Проект для детей старшего дошкольного возраста "Маленькая страна под названием - Семья!"
проект (старшая группа)

Зайцева Вера Юрьевна

Проект направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятие ценностей семейной жизни; формирование уважительного отношения к своей семье, ее истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkaya_strana_pod_nazvaniem_-_semya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Проект

 по социально-коммуникативному  

развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Маленькая страна под

названием – Семья!» 

Разработала: Зайцева В.Ю.

                 

                                                        

 

 

 

 

 

Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения: среднесрочный (с декабря 2021 по февраль 2022).

Участники проекта:  воспитатели, учитель-логопед, родители, дети старшей группы

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.

Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  • формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Развивающие:

  • создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  • развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  • прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Ожидаемые результаты проекта: 

  • Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
  • Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники»
  • Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
  • Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
  • Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
  • У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.

Актуальность проблемы: 

Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.

Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я - член семьи, я - член коллектива, я - житель этого города, я - гражданин России, и только после этого, я - житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

В статье 44 Закона об образовании говорится:

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.

Существует множество проблем современной семьи:

  • большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
  • родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
  • ограниченность общения взрослого и ребёнка;
  • недостаточность эмоционального компонента общения.

Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.

Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для нас стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.

Введение

Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья - это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.

Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?

Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта «Моя семья».

Реализация проекта

Организационный этап

- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.

- Составление плана основного этапа проекта.

1. Подготовительный этап

- подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.

- опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)

- сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».

- подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.

- подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.

- подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности .

- совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.

2 этап - практический

Дата

Содержание

29 ноября – 3 декабря

Беседа «Мои близкие»

Беседа «Один дома. Электроприборы»

Использование раскрасок по теме «Моя семья».

Чтение Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».

Сюжетно-ролевая игра «Семья. День рождения»,

Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»

Словесная игра «Моя семья»

Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку»

Подвижная игра: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков»

6 – 10 декабря

Беседа «Как росли мои родители»

Беседа «У меня зазвонил телефон»

Словесная игра «Волшебный клубок»

Дидактическая игра «Огорчится ли мама, если… »

Аппликация «Коврик для кухни».

Чтение С.В. Михалков « Недотёпа»

Чтение В.Ю. Драгунский «Чики брык»

Сюжетно-ролевая игра  «Я гуляю с братом и сестренкой»,

Подвижная игра  «Моя семья и я любим…» (с мячом) 

13– 17 декабря

Беседа ««Люди каких профессий были и есть в вашем роду»

Беседа «Спички – не игрушка»

Словесная игра «Как я помогаю дома»

Дидактическая игра «Моя семья. Составь цепочку»

Чтение Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».

Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники для мамы»,

Просмотр мультфильма  «Непослушный медвежонок»

Рисование «Мой дом»

Подвижная игра «Кто быстрее соберет»

20 – 30 декабря

Беседа «Скоро праздник Новый год. Как ходят в гости?».

Беседа «Новый год без забот»

Словесная игра Подарки для семьи

Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья?»

Рисование «Наши праздники дома»

Сотворчество педагога и детей: коллективная работа: «Мы растём крепкими и сильными»

Чтение Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

Сюжетно-ролевая игра «Наша семья празднует Новый год»

Подвижная игра « «Где мы побывали, что мы повидали»

10 – 14 января

Беседа «За что мы любим бабушку»

Беседа «Соблюдаем режим дня»

Словесная игра «Один-много»

Дидактическая игра «Профессии»

Разучивание песни «Счастливая семья» (И.Галимова, В.Волжанин)

Чтение Л.Н. Толстой «Дед»

Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости».

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

Лепка «Чайный сервиз» 

Подвижная игра «Стирка»

17 – 21 января

Беседа  «Ремёсла наших дедушек»

Беседа «Кто такой незнакомец»

Словесная игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Что лишнее? »,

Рисование «Моя мама»

Чтение р..н.с. «Три сына»

Сюжетно – ролевая игра «Ателье. Одежда для всей семьи»

Подвижная игра  «Упрямые козы»

24 -28 января

Беседа Что такое традиции и традиции в нашей семье»

Беседа «Поведение на детской площадке»

Словесная игра «Угадай кто это»

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Рисование «Мы идем в детский сад»

Заучивание стихотворения А.Майкова «Мать и дитя»

Сюжетно – ролевая игра «Больница.За здоровьем всей семьей»

Просмотр мультфильма «Осторожно, обезьянки»

Игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами)

31 января -  4 февраля

Беседа «Мои домашние обязанности»

Беседа «Опасные предметы»

Словесная игра «Назови как тебя дома ласково называют?»

Дидактическая игра «Расставь по старшинству»

Рисование «Портреты родителей»

Чтение Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?»

Чтение О. Осеева “Честное слово”

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет. В гости к бабушке моей»

Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек)

7-  11 февраля

Беседа «Я и моё имя»

Беседа «Взаимная забота и помощь в семье»

Словесная игра «Кто старше/ младше?»,

Дидактическая игра «Собери картинку»

Чтение Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»

Ручной труд  «Мебель для моей семьи» (стол и стул)

Сюжетно – ролевая игра «Мы строим дом»

Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»

Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

14– 18 февраля

Беседа «Что такое родословная моей семьи»

Беседа «Знает каждый гражданин этот номер-01»

Словесная игра «Поймай звук»

Дидактическая игра  «Семейное хозяйство»

Чтение М. Дружинина «Девочка наоборот»

Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед для мамы»,

Рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки»

Подвижная игра «Стирка»

21 -  25 февраля

Беседа «“Папа – мой лучший друг»

Словесная игра «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»

Дидактическая игра  «Кто что делает?»

Лепка «Мы гуляем с папой»

Чтение А. Барто «Младший брат»

Чтение Н. Артюхова «Большая береза»

Сюжетно-ролевая игра «Ремонт в квартире»

Подвижная игра «Кто быстрее соберет»

Спортивный праздник «Папа самый лучший друг»

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи»

Консультация для родителей «Родословная – старинная русская традиция»,

Семейный художественно – творческий проект «Самый счастливый день нашей семьи»

Выставка семейного творчества «Чудеса для детей из ненужных вещей»

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Мини – выставка семейных реликвий «Тайны старого чердака»

Фотоколлаж «Родные, близкие, любимые…»

Презентации «Полезное блюдо моей семьи»

Организация прогулок детей с родителями в выходной день.

Досуг «Вечер дружной семьи»

3 этап. Заключительный

- Отчет о реализации проекта.

- Анализ выполнения поставленных целей и задач.

Проект реализовывался в НОД , в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.

Продукты проектной деятельности.

  • Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
  • Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
  • Семейные художественно – творческие проекты «Самый счастливый день нашей семьи»
  • Выставка семейного творчества «Чудеса для детей из ненужных вещей»
  • Мини – выставка семейных реликвий «Тайны старого чердака»
  • Фотоколлаж «Родные, близкие, любимые…»
  • Презентации «Полезное блюдо моей семьи»
  • Досуг «Вечер дружной семьи»

Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"

Конспект проекта по художественно-эстетическому развитию  для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"Задачи:1.    Образовательная: Формировать валеологическую куль...

Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»

Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по теме: "В стране Мульти- Пульти"

ЦЕЛЬ:Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации. Обогатить словарный запас детей. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества пот...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Страны мира».

Защита проекта  для детей старшего дошкольного возраста на тему «Страны мира»....

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

Проект для детей старшего дошкольного возраста “Страна ткани”

Цель проекта - формирование представлений детей о возникновении ткани, ее видах и необходимости в жизни человека....