Выступление на педсовете по теме «Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

Евдокимова Наталья Владимировна

Выступление на педсовете по теме

«Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме

«Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.

Что же такое «психологическое здоровье»? (слайд 2)

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Психологический комфорт обеспечивает сохранение

- психофизиологического здоровья детей;

- высокую продуктивность образовательного процесса;

- высокие показатели качества образования детей;

 -успешную социализацию:

при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;

- успешность школьного обучения. 

По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье? (слайд 3)

Нарушения проявляются в трудностях засыпания и беспокойном сне, усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла, беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности, отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним», рассеянности, невнимательности, беспокойстве и непоседливости, проявлении упрямства.

Какие же условия можем создать мы для того, что бы наши дети развивались гармонично?

(Слайд 4) Для охраны и укрепления психологического здоровья детей  мы можем создать  в группах детского сада уголки психологического здоровья:

(Слайд 5) Для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости», с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие могут такие игровые материалы как “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков

 (Слайд 6) В зоне психологической разгрузки могут быть  оборудованы уголки уединения, где каждый ребенок может успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. Игры с любимыми игрушками успокаивают расшалившихся детей, а также способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Дети чувствуют себя в этой зоне уютно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

 (Слайд 7) Организованные в психологических уголках игры с песком и водой, пуговицами, разнофактурными материалами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень нервно – психического напряжения, способствуют сенсорному развитию воспитанников.

(Слайд 8) В уголках настроения дети могут показать свое эмоциональное состояние – каждый ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Педагоги имеют возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка.

 (Слайд 9) Зона эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение доброжелательного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими. Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры как: «Коробочка примирения», «Коврик примирения».

(Слайд 10) стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;

(Слайд 11) экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

(Слайд 12) Песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, релаксация.

 Персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Говоря о дошкольных образовательных учреждениях,  все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако   не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и  психическим   и психологическим.  Почему же именно для педагогов так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и  эмоциональном плане.  Да потому, что эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только  самому педагогу, но и окружающим его детям. В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание.  Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

(Слайд 13) Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы,  от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям. Провести время для себя любимой.

Можно жить упрямо и тоскливо

Злобно, равнодушно, тяжело

Можно жить, завидуя счастливым

И кричать: ” Опять не повезло!”

Можно ненавидеть всех на свете,

Тихо погружаясь в полный мрак

Можно лишь мечтать всю жизнь о лете,

Лето не приблизив ни на шаг.

Ну а можно… светлым солнца бликом

Освещать весь мир вокруг себя

Жить минутой каждой, каждым мигом,

С каждым днем сильнее жизнь любя..!

Задумайтесь о том, на сколько радостно каждый из нас чувствует себя сейчас?…

Я думаю, что все согласятся с тем, что на эмоциональное состояние очень сильно влияет наша трудовая деятельность.

Все мы пришли к профессии ПЕДАГОГА разными путями. Кто-то мечтал стать учителем с детства, а кто-то, испугавшись провала экзаменов в институт, решил перейти в тот, где проще учиться, а кто-то, не найдя призвания в другой профессии – нашел его в педагогической среде. Но сейчас это не так важно, тем более, что ситуацию всегда можно изменить при желании в любом возрасте. Но говорить мы будет не об этом. Мы не собираемся менять профессию. Мы – здесь! Важен результат – насколько мы довольны или нет своей профессией. И как сделать так, чтобы на работу мы летели как на крыльях, с радостью и с желанием?

Это ленточка (ведущий держит ленту за кончик): вверху – все отлично, здорово, великолепно, лучше не бывает! А внизу – ужасно, плохо, совсем не то, чего хотелось и о чем мечталось. Выберите и прикрепите (завяжите) свой бантик там, где Вы находитесь в данный момент, как чувствуете себя на работе (каждый берет ленточку и завязывает бантик).

Сравним. О чем говорят наши метки? (беседа) О том, что кому – то на работе легко и спокойно, он уверен, бодр и весел, а кому-то тяжело, грустно, тревожно, некомфортно. А как при этом будут чувствовать себя дети? Они наше настроение чувствуют, как индикаторы.

