Роль чтения сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Капитонова Ксения Юрьевна

С самого раннего возраста в жизнь человека приходит сказка. Невозможно переоценить ее роль в развитии ребенка. Сказка зачастую является одним из первых шагов в социально-коммуникативном, эстетическом, речевом и познавательном развитии дошкольника. В процессе слушания сказок ребенок не только знакомится с литературой, но и учится нравственности, узнает о взаимоотношениях и вообще обо всем на свете.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.
Сказка – это мощный инструмент для морального и нравственного развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_skazok.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №140

Методическая разработка

Роль чтения сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста.

 

                                  Выполнила:

Воспитатель

Капитонова Ксения Юрьевна

Санкт-Петербург

2022

С самого раннего возраста в жизнь человека приходит сказка. Невозможно переоценить ее роль в развитии ребенка. Сказка зачастую является одним из первых шагов в социально-коммуникативном, эстетическом, речевом и познавательном развитии дошкольника. В процессе слушания сказок ребенок не только знакомится с литературой, но и учится нравственности, узнает о взаимоотношениях и вообще обо всем на свете.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.
Сказка – это мощный инструмент для морального и нравственного развития ребенка.

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста.

Испокон веков сказка помогала в развитии позитивных межличностных отношений, социальных навыков, помогала привить правила поведения подрастающим поколениям. Сказка всегда являлась одним из самых доступных инструментов развития всех сфер ребенка и использовалась родителями и педагогами. Ребенок всегда, в любой ситуации готов сесть и послушать сказку. Каждая сказка несет свою мораль, проливает ребенку свет на различные ситуации, предстоящие пережить ему в дальнейшем. Дети могут подчерпнуть из произведений огромное множество бесценных знаний: ребенок получает первые представления о времени и пространстве, о том, как человек связан с природой, с миром предметов, сказки помогают ребенку увидеть многообразие добрых и злых мотивов в поступках людей. Сказка, являясь вымыслом, представляет для ребенка особую реальность мира чувств.

В процессе слушания сказки, дети глубоко сопереживают персонажам, что вызывает в них порывы оказать помощь, защитить обиженного и наказать виновного. Сказки побуждают ребенка мечтать и фантазировать.

Роль сказки в речевом развитии ребенка.

Огромное влияние сказки оказывают и на развитие правильной устной речи ребенка. Они обогащают его словарный запас, показывают, как правильно построить диалог, сделать речь более эмоциональной. Задача педагога не только прочитать сказку, но и помочь ребенку понять ее, проанализировать события и действия персонажей, и запоминание станет осознанным и глубоким. Прослушивание и пересказ услышанного помогают ребенку развить образное мышление и обогатить его речь.

Роль сказки в художественно-эстетическом развитии дошкольника.

Восприятие искусства носит активный характер у дошкольников, пробуждает их нравственность и способствует развитию человеколюбия. Художественное восприятие вызывает чувство сопереживания. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: дети отожествляют себя с любимыми героями произведений, вникают в их внутренний мир, примеряют на себя их характер, поведение. Часто дети вживаются в образ на столько, что при помощи воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, которого выгнала из его избушки лиса, дети примеряют на себя и, переживая за героя, мыслят примерно так: «Как бы я поступил, если бы со мной поступили так же?»).

Сказка имеет огромное влияние на эстетическое развитие дошкольника, без него невозможно сопереживание к чужим несчастьям и переживаниям. При помощи литературы, дети откликаются на явления и происшествия окружающего их мира, учатся выражать свое отношение к тому «Что такое хорошо и что такое плохо». Благополучное окончание произведения помогает в воспитании оптимизма, является позитивным примером того, что не существует непреодолимых трудностей и проблем.

Белинский говорил, что воспитание чувства прекрасного, является одним из первейших элементов. Благодаря сказке обостряется способность ребенка чувствовать то прекрасное, что скрывает в себе природа и вся наша жизнь. Чаще всего действия сказок происходят на фоне природы. Образы природы, описанные автором, за счет фантастических событий, которые происходят на их фоне, помогают ребенку в осознании того, как восхитителен окружающий мир.

Сказка всегда занимала особое место в жизни ребенка дошкольного возраста. Образы сказочных героев на долго сохраняются в детской памяти благодаря яркой эмоциональной окраске. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Литература

  1. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3
  2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3
  3. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии.
  4.  Проблемы дошкольной игры: Психологопедагогический аспект. – М.: Педагогика
  5. Бурнос, Г. Б. Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) / Г. Б. Бурнос. —Образование и воспитание. — 2019
  6. Устинова О. А. Развитие «Образа – Я» в детской субкультуре посредством диалога. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009
  7. Беттельгеим Б. О ПОЛЬЗЕ ВОЛШЕБСТВА СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК// Электронное издание ИОИ Москва. -  2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они н...

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....

Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста»....

Буклет: "Роль подвижных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста!"

Буклет для родителей на тему: "Роль подвижных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста!"...

Значение сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста

Интерактивная игра "Волшебный мир сказок"Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста....