Проект Цветные недельки
проект (младшая группа)

Морозова Олеся Владимировна

На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии сенсорики детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветные недельки», создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая включает соответствующие материалы,  гармоничность сочетания разнообразных форм,  размеров, фактур, цветовой гаммы  предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и  создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.

Цель проекта: создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetnye_nedelki_.docx73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 61»

Муниципального образования города Братска

Проект «Цветные недельки»

творческий, долгосрочный

2018-201

Проект «Цветные недельки»

                                           

Тип проекта:

• По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

• По содержанию: обучающий.

• По числу участников проекта: групповой.

• По времени проведения: долгосрочный (2 года).

• По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта –воспитатель.

Участники - дети и родители групп раннего возраста.

Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы реализации проекта: игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.

Ресурсы проекта: в группе с помощью родителей созданы условия для реализации проекта, развивающая предметно-пространственная среда пополнена необходимыми пособиями. Оформлен каталог педагогической, детской художественной литературы; картотека дидактических игр, экспериментов, утренней гимнастики. Имеются технические средства: портативный проигрыватель, переносное мультимедийная установка.

Риски проекта и пути по их преодолению:

Участники

Риски

Пути преодоления

Руководитель

проекта

Небольшое количество участников из числа родителей; недостаточное количество пособий, материала для интерьера и  оформления РППС  группы.

Своевременная презентация проекта для родителей в группе; установка контактов с родителями; привлечение родителей и совместное обсуждение оформления группы.

Родители воспитанников

Слабая мотивация; трудности в участии проекта вследствие общей занятости.

Заинтересовать родителей для участия в реализации   проекта; свободный выбор времени для оформления интерьера группы.

Дети

Сложность содержания материала проекта.

Подача материала в игровой форме; ситуация успеха (поощрение), создание мотивации путем оформления группы.

          Актуальность

В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет необходимость пересмотра содержания, мотивов, форм, методов, роли семьи и педагога в организации образовательного процесса.  

В связи с обновлением методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, необходимостью решения педагогических задач разных образовательных областей, мы используем комплексно – тематическое планирование образовательного процесса.

Ведущей формой комплексно-тематического планирования в группах раннего возраста нашего дошкольного учреждения выступил проект.

С самого раннего возраста у детей появляется способность познавать мир, начинается развитие сенсорики. Поэтому необходимо использовать заложенные природой способности по максимуму – выявляя, раскрывая, развивая их потенциал. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является основой познавательного развития детей раннего возраста. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Проблема

На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии сенсорики детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветные недельки», создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая включает соответствующие материалы,  гармоничность сочетания разнообразных форм,  размеров, фактур, цветовой гаммы  предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и  создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.

Цель проекта: создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

Задачи проекта:

  1. Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); форму предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); величину предмета (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький);
  2. Развивать тактильное восприятие: умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкое, твердое, пушистое, гладкое, колючее);
  3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сенсорного развития детей;
  4. Способствовать включению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, укреплению детско-родительских отношений;
  5. Пополнять развивающую предметно – пространственную среду в группе.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: 

•        Определение темы проекта, изучение литературы по теме.

•        Постановка цели и задач, определение методов и приёмов.

•        Подготовка оборудования и материалов.

•        Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

•        Разработка игр по теме.

•        Составление конспектов тематических занятий, развлечений.

•        Составление информационных буклетов для родителей.

Основной этап:

•        Проведение наблюдений, занятий, игр по теме.

•        Участие детей в совместной игровой, практической деятельности.

•        Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Заключительный этап:

•        Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

•        Оформление результатов педагогического наблюдения.

•        Выставка продуктов творческой деятельности воспитанников.

•        Составление проекта.

Роль участников проекта

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей, подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Структура проекта: Содержание материала проекта распределено по этапам. Количество мероприятий  может варьироваться в зависимости от освоения детьми материала.

В процессе знакомства детей с цветом мы выделили следующие этапы:

  • Различие цветов по принципу «такой – не такой» (на этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу).
  • Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.
  • Закрепление представлений о цвете в слове (дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их по образцу).

Определили порядок ознакомления детей с основными цветами:

Месяц

Неделя

Цвет

Первая группа раннего возраста

Сентябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Октябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Ноябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Декабрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Январь

1

Желтый, синий

2

Красный, зеленый

3

Синий, красный

4

Желтый, зеленый

Февраль

1

Желтый, синий

2

Желтый, красный

3

Желтый, зеленый

4

Белый, черный

Март

1

Желтый, синий, красный

2

Красный, зеленый, синий

3

Синий, красный, зеленый

4

Желтый, зеленый, красный

Апрель

1

Желтый, синий, красный, зеленый,

2

Желтый, синий, красный, зеленый,

3

Желтый, синий, красный, зеленый,

4

Желтый, синий, красный, зеленый

Май

1

Желтый, синий, красный, зеленый

2

Желтый, синий, красный, зеленый

3

Желтый, синий, красный, зеленый

4

Желтый, синий, красный, зеленый

Июнь, июль, август

Желтый, синий, красный, зеленый

Месяц

Неделя

Цвет

Вторая группа раннего возраста

Сентябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Октябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Ноябрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Декабрь

