базу, чаще только манипулируют машинами и солдатами, не развивая сюжета дальше.

Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть, чтобы это сделать(научить) мы должны сами уметь играть.(предложить игры : «игры моего детства», «лес», «руки», «оживи ладони»,байка «тяни-толкай»)

Принимая во внимание все вышесказанное, анализируя полученные данные, делаем вывод, что продуктивно заниматься вопросами игры можно только при условии одновременного подключения к их решению всех-педагогов и родителей. Поскольку участниками образовательного процесса являются и ребенок, и родители ,и педагоги. В свою очередь мы отметили, что дети мало играют, а родители не знают как это делать, как научить этому ребенка, все-таки основная нагрузка по обучению дошкольников игре ложится именно на педагогов. Ведь жизнь в детском саду ребенку интересна в том случае, когда она наполнена игрой. Тогда ребенок и в сад приходит счастливым и таким же возвращается домой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedsoveta_na_temu.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ:

«ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»

Воспитатель: Киося Е.Г.

Введение

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте- от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность ,в которой нет никакой функциональной необходимости. Тогда возникает вопрос: для чего же играют люди-дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра .как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью:

она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.

С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества(силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.),получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей, причем не только психологов, но и философов, социологов ,биологов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно, гармонично всесторонне;

- игра как средство приобретения и проработки знаний.

В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила

игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

По определению Д.Б .Эльконина внутри игры происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Игра реализует потребность дошкольника в социальной компетенции(мотив игры –

«быть, как взрослый») и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка:

В игре ребенок проявляет себя с двух сторон(как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует Образ себя и Образ мира с двух точек зрения. Это формирует психологические новообразования- основные для этапа дошкольного детства : моделирующие виды деятельности, иерархию мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребенка.

Валлон А. утверждал, что польза, которую приносит игра, заключается в том что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать ,то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.

Итак. что же такое игра? Предлагаем определить это понятие, попробуем сделать это сами ,ответив на вопросы:

-Игра-это…(Что такое игра-интерес, развитие, познание, творчество, радость, гармония)

-Развитие в игре…(какое- активное, творческое, умственное, социальное)

ИГРА- непродуктивная деятельность, но продуктивное воображение субъекта. Игра является средством научения , позволяющим человеку развиваться когнитивно , социально, физически и эмоционально. (Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора. -Ростов н/Д: Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).

ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990).

При всем многообразии игр можно выделить несколько типов:

-Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных

для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры:

погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее

многих родителей стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или

изваляться в грязи.

-Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки,

мультфильма и т.п.Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город

из песка- примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3-4 года, однако не

исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.

- Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли ,позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют.

Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью(как скажем,

в игре в магазин),роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п.Именно эти игры

наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6лет.Многие подростки и

взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая

субкультура «ролевиков».

-Игры с правилами. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не

имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди

действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается

состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры- футбол, хоккей или

волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки ит.д.Подобные

игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше,

к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.

Кроме описанных выше типов игры, выделяют и различные виды игр:

творческие- возникают по инициативе детей(включают сюжетно-ролевые; театрализован-

ные-режиссерские,игры-драматизации;конструкторские);дидактические-происходят по

инициативе взрослых с готовыми правилами для решения обучающей задачи, может быть и ролевой .являются основной формой обучения детей дошкольного возраста; народные -созданные народом.

Какие же функции выполняет игра?

Первая функция игры- развивающая- способствует развитию ребенка как личности:

умению выражать себя, реализовывать свои потребности, осознавать свои симпатии и антипатии, исследует свои чувства, учится контролировать свое поведение. Одни игры

развивают силу, выносливость, другие-ум.

Вторая функция- компенсаторная- основана на том, что игра предстает как иная реальность, ребенка привлекает возможность раскрыть свои способности, которые сложно развить во взрослом мире.

Третья функция- психотерапевтическая(исцеляющая),в игре «проживаются» волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Играя, ребенок выплескивает негативные эмоции, тем самым снижая их напряжение, находит выходы из сложных ситуаций.

Еще одна функция- диагностическая. В игре можно увидеть проблемы ребенка, посмотреть какими он представляет своих родителей, воспитателей, самого себя. В игре ребенок раскрывается, так как она символична, там все «понарошку».

