Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста (в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 25. 03.2021 г.)
методическая разработка (младшая группа)

Султанова Алсу Мирсаитовна

Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы 63.76 КБ
Файл Презентация к НПК2.33 МБ
Файл Мастер - класс к НПК29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Кинетический песок

как средство развития познавательной и эмоциональной сферы

у детей младшего дошкольного возраста

в рамках муниципальной научно - практической конференции

педагогических работников

25. 03.2021 г.

Выполнила:

Воспитатель

 первой квалификационной категории

МДОБУ д/с  «Светлячок»

 Султанова Алсу Мирсаитовна                          

п. Светлый, 2021г.

Содержание

Введение …………………………………………………………..……………   ………3

Глава 1 Теоретические аспекты использования кинетического песка в развитии познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста

1.2. Использование кинетического («космического») песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………4

1.2 Игры с кинетическим песком в период адаптации………………………………………………………………………….5

Глава 2 Практическое использование кинетического песка  познавательного развития  у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

2.1 Диагностика познавательного развития у младших дошкольников………………………………………………………………….….6

2.3 Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики)………………………………………………………………………8

 

Заключение…………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………….……10

Приложение 1…………………………………………………………………..……………….11

Приложение 2………………………………………………………………………..………….14

Приложение 3………………………………………………………………………..………….15

Введение

           Проблема, её актуальность. Все мы знаем, как наши дети любят копаться в песочнице. Особенно, если речь идет о младшем дошкольном возрасте.  Но игры в песочнице возможны лишь в теплое время года, а ребенок с удовольствием полепил бы куличики и зимой. 

Цель исследования – Изучение свойств и особенностей кинетического песка, его возможностей  в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования.

2. Разработать и апробировать систему работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательной сферы.

3. Проанализировать результаты работы.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.      

Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок-это универсальное средство  для  развития познавательной и эмоциональной сферы у детей. Одним из методов песочной терапии является использование в познавательно-исследовательской деятельности детей  кинетического песка.

    Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества.  Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

     Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Данный метод мы стали внедрять в свою деятельность.

Глава 1 Теоретические аспекты использования кинетического песка в развитии познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Использование кинетического («космического») песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.

     Дети не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры. Разрушая и снова сооружая. … Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.

         Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием используют в игре дети.

Все дети любят играть с песком. Для таких игр имеется специальное оборудование: ведерки, лопатки, формочки. Но уличный песок с точки зрения гигиены небезопасен, поскольку содержит большое количество микробов. Во избежание проблем со здоровьем в процессе игр с песком в 2013 году в Швеции был изобретен кинетический песок, который в настоящее время широко используется во всем мире.

В настоящее время на Российском рынке встречаются четыре вида кинетического песка:

 - Кинетический – произведен в Швеции

- Живой песок - в Южной Корее

- Космический и радужный песок и песок для лепки – это Российские производители. 

Кинетический песок - идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.

Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин.

Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

 Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза;

- Песок не поддерживает развитие микроорганизмов и не имеет запаха, нетоксичен, не вызывает аллергии

- В случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.

- Не требует специальных условий хранения.         

Таким образом, игры с кинетическим песком для детей полезны. Играя с кинетическим песком, у  ребенка происходит:

  • развитие активности, любознательности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
  • формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость;
  • навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры;
  • совершенствуется сенсорное восприятие.

1.2 Игры с кинетическим песком в период адаптации

Учитывая особенности формирования детей младшего дошкольного возраста, в начале учебного года проходит адаптация детей к новым условиям. Для облегчения периода адаптации необходимо создать ребенку физический и психологический комфорт, т. е. наладить доверительные отношения и сформировать положительную мотивацию к занятиям.

Именно в этот период мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником. Так как дошкольникам легче принять понятие космический песок, нежели кинетический. Герой приглашает детей поиграть с песком, но обозначает некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Дети с большим восторгом воспринимают новый материал. С удовольствием мяли песок, создавали новые необычные формы. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает?

Процесс знакомства с песком растянулся на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка (Приложение 1).

В процессе применения игр с кинетическим песком значительно сократился период адаптации детей к новой группе, сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон и появилась положительная мотивация к занятиям.

Глава 2 Практическое использование кинетического песка  познавательного развития  у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика познавательного развития у младших дошкольников.