1

Желтый

2

Синий

3

Красный

4

Зеленый

Январь

1

Желтый, синий

2

Красный, зеленый

3

Синий, красный

4

Желтый, зеленый

Февраль

1

Желтый, синий

2

Желтый, красный

3

Желтый, зеленый

4

Белый, черный

Март

1

Желтый, синий, красный, белый

2

Красный, зеленый, синий, черный

3

Синий, красный, зеленый, белый

4

Желтый, зеленый, красный, черный

Апрель

1

Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный

2

Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный

3

Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный

4

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

Май

1

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

2

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

3

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

4

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

Июнь, июль, август

Желтый, синий, красный, зеленый белый, черный

Ключевые мероприятия проекта

Деятельность педагога

Совместная деятельность

взрослого с детьми

Деятельность родителей

Составление плана мероприятий, создание проекта.

Презентация проекта на родительском собрании.

Проведение опроса среди родителей на тему «Игры с ребенком в семье» (Приложение  4);

Мастер – класс   «Семейная игротека: игры своими руками».

Оформление интерьера группы (подготовка к цветной неделе: украшение группы и приемной комнаты) (Приложение 1).

 

Создание  дидактического материала для реализации проекта.

Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр.

Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.

Проведение начальной педагогической диагностики детей.

Ритуал «Утреннее приветствие» с предметом определенного цвета недели.

Утренняя гимнастика с атрибутами определенного цвета недели.  

Дидактические игры: «Что бывает … цвета?», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Цветные стёклышки», «Мозаика», «Подбери пару», «Сенсорная коробка».

Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Прокати шарик через ворота», «Собери шарики», «Принеси такой же», «Доползи до …» и т.д.

Эксперимент  «Окрашивание воды в … цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет».

Чтение художественной литературы «Цветные странички» Аксаментьева Е.С. (сборник призведений).

НОД: «Фрукты и овощи», «Чудо-пирамидка», «Вместе  с петушком», «Какие бывают фигуры», «Веселые заборчики», «Платье для куклы Кати», «Елочка», «Следы котенка», «Зимушка-зима».

Знакомство с проектом на родительском собрании.

Участие в оформлении интерьера группы, приемной комнаты.

 Участие в опросе на тему «Игры с ребенком в семье».

Участие в игровых сеансах «В гости к  куклам», «На цветочной поляне», мастер-класс с родителями «Подснежники для мамы» (совместная деятельность детей и родителей).

Выставка совместного творчества детей и родителей.

Изготовление пособий, атрибутов основных цветов.

Подготовка элемента одежды для ребёнка определенного цвета.

Продукт:

Оформление фотовыставки «Цветные недельки».

Презентация «Реализация проекта «Цветные недельки» для родителей группы, воспитателей других групп ДОУ.

Итоговая педагогическая диагностика.

Поощрение родителей благодарностями за участие в реализации проекта.

Ожидаемый результат

В результате систематической работы по изучению и закреплению основных цветов с детей раннего возраста формируются способности:

Дети: 

  Выделение и учет основных характеристик предметов и явлений.

  Группировка предметов по образцу с учетом основных характеристик при выборе из нескольких разных видов.

  Самостоятельное выполнение заданий или игровых действий.

  Подбор предметов необходимой формы или цвета для развития

самостоятельной сюжетной игры (бруски загружает в машину).

  Дети различают и называют некоторые цвета – красный, зеленый, синий,

  желтый, белый, черный.

   Различие и умение называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

   Различие качества предметов, умение называть их.

   Обогащение активной речи детей.

Воспитатель:

   Продолжение освоения метода проектирования педагогами – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

Интерес и активность родителей в совместной продуктивной деятельности.

Изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания детей, признания его ценности.

Расширение возможности сотрудничества родителей со своими детьми, умение готовить материал для обучения своих детей самостоятельно.

С целью оценки педагогических действий по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста была разработана «Сводная таблица по сенсорному развитию детей раннего возраста МБДОУ «ДСКВ № 61» (Приложение 3) и книжка-малышка (Приложение 5). Проводилась педагогическая диагностика 2 раза в год: сентябрь, май. По результатам  педагогической диагностики сенсорного развития детей была составлена сравнительная диаграмма  (Приложение 6).        

Проект «Цветные недельки» дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи воспитанников групп раннего возраста, сплотился коллектив группы; дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения; родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась их  заинтересованность в сотрудничестве с дошкольным учреждением.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.

Перспектива проекта:

Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей.  

Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.

Список литературы

1.  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015. – 23 с.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977. – 143 с.

5. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

6. Кочкина Н.А., Куликова Н.В., Потапкина Л.В. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011.

7. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя детского сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

8. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.

11. Свирская З.Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.

13. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.

Приложение 1

Цвет в интерьере

Преобладание красного цвета в среде группы стимулирует подвижность и активность пассивных, медлительных, неуверенных в себе малышей.