Игрушечный микрофон по кругу. Интересно, каким образом вы улучшали (поддерживали) свое настроение до сих пор? Как настраиваете себя на работу? Поделитесь секретами друг с другом? И так, вы собираетесь на работу и думаете о том, что ….

Сейчас мы услышали о ежедневных маленьких «крупинках» для поддержки хорошего настроения и самочувствия. Коллекция «крупинок» несомненно поможет вам почувствовать себя значительно лучше и уверенней.

(Слайд 14) Психологическая зарядка

Инструкция: одновременно выполняется движение и произносится фраза, каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочередно левым, правым глазом. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, ведь со мною- любовь и удача.»

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего»

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо».

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

6. Руки на поясе, наклоны вперед-назад. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается».

(Слайд 15) Игра «Пессимист или  Оптимист».

Разделите лист бумаги на две части и напишите плюсы и минусы вашей профессии. А теперь посмотрите, чего больше и вы узнаете, кто вы больше оптимист или пессимист. Посмотрите и проанализируйте для себя плюсы и минусы нашей профессии.   Ведь  нельзя не согласиться, что есть свои весомые преимущества в нашей профессии.

Упражнения «Мусорное ведро»

Цель: избавление от отрицательных эмоций.

- Я приготовила для вас листочки бумаги. Возьмите их и пропишите ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Все то, что вам мешает и от чего хотелось бы избавиться.  Сверните их в комочки или, если хотите, разорвите на мелкие кусочки, и выбросите в это мусорное ведро все скопившиеся в вас чувства, которые вам неприятны, от которых вы хотите избавиться.

- Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее?

(Слайд 16) Аутотренинг для всех женщин. Встаньте красиво, эффектно, неподражаемо и повторяйте за мной с выражением:

Я безупречна, гармонична,

Гостеприимна, весела,

В общении дипломатична,

Любые спорятся дела.

Я – замечательная мама,

Прекрасная жена и дочь.

Где нужно, там тверда, упряма,

Всегда готова всем помочь.

Я деликатна, терпелива,

Заботлива я и верна.

Я очень женственна, красива,

Моя душа теплом полна.

Релаксация «Дивный сад»

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Рефлексия. На этом наш тренинг заканчивается и хочется от вас услышать: какое настроение у вас сейчас стало после участия в тренинге. Каждый участник по кругу высказывает свое настроение одним словом.

 «Цепочка пожеланий на будущее».

Участники тренинга сидят по кругу и, беря друг друга, по очереди за руку говорят пожелание на будущее. После того как все возьмутся за руки говорят друг другу «Спасибо за работу!».

Памятка педагогу по предупреждения синдрома профессионального выгорания

  • Ø Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
  • Ø Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • Ø Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
  • Ø Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
  • Ø Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
  • Ø Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • Ø Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
  • Ø Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
  • Ø Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
  • Ø Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
  • Ø Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
  • Ø Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
  • Ø Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
  • Ø Используйте  возможность выступить с речью;
  • Ø Следите за питанием и фигурой;
  • Ø Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
  • Ø Не забывайте, что вы красивы.

Советы педагогу по установлению эмоционального психологического контакта с детьми

1. Будьте искренними с детьми.

2. Называйте каждого ребёнка по имени.

3. Будьте знаком с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами.

4. Используйте утверждения типа: «Я заметила…» (обратила внимание).

5. Улыбайтесь, дотрагивайтесь (когда это целесообразно) и старайтесь установить визуальный контакт.

6. Будьте внимательны, к событиям, происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это возможно.

7. Уважайте ребёнка за его мнение.

8. Если можно, лично рассказывайте о своей жизни, о случаях из неё.

9. Не осуждайте ребёнка.

10. Слушайте и вникайте.

11. Представляйте  ребёнку возможность выбора, решения и мнения, что позволит ему принять правильное мнение и решение.

12. Признавайте свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...

Создание условий для охраны и укрепления жизни и здоровья детей дошкольного возраста

создание условий для охраны и укрепления жизни и здоровья детей дошкольного возраста...

Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»

laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...

Педсовет "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Представлен план проведения педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"...

Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»...