Свою научно-практическую педагогическую работу мы провели в МДОБУ детский сад «Светлячок».

В сентябре 2020 года было проведено диагностическое обследование состояния познавательного развития  у детей с целью – выявить уровень их развития. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 13 человек. Возраст детей – 2-3 года. Диагностика проводилась во второй  половине дня, с каждым ребенком индивидуально.

Диагностика познавательного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке познавательного развития детей младшего дошкольного возраста  были взяты методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Предлагалось ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания сопровождались естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затруднялся выполнить задания самостоятельно, демонстрировали соответствующее действие, а затем просили ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то использовали метод совместных действий. Например, руками ребёнка собирали матрешку; складывали разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксировалось:

1 балл – ребёнок не сотрудничает со взрослым и ведёт себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели ;

2 балла – ребёнок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла – ребёнок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Диагностика развития познавательного развития предусматривала выполнение следующих заданий:

1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

3. Сложи разрезную картинку (из двух частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

5. «Какой предмет на ощупь» (адаптированный вариант методики Земцовой М.И.)Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

За каждое задание начисляются баллы от 1 до 4.

Суммируя баллы за все пять заданий, получим  уровни познавательного развития каждого из детей:

  • высокий уровень — выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20-15;
  • средний уровень — количество набранных баллов 15-10;
  • достаточный уровень — количество баллов 10-5;
  • начальный уровень — количество баллов 5-1.

Результаты диагностики:

1) Анализ полученных результатов по обследованию познавательного развития (приложение 2) показал, что:

- на начальном уровне в группе находятся 9 детей, что составило 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. Они испытывали значительные трудности при выполнении задания. Я использовала метод совместных действий. Например, руками ребёнка собирала матрешку; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагала действовать самостоятельно;

- достаточный уровень познавательного развития выявлен у 3 ребят, что составило 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. Дети затруднялись выполнить задания самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем просила ребёнка повторить его;

- средний уровень выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. В двух заданиях ребенок действовал сам, без моей помощи и подсказки;

- высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, диагностика показала, что больше половины детей имеет низкий уровень познавательного развития, остальные находятся на среднем уровне развития, высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе. Следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по познавательному  развитию у дошкольников.

2.2 Работа по познавательному развитию у младших дошкольников с использованием кинетического («космического») песка

Еще Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, основоположник научной педагогики в нашей стране, утверждал, что куча песка – самая лучшая игрушка для ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем кинетический песок. Это классический вид живого песка, пользующийся популярностью у малышей и их родителей по всему свету. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, потому что песок очень приятен на ощупь, всегда сохраняет свою структуру и не даёт детям изначально ошибиться, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение заданий. Этот песок очень сильно отличается от обычного и своими строительными качествами, и ощущениями.

Цель: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.

Задачи:

- развивать познавательный интерес, формировать умения различать формы, цвета, размер их положение в пространстве;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;

- развивать тактильную чувствительность рук детей.

Оборудование и материал: лотки (контейнеры) с кинетическим песком, формочки, лопаточки, камешки, цветные бусины, небольшие игрушки; информационные раздаточные буклеты с советами для родителей по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

Предполагаемый результат:

  • Дети проявляют интерес к занятиям с кинетическим песком и его свойствами.
  • У детей прослеживается положительная динамика познавательного и эмоционального развития у каждого ребенка.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны родителей. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то свое. Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время. Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов (описание игр в приложении 3)

2.3 Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики) 

В декабре 2020 года мы провели повторное диагностическое обследование состояния познавательного развития у детей с целью – выявить динамику их развития. В исследовании принимали участие те же дети младшего дошкольного возраста в составе 13 человек. Диагностика также проводилась во второй  половине дня, с каждым ребенком индивидуально. Использовали те же методики.

Результаты промежуточного среза диагностики:

Анализ полученных повторных результатов по обследованию познавательного развития (приложение 2) показал, что:

- на начальном уровне в начале года в группе находилось 9 детей, что составляло 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на начальном уровне развития – шестеро, что составляет 40%;

- достаточный уровень познавательного развития в сентябре был выявлен у 3 ребят, что составляло 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на достаточном уровне развития – четверо, что составляет 26,7%;

- средний уровень в начале года был выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В декабре детей на среднем уровне развития теперь пятеро, что составляет 33,3%;

- высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

        

        Заключение

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но использование песка в группе детского сада сопряжено с определенными трудностями. На помощь приходят инновационные технологии, которые коснулись и этой области, - кинетический песок. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Цель исследования заключалась в изучении свойств и особенностей кинетического песка, его возможностей  в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:

1. Была изучена психолого-педагогическая литература по вопросу исследования. Выявлено, что познавательное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. 