Светло-синий и голубой цвет обеспечивают автономность и независимость.

Светло-желтый цвет в интерьере стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение, доброжелательность в общении.

Зеленый цвет помогает воспитателю создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, также способствует формированию у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами.  

Цвет в одежде детей

Цвет одежды детей также влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на восприятие его другими детьми.  Сопутствующие черты красного цвета – агрессивность и активность (не рекомендуется гиперактивным, рекомендуется робким детям).

Синий цвет помогает контролировать себя и свои эмоции, снимает напряжение (не рекомендуется необщительным детям, подходит эмоциональным, нервозным детям).  

Желтый и зелёный – основные цвета в гардеробе ребенка 2-3 лет, так как формируют оптимизм и уверенность в своих силах.

Оранжевый цвет в одежде полезен для детей нервных и физически слабых.

Черный не является цветом детства, поэтому вообще не рекомендуется использовать в гардеробе детей 2-3 лет (за исключением рисунков на одежде, различных вставок).

Цвет  в одежде педагога

Внешний цветовой образ воспитателя в группе является значимым объектом для исследования детьми в период адаптации. Поэтому одежда воспитателя должна быть яркая, с различными деталями (карманы, рюши, пуговицы).

Приложение 2

Мероприятия для создания настроения

Оформление групповой комнаты и приемной:

украшение воздушными шарами;

развешивание цветных ленточек на ручки кабинок, стульчики;

оформление уголков группы соответственно цвету недели;

подготовка одежды детей соответственно цвету недели;

обозначение цвета недели специальной игрушкой (звездочка определенного цвета, смайлик, пчелка с шарфиком и т.д.);

подготовка дидактических игр и игрового оборудования соответствующего цвета;

подготовка традиционного (для каждой группы) атрибута одежды для воспитателя (шарфик, ободок, пояс и т.д. определенного цвета).

Приложение 3

Сводная таблица по сенсорному развитию детей раннего возраста

МБДОУ «ДСКВ № 61»

Группа:  _____________________________

Воспитатель: _________________________

п/п

Ф.И.ребенка

Цвет

Формы

Фигуры

Величина

Среднее значение

Белый

Черный

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Кубик

Кирпичик

Тр.призма «крыша»

Пластина

Цилиндр

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Большой

Маленький

   Условные обозначения:  3- выполняет задания самостоятельно, 2- с помощью взрослого,1- не справляется с заданием.

Сводная таблица по сенсорному развитию детей 2 младшей группы

МБДОУ «ДСКВ № 61»

Группа:  _____________________________

Воспитатель: _________________________

п/п

Ф.И.ребенка

Цвет

Формы

Фигуры

Величина

Среднее значение

Белый

Черный

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Кубик

Кирпичик

Тр.призма «крыша»

Пластина

Цилиндр

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Большой

Маленький

   

Условные обозначения:  3- выполняет задания самостоятельно, 2- с помощью взрослого,1- не справляется с заданием.

Приложение 4

Анкета

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию - "Сенсорное развитие детей младшего  возраста в условиях детского сада",  нам необходимо знать ваше  мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

 

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

  не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимания  на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

 5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?________________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________

 

Приложение 5

Книжка малышка

Показатели сенсорного развития детей раннего возраста.

Оборудование: книжка малышка

Что делает ребенок

1 стр

2стр

3 стр

4 стр

5 стр

6 стр

1 год 6 мес

Ориентируется в 4-х цветах, показывает их по слову воспитателя

+

+

2 года

Правильно подбирает цвета (добавляется черный и белый)

+

+

2 года

Ориентируется в 2-х величинах «большой» и «маленький»

+

+

2 года – 2 года 6 мес

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 –х основных цветов (коврики и предметы)

+

2 года 6 мес

Подбирает предметы 4-х основных цветов и называет их

+

+

2 года 6 мес

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры

+

3 года

Подбирает предметы 4-х основных цветов и называет их (добавляется белый и черный цвет)

+

+

+

3 года

Подбирает и называет фигуры и их цвета

+

3 года

Ориентируется в 2-х величинах,  подбирает и называет их

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Цветная неделька"

Сенсорное воспитание "Цветная неделька"...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста» ПРОЕКТ: « ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЬКА!»

ознакомление детей с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), закрепление знаний и умение находить заданные цвета вокруг себя...

Проект "Цветная неделька"

    Работая с детьми младшей группы, я обратила внимание, что дети испытывают трудности в определении цвета. Для закрепления названий основных цветов было решено провести «разно...

Проект «Цветная неделька»

Танцевали мы и пели,Так устали, просто чудо!Разноцветную неделюМы устроим вам повсюду.Что же это за неделя?Вы не знаете? Расскажем!Это дело — не безделье.Все цвета мы вам покажем.Паспорт пр...

Проект "Цветная неделька"

Педагогический проект по познавательному развитию детей 2 группы раннего возраста «Радуга» «Цветная неделька»....

Проект "Цветная неделька"

Проект "Цветная неделька"...

Проект "Цветная неделька"

Проект для детей раннего возраста....