Играя, ребенок получает определенные знания, навыки, развивает память, мышление, речь..На занятиях с дошкольниками педагоги для лучшего усвоения

учебного материала используют большое количество игровых приемов. Специальные обучающие игры («Четвертый лишний», «Пазлы», «Что сначала, что потом» и другие)помогают ребенку познавать мир в более доступной и увлекательной для него форме.

Итак, резюмируя все вышесказанное ,мы отмечаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. Если ребенок не умеет играть, то его могут ждать большие проблемы: отсутствие коммуникативных навыков, неумение трансформировать нервное напряжение, а вслед за этим вероятность неврозов, скудное воображение и другое.

К сожалению можно констатировать ,что игра «уходит» из детского сада, дети

стали меньше играть , развитие игры, в частности ролевой, не достигает должного уровня.

Назовем несколько причин:

- у детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.

Откуда дети получают большинство впечатлений?(мнения педагогов);

- дети зачастую не знают чем занимаются их родители, а родители не могут внятно объяснить ребенку чем они занимаются, кем работают;

- не играют взрослые(а игре невозможно научить иначе, чем играя с вместе с детьми)

- некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают;

- многие родители считаю иргу ненужным, пустым занятием;

- все больше семей, где детей с раннего возраста начинают « развивать» и считают игру

ненужным занятием;

- в современных семьях чаще всего ребенок растет один, на улице гуляет под присмотром

родителей, не имея возможности играть с детьми разных возрастов.

- современные родители в основном озабочены подготовкой ребенка к школе.

-воспитатели тоже меньшее значение придают игре(занятия проводить проще, чем играть с детьми).

Исследования ученых показывают, что у ребят маленький игровой опыт и слабо развито умение развивать игровой сюжет. Это подтверждает и проведенный нами опрос-беседа детей старшей и подготовительной групп. Для определения игровых интересов

Были предложены три вопроса:

- Во что ты любишь играть в детском саду?

- Какие игрушки, игры ты чаще всего берешь поиграть в детском саду?

- Во что ты любишь играть дома?

Анализируя ответы детей отмечаем, что в детском саду дети играют в основном сюжетно-ролевые игры(семья, дочки-матери, заправка, машинки),конструкторы различные,

настольно-печатные игры(с кубиком),дома же дети предпочитают играть в лото, пазлы,

лего, девочки предпочитают игру с куклами и мягкими игрушками, мальчики же с солдатиками, полицейскими, компьютерные игры( стрелялки , раскраски, мультики).

Важно отметить ,наблюдая за детьми в игре в группе детского сада, прослеживается следующая особенность: у девочек сюжеты ролевых игр богаче, чем у мальчиков. Девочки играют в семью, но параллельно развивают игры в магазин, день рождения, дочки-матери.

Мальчики же ,построив из большого строителя боевую базу, чаще только манипулируют машинами и солдатами, не развивая сюжета дальше.

Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть, чтобы это сделать(научить) мы должны сами уметь играть.(предложить игры : «игры моего детства», «лес», «руки», «оживи ладони»,байка «тяни-толкай»)

Принимая во внимание все вышесказанное, анализируя полученные данные, делаем вывод, что продуктивно заниматься вопросами игры можно только при условии одновременного подключения к их решению всех-педагогов и родителей. Поскольку участниками образовательного процесса являются и ребенок, и родители ,и педагоги. В свою очередь мы отметили, что дети мало играют, а родители не знают как это делать, как научить этому ребенка, все-таки основная нагрузка по обучению дошкольников игре ложится именно на педагогов. Ведь жизнь в детском саду ребенку интересна в том случае, когда она наполнена игрой. Тогда ребенок и в сад приходит счастливым и таким же возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для педсовета "Детская игра в педпроцессе ДОУ"

Игра представляет собой особую деятельность,которая расцветает  в детские годы и сопровождает  человека на протяжении всей жизни.Неудивительно,что проблема игры привлекает к себе внима...

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...

Доклад к педсовету по теме "Спортивные игры как средство положительного отношения к спорту"

Предлагаю вашему вниманию доклад по теме "Спортивные игры как средство положительного отношения к спорту"...

Доклад на педсовете по теме: «Детский театр».

Организация предметно- пространственной развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельности....

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...