2. Разработана и апробирована система работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательного развития. Кинетический песок помогает развитию моторики. Он идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

3. Проанализированы результаты работы. Повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

        

Список литературы

  1. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2004. – 109с.
  2. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Голубев. - М.: Академия, 2011. – 92с.
  3. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.. [Текст] /  О. Ю. Епанчинцева. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010. – 80 с.
  4. Игры с кинетическим песком Cosmosand для гиперактивных детей [Электронный ресурс] – режим доступа -  http://goroshenka.ru/razvivayushchie-igry/
  5. Кинетический песок для развития дошкольников [Электронный ресурс] – режим доступа - http://ozgdou44.edumsko.ru/activity/advices/articles/ 
  6. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783.
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Текст] / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  8. Сакович, Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. – СПб.: Речь; 2008. – 176 с.
  9. Соколова, Ю. А. Сенсорика [Текст] / Ю. А. Соколова. — М.: ЭКСМО, 2007. – 48с.
  10. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» [Текст] / Е. А. Янушко. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – 56с.

Приложение 1.

Методики проведения диагностики познавательного развития.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из двух частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части (петух или платье).

Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый).

Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированное™ навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ошупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

- высокий уровень — выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с - набранным количеством баллов 20—15;

- средний уровень — количество набранных баллов 15-10;

- достаточный уровень — количество баллов 10—5;

- начальный уровень — количество баллов 5—0.

Приложение 2.

Результаты диагностики познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста

Рисунок 1 – Гистограмма результатов по обследованию познавательного развития

Приложение 3.

Игры с кинестетическим песком

Знакомство с песком

Задачи: знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.

Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов. Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности. Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

Готовим печенья и кексики

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита.

Прятки

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.

Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

Угадай что

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Игра предполагает наличие небольших игрушек разной формы – круг, квадрат, овал, треугольник. Все предметы закапываются в песок, а ребенку предлагается с закрытыми глазами в песке их найти и назвать.

Развиваем логическое мышление

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Строем три песчаные горки, в одну из них прячем предмет, небольшую игрушку. И подсказываем ребенку, где она находится – игрушка спрятана в самой большой кучке или в левой кучке и т.д.

Угадайка

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке.

Повар

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Несмотря на то, что игра «девчачья» мальчики тоже с удовольствием поиграют в нее. Кинетический песок довольно легко режется пластиковым ножом. Сначала мы «печем» пирог с помощью формочек или используя свою фантазию, а потом устраиваем чаепитие – разрезаем пирог ножичком на несколько частей. Такая игра поможет развить моторику, научит малыша считать, когда нужно отрезать определенное количество кусочков.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная научно – практическая конференция педагогических работников Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории МДОБУ д /с « Светлячок » Султанова Алсу Мирсаитовна п . Светлый , 2021г.

Слайд 2

Проблема, её актуальность. Все мы знаем, как наши дети любят копаться в песочнице. Особенно, если речь идет о младшем дошкольном возрасте. Но игры в песочнице возможны лишь в теплое время года, а ребенок с удовольствием полепил бы куличики и зимой.

Слайд 3

Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования. 2. Разработать и апробировать систему работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательной сферы. 3. Проанализировать результаты работы. Изучение свойств и особенностей кинетического песка, его возможностей в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста. Цель исследования:

Слайд 5

Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка» К. Д. Ушинский

Слайд 6

Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность , который в настоящее время широко используется во всем мире. В настоящее время на Российском рынке встречаются четыре вида кинетического песка: Кинетический – произведен в Швеции Живой песок - в Южной Корее Космический и радужный песок и песок для лепки – это Российские производители.

Слайд 7

Состав кинетического песка Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. песок Силиконовый полимер

Слайд 8

Преимущества кинетического песка : Не липнет! Не высыхает! Легко убирать! Не токсичен! Не боится воды! Компактен!

