Использование фольклора в режимных моментах
учебно-методический материал (младшая группа)

Гущина елена викторовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ С                 ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В сообщении обобщается личный опыт работы  с детьми раннего  возраста используя  малые  жанры  фольклора  в  режимных  моментах,  при адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

.

Ключевые слова: устное народное творчество, адаптация, фольклорные жанры, словес

-ные игры, режимные моменты, речь.

 

     Так  повелось,  что  ещё  совсем  маленькому  грудному  ребёнку  мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, сказки. Именно фольклор  является  своеобразным  проводником  в  прекрасный  мир художественной литературы. Трудно себе представить детскую жизнь без игр веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками.  Для  плодотворного  общения  взрослого  и  ребенка  важно установление  добрых  и  доверительных  взаимоотношений,  важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор-сказки и малые фольклорные  жанры:  песенки,  потешки,  прибаутки,  считалки,  пословицы, поговорки,  загадки,  дразнилки,  кричалки, заклички,  пестушки. Поэтому,  я поставила задачу-прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность,  развивать  интерес  и  внимание  к  окружающему  миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус.

Исполняя с детьми потешки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, развиваю

Речь  детей, они получают первые знания по культуре и поведении, познают природу и животный мир, получают физическое развитие .Большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни.

Я заметила, что у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним, я отвлекаю его от грустных мыслей, беру его за руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг!».

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается.

Одна игра-забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:

«У сороки –боли, у вороны боли,

А у моего хорошего, да у моего пригожего

Димочки, голубчика, все заживи!»

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел! Песенки-потешки приносят радость, оживляют повседневную жизнь детей, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

 

Маме улыбаемся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gushchina_elena_viktorovna_folklor.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Гущина Елена Викторовна

                                                                                воспитатель

                                                                               МДОУ «Детский сад № 103»

                                                                               г. Саранск, Республика Мордовия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ С                 ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В сообщении обобщается личный опыт работы  с детьми раннего  возраста используя  малые  жанры  фольклора  в  режимных  моментах,  при адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

.

Ключевые слова: устное народное творчество, адаптация, фольклорные жанры, словес

-ные игры, режимные моменты, речь.

     Так  повелось,  что  ещё  совсем  маленькому  грудному  ребёнку  мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, сказки. Именно фольклор  является  своеобразным  проводником  в  прекрасный  мир художественной литературы. Трудно себе представить детскую жизнь без игр веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками.  Для  плодотворного  общения  взрослого  и  ребенка  важно установление  добрых  и  доверительных  взаимоотношений,  важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклорсказки и малые фольклорные  жанры:  песенки,  потешки,  прибаутки,  считалки,  пословицы, поговорки,  загадки,  дразнилки,  кричалки, заклички,  пестушки. Поэтому,  я поставила задачупрививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность,  развивать  интерес  и  внимание  к  окружающему  миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус.

Исполняя с детьми потешки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, развиваю

Речь  детей, они получают первые знания по культуре и поведении, познают природу и животный мир, получают физическое развитие .Большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни.

Я заметила, что у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним, я отвлекаю его от грустных мыслей, беру его за руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг!».

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается.

Одна игра-забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:

«У сороки –боли, у вороны боли,

А у моего хорошего, да у моего пригожего

Димочки, голубчика, все заживи!»

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел! Песенки-потешки приносят радость, оживляют повседневную жизнь детей, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся».

  Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет». Во время обеда дети «поправляют» воспитателя, слушая потешку:

«Травка-муравка со сна поднялась,

 Птица-синица за зерно взялась,

 Зайки –за капусту, мышки –за корку,

 Детки –за молоко».

«Нет, за борщ, а не за молоко!»

Очень  важно  чтобы  дети  вслушивались  в  звучание  родной  речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица,   кисонька-мурысонька,   курочка-пеструшечка,  курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, –такое множество слов к одному слову курочка. Ну где бы еще почерпнули дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях! Поэтому была создана картотека потешек, закличек, загадок для использования их в режимных моментах. Рассказывая  потешки,  использую на  первых  порах  наглядность, объясняю значение новых слов.

    Занятия  с  детьми  представляют  открытую  систему,  которая  не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На  любом  занятии  создаю условии  для  стимулирования  чувств  удивления, симпатии,  сопереживания, ответственности.  Для  совершенствования дикции использую специальные упражнения –напев фраз из потешек. Эти упражнения развивают  фонематический  слух,  формируют грамматический  строй  речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное, я  использую материал  ненавязчиво  и  увлекательно,  например –имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети

Выполняют движения в соответствии с содержанием: хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, топают ногами, играют в пальчиковые игры.

При организации игр фольклор незаменим. Вызываю у детей интерес к народным  произведениям,  в  которых  имеются  звукоподражания  голосами животных и птиц. Дети раннего возраста «приобщаются» к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают, что о животных надо заботиться и что их «благополучие» зависит от людей.

Например: «Наши уточки с утра кря-кря-кря!»,  «Галки,  вороны,  все  ли  вы  здоровы?»,  «Пошел  котик  на  торжок», «Ранним-рано по утру пастушок: Ту-ру-ру-ру!» При наблюдении за природными явлениями, их красотой, без устного народного

творчества не обойтись:

«Уж ты зимушка-зима,

Ой ты радуга-дуга,

У нашего Гришеньки под окошком вишенки,

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей!»

   Дидактические  игры, например :«Узнай потешку»,  «Подари  петушку перышко», «Кто что ест?», «Купание куклы Кати» и другие, помогают закрепить навыки  интонационной  выразительности,  умение  передавать  особенности действий различных персонажей. В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях.  В  результате  потешка  превращается  в  игру  и  очень  увлекает малышей.  В  ходе  разыгрываемого  сюжета  высказывания  детей звучат непосредственно,  эмоционально.  

 Таким  образом,  использование  малых  форм  фольклора  вполне оправдывает себя. Приобщение детей начинается с детства, где закладываются основные  понятия и  примеры  поведения.  Для  детей до  трех  лет  любая деятельность –игра, и в то же время любая игра –это вполне серьезное занятие

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ефимова И.В. Хрестоматия для детей 2-3 лет.–Ростов-на-Дону: Феникс- Премьер,2014.-64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в режимных моментах детей младшего возраста

Знакомство с потешками и использование их в повседневной жизни ребенка....

Использование фольклора в режимных моментах в группах младшего возраста

Погружение в фольклорную среду- важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоуч...

“Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации”

Потешки - их еще можно назвать играми, помогают научить ребенка различным действиям.Слушая и наблюдая, как рассказывается потешка, малыш запоминает слова, а также замечает связь между каждым словом и ...

"Использование фольклора в режимных моментах"

В мoмент, когда ребенок  поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенoк длительное время в течение дня находится без ...

"Использование фольклора в режимных моментах"

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать  безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду....

Использование фольклора в режимных моментах ДОУ.

Использование фольклора в режимных моментах ДОУ....