Слайд 9

Кинетический песок Развитие речи практического экспериментирования, сенсорное восприятие положительный эмоциональный настрой, усидчивость М елкая моторика активности , любознательности мышление, память , внимание , воображение .

Слайд 10

Игры и упражнения с детьми младшего возраста «Дорожки»

Слайд 11

сделать отпечатки различных предметов

Слайд 12

Лепим пирожки

Слайд 13

Формы работы с детьми п одгрупповая индивидуальная

Слайд 14

Практическое использование кинетического песка познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста В сентябре 2020 года было проведено диагностическое обследование состояния познавательного развития у детей с целью – выявить уровень их развития. 1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера ). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме. 2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину. 3. Сложи разрезную картинку (из двух частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. 4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов. 5. «Какой предмет на ощупь », (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) . Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов. За каждое задание начисляются баллы от 1 до 4.

Слайд 15

Результаты на начальном и промежуточном срезе диагностики: - на начальном уровне в начале года в группе находилось 9 детей, что составляло 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на начальном уровне развития – шестеро, что составляет 40%; - достаточный уровень познавательного развития в сентябре был выявлен у 3 ребят, что составляло 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В ноябре детей на достаточном уровне развития – четверо, что составляет 26,7%; - средний уровень в начале года был выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В декабре детей на среднем уровне развития теперь пятеро, что составляет 33,3%; - высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

Слайд 16

Гистограмма результатов по обследованию познавательного развития Таким образом, повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный метод – игротерапия с кинестетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

Слайд 17

Заключение Цель исследования заключалась в изучении свойств и особенностей кинетического песка , его возможностей в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи: 1. Была изучена психолого-педагогическая литература по вопросу исследования. Выявлено, что познавательное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. 2. Разработана и апробирована система работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательного развития. Кинетический песок помогает развитию моторики. Он идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. 3. Проанализированы результаты работы. Повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

Слайд 18

Желаю всем творческих успехов! Благодарю за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Мастер – класс

на тему:  «Кинетический песок

как средство развития познавательной и эмоциональной сферы

у детей младшего дошкольного возраста»

в рамках муниципальной научно - практической конференции

педагогических работников

25. 03.2021 г.

Выполнила:  Воспитатель

 первой квалификационной категории

 Султанова Алсу Мирсаитовна                          

п. Светлый, 2021г.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников конференции в области использования различных методов работы с кинетическим песком, его возможностей  в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.

Продолжительность мероприятия: 15 минут

Оборудование: 

- Песочный стол, различные ёмкости с кинетическим песком.
- Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
- Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
- Индивидуальные подносы с песком, салфетки.

Проведение семинара.

СЛАЙД №1                                                            

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! 

Меня зовут Султанова Алсу Мирсаитовна, я воспитатель Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада «Светлячок».

Представляю Вашему вниманию  практический опыт  инновационной деятельности  на тему:  «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста»

СЛАЙД № 2        

Проблема, её актуальность. Все мы знаем, как наши дети любят копаться в песочнице. Особенно, если речь идет о младшем дошкольном возрасте.  Но игры в песочнице возможны лишь в теплое время года, а ребенок с удовольствием полепил бы куличики и зимой. 

СЛАЙД № 3

  Была поставлена 

Цель исследования – изучение свойств и особенностей кинетического песка, его возможностей  в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования.

2. Разработать и апробировать систему работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательной сферы.

3. Проанализировать результаты работы.

 (которые вы видите на слайде) поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь.

СЛАЙД № 4

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов дошкольного учреждения к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.    

 

СЛАЙД № 5

Еще Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, основоположник научной педагогики в нашей стране, утверждал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

Кинетический песок - это инновационный  материал для детского творчества и игр, учебного и познавательного процесса,  это уникальный материал для детского творчества.  По-другому его ещё называют - живой песок. Ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Данный метод мы стали внедрять в свою деятельность.

СЛАЙД № 6

        Откуда же пришёл к нам в Россию кинетический песок? 

Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием используют в игре дети.

Все дети любят играть с песком. Для таких игр имеется специальное оборудование: ведерки, лопатки, формочки. Но уличный песок с точки зрения гигиены небезопасен, поскольку содержит большое количество микробов. Во избежание проблем со здоровьем в процессе игр с песком в 2013 году в Швеции был изобретен кинетический песок, который в настоящее время широко используется во всем мире.

             В настоящее время на Российском рынке встречаются четыре вида кинетического песка:

 - Кинетический – произведен в Швеции

- Живой песок - в Южной Корее

- Космический и радужный песок и песок для лепки – это Российские производители.

СЛАЙД № 7

Кинетический песок - идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. 

Так что же входит в состав  чудо-песка? — спросите вы.

Кинетический песок на 98% состоит состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Но есть секретная магическая добавка, которая абсолютно безопасна и нетоксична, и содержится она в предельно малом количестве – в 1 кг песка её всего 20 грамм. И эта добавка не дает песку рассыпаться, засыхать, липнуть к рукам и другим поверхностям, оставляет все поверхности совершенно чистыми.

Цвет песка тоже натуральный, но есть и разноцветный.

Кинетический песок не теряет своих свойств: если его намочить, ничего не произойдет, после сушки он опять станет прежним;  его можно промывать при необходимости.

Вы можете хранить песок как вам удобно, а мы рекомендуем пластиковые контейнеры с крышкой, чтобы смесь ни пылилась.

Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей-аллергиков.

СЛАЙД № 8

Чем же уникален кинетический песок? Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, необыкновенно пластичный, не липнет к рукам и другим поверхностям, сухой и немного прохладный на ощупь, он меняется каждую минуту, будто живой, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры.  Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие. Не боится воды! Компактен! Легкость транспортировки!

СЛАЙД № 9

Использования кинетического песка для детей младшего дошкольного возраста (от года до трех лет) были выделены положительные стороны применения данного материала.  

  • это развитие активности, любознательности,
  • Развитие мелкой моторики    Развитие речи
  • развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
  • формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость
  • навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры.
  • совершенствуется сенсорное восприятие.

СЛАЙД № 10

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

СЛАЙД № 11

Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

СЛАЙД № 12

Через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка

СЛАЙД № 13

В процессе применения игр с кинетическим песком значительно сократился период адаптации детей к новой группе, сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон и появилась положительная мотивация к занятиям.

СЛАЙД № 14

Практическое использование кинетического песка  познавательного развития  у детей младшего дошкольного возраста

В сентябре  и декабре 2020 года были проведены диагностические обследования состояния познавательного развития  у детей с целью – выявить уровень их развития. В исследовании принимали участие дети I младшей группы в составе 13 человек. Возраст детей – 2-3 года. Диагностика проводилась во второй  половине дня, с каждым ребенком индивидуально.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке познавательного развития детей младшего дошкольного возраста  были взяты методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Диагностика развития предусматривала выполнение следующих заданий:

1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

3. Сложи разрезную картинку (из двух частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

За каждое задание начисляются баллы от 1 до 4.

СЛАЙД № 15-16

Анализ полученных повторных результатов по обследованию познавательного развития (приложение 2) показал, что:

- на начальном уровне в начале года в группе находилось 9 детей, что составляло 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на начальном уровне развития – шестеро, что составляет 40%;

- достаточный уровень познавательного развития в сентябре был выявлен у 3 ребят, что составляло 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на достаточном уровне развития – четверо, что составляет 26,7%;

- средний уровень в начале года был выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В декабре детей на среднем уровне развития теперь пятеро, что составляет 33,3%;

- высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

СЛАЙД № 17

Анализируя, работу инновационной технологии можно сказать, затруднений в ходе проведенной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей исследовательской деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое наслаждение.

Цель исследования заключалась в изучении свойств и особенностей кинетического песка, его возможностей  в познавательной и эмоциональной сфере с детьми младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:

1. Была изучена психолого-педагогическая литература по вопросу исследования. Выявлено, что познавательное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

2. Разработана и апробирована система работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них познавательного развития. Кинетический песок помогает развитию моторики. Он идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

3. Проанализированы результаты работы. Повторная диагностика показала положительную динамику познавательного развития у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

В целом мы удовлетворены результатами своей работы.

Выбранная инновационная технология  на тему:  «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста»  была достаточно эффективной. Поставленные в исследовании задачи были выполнены. Исследование своей цели достигло.

СЛАЙД № 18

Заканчивая свое выступления, я хочу поблагодарить всех за внимание и пожелать творческих успехов в вашей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».  

Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....

Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx

Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....

Использование кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста

Использование кинетического («космического») песка  в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей...

Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

      Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...