«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)
материал по развитию речи (старшая группа)

Хламина Ольга Игоревна

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д.Ушинский

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы143.32 КБ
Файл мастер-класс35.34 КБ
Файл prezentatsiya-microsoft-powerpoint.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)

Выполнила:

Воспитатель

 высшей квалификационной категории

МДОБУ д/с  «Светлячок»

Хламина Ольга Игоревна

п. Светлый, 2021г.

Содержание

Введение

3

Глава 1 Теоретические аспекты использования метода «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

4

1.1 Использование метода «синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

4

1.2 Игры и упражнения для развития речи с использованием синквейн метода

7

Глава 2 Практическое использование метода синквейн в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

8

2.1 Диагностика  развития речи у детей старшего дошкольного возраста

8

2.2 Работа по речевому развитию со старшими дошкольниками с использованием метода синквейн.

8

2.3Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики)

9

Заключение

10

Список литературы

11

Приложение 1

12

Приложение 2

13

Приложение 3

14

Приложение 4

15

Приложение 5

17

Приложение 6

19

Введение

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д.Ушинский

Проблема, её актуальность. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Цель работы – внедрение инновационного метода – синквейн, в развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, как эффективный метод развития связной речи

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1. Изучить педагогическую литературу по вопросу диагностирования

2. Разработать и апробировать систему работы по методу «синквейн»со старшими дошкольниками

3. Проанализировать результаты работы.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.      

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Данный метод мы стали внедрять в свою практическую деятельность.

Глава 1 Теоретические аспекты использования метода синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Использование метода «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Синквейн - это тоже игра. Игра по заданным правилам. Такую игру можно использовать как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в культурных практиках, в самостоятельной деятельности, в игровой деятельности, а также- рекомендовать родителям в качестве работы с детьми по развитию речи и подготовке к школе.

«Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами – «хоку». «Хоку» - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек. Например:

 «С ветки на ветки

Тихо стекают капли.

  Дождик весенний».

Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только стихотворение это - нерифмованное. Проще говоря, синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

В нашей современной работе синквейн является одной из инновационных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Таким образом, можно сказать, что метод синквейна носит характер комплексного воздействия на ребенка (одновременно развивает речь, память, внимание, мышление). Простой пример синквейна - объяснить детям, что такое дом.

Дом

Высокий, многоэтажный

Защищает, греет, охраняет

Крыша над головой

Моя крепость.

Традиционно синквейн состоит из пяти строк:

1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?

2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне, и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. (Приложение №1) Зачастую, такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус которой схематически изображает необходимое слово. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна. Однако, с детьми дошкольного возраста такое строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна на тему «Детский сад».

Детский сад

Яркий, красивый

Учимся, играем, танцуем, поем, гуляем, занимаемся спортом

Дом для детей

Радость для детей

Как видно из примера, количество слов может быть не строго по правилам - ведь это работа детей, их творчество, их сочинительство.

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Конечно, синкейн в дошкольном возрасте является отличным методом развития речи детей, умеющих читать. Но, как правило, таких детей в детском саду немного, в основном, это воспитанники подготовительных групп, поэтому, метод синквейна можно применять и с детьми, которые еще читать не умеют.

Таким детям нужно задавать наводящие вопросы, а еще лучше - определить систему знаков, подсказок, символов, мнемотабличек, обозначающих вопросы для детей: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? Назови, одним словом. Что ты чувствуешь (вспоминаешь), когда слышишь это слово, какие у тебя возникают ассоциации в этот момент? Пример.

Кто? - Волк.

Какой? - Серый, злой.

Что делает? - Воет, нападает, охотится.

Предложение - Серый волк зубами щёлк!

Ассоциация - Зверь.

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Как мы видим, использование метода синквейна позволяет обогащать и активизировать активный и пассивный словарь детей, глагольный словарь, лексический словарь, словаря синонимов, словарь прилагательных; учит детей грамматически правильно оформлять фразу, развивает ассоциативное, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.

Составление синквейна – это веселая и увлекательная речевая игра для детей, с помощью которой дошкольники учатся выделять главные признаки предмета, явления, характерные особенности, подводить итоги и делать свои выводы о предмете или явлении. А самое главное, метод синквейна позволяет детям практиковаться в умении связно формулировать свои высказывания.

Стоит обращать также внимание и на интонационную выразительность речи, ведь любое стихотворение нужно читать и декламировать выразительно.

Со стороны, непосвященному в детали работы с использованием метода синквейна, может показаться, что это очень трудный и не совсем подходящий для дошкольников прием развития речи. Однако, это вовсе не так!

Как говорится, вся сложность - в простоте. Синквейн может составить любой ребенок. А игровая форма работы способствует поддержанию детского интереса.

Тематика составления синквейнов разнообразна: окружающие предметы, явления социальной окружающей действительности, лексические темы, пройденные на определенном этапе, праздники и важные события и т.д.

Примеры синквейнов, составленных детьми старшей  группы. (Приложение №2)

Примеры синквейнов, составленных детьми старшего дошкольного возраста, на основе вопросов и подсказок педагога. (Приложение №3)

Единственное правило, которое должно соблюдаться при использовании такого метода работы - это определенный запас знаний детей. Синквейны составляются на темы, хорошо известные детям. Без определенного уровня знаний, без умения классифицировать, подбирать обобщающие понятия, составить синквейн ребенку будет очень сложно.

Также необходимо обязательно показывать детям образец составления синквейна - так дети гораздо быстрее освоят данную технологию.

Конечно, в данной работе есть и свои трудности.

Ну, во-первых, не всем детям нравятся речевые игры. Детей больше привлекают подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на выражение эмоций. И здесь главное объяснить, что синквейн - это тоже своего рода выражение эмоций, демонстрация личного отношения к какому - то предмету, явлению или событию. Личный пример педагога, в данном случае, показывающий, как можно эмоционально прочитать синквейн - очень заразителен!

Во-вторых, слабый словарный запас у некоторых детей затрудняет организацию работы с использованием синквейна. Не все дети умеют выражать свои мысли, не все умеют выделять главное, не все могут осмысленно выполнять задание. Поэтому необходимо поощрять и поддерживать детей, помогать им в составлении (сочинении) синквейна.

Процесс освоения правил написания синквейна постепенный. Сначала дети запоминают одно правило, затем другое. Игровая подача материала обязательно даст нужный результат.

На помощь нам также приходят синквейн – загадки: детям называются характеристики явления или предмета, а они должны угадать, о чем же идет речь.

Примеры синквейнов-загадок:

1. Зеленый, полосатый, сахарный – растет, зреет, поспевает – если постучать - может лопнуть – самая вкусная ягода! (Арбуз)

2. Добрый, иногда строгий – занимается и играет с детьми, беседует с родителями – я с удовольствием бегу к нему на встречу – работает в детском саду! (воспитатель).

3. Зимний, снежный, долгожданный - мчится, спешит, готовит подарки -один из самых любимых праздников детворы - праздник бывает раз в году (Новый год).

В таких загадках мы также учим детей выделять главное, подбирать глагольный словарь, слова-признаки предметов, учим находить синонимы и подбирать слова-ассоциации.

Еще один прием, используемый в работе с детьми по технологии синквейн - соревновательный характер деятельности. Чтобы составить синквейн за заданную тему, можно предложить детям соревнование: кто больше назовет нужных слов (глаголов, прилагательных, синонимов). Детям очень нравятся такие соревнования.

Технология «синквейн» активно используется в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Работа ведется постепенно: сначала дети учатся подбирать слова-действия и слова-признаки предметов, учатся обобщать и работать с предложением. Затем внимание уделяется развитию эмоционального словаря дошкольников.

Результатом использования технологии синквейн является хорошо развитая речь детей, расширение словарного запаса, развитие мышления и формирование уверенности в своих силах. С помощью синквейна любой ребенок может реализовать свои творческие и интеллектуальные способности. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

1.2 Игры и упражнения для развития речи с использованием синквейн метода.

 

Речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению. Именно формирование речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями – мышлением и т д.

Именно в старшей группе мы с ребятами познакомились с  новой инновационной технологией синквейн. Так как в старшем дошкольном возрасте речевое развитие стоит на первом месте в образовательном процессе в ДОУ.

Ребята старшей группы с огромным интересом знакомятся с новой технологией с помощью игр и упражнений. (Приложение №4) С любопытством рассматривали графические схемы и алгоритмы составления синквейнов. Чтобы создать положительное отношение и мотивацию к играм и занятиям с использованием незнакомого метода, в стихотворной форме я напоминала детям правила составления синквейна, что способствовало быстрому их запоминанию.

Вот что я здесь хотела рассказать,
Что значит «Синквейн», как его применять?
В методике правило пяти строк,
И знать их желательно нам на зубок.
Вот в первой строке лишь слово одно:
О чем хочешь ты рассказать нам давно.
Вторая строка – прилагательных два,
И, сложного нет ничего здесь пока.
А в третьей строке – глагола лишь три,
Подумав, ты быстренько их назови.
В четвертой и фразу попробуй сказать.
И справившись с этим, иди к строчке пять.
Подводим итог в строке номер пять
Синонимом первой она должна стать.
«Синквейн» - это просто, с детьми поиграйте.
И речь своих крошек в игре развивайте.

Процесс знакомства с технологией синквейн растянулся на весь год, так как работа по его составлению должна вестись постепенно. Через организацию игр и различных упражнений, мы изучили все способы и приемы работы с этим удивительно - интересным методом. Каждый вечер мы с ребятами садились за столы и занимались составлением синквейнов.

В процессе применения игр и упражнений с использованием данной технологии значительно улучшилась речь детей, расширился словарный запас, развилось мышление и уверенность в своих силах, сформировались доверительные отношения, и появилась положительная мотивация к занятиям.

Глава 2 Практическое использование метода синквейн в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Свою научно - практическую педагогическую работу мы провели в МДОБУ детский сад «Светлячок».

В сентябре 2020 года была проведена педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в составе 13 человек. Возраст детей – 5 - 6 лет. Диагностика проводилась во второй  половине дня, с каждым ребенком индивидуально.

Диагностика речевого развития предусматривает выявление уровня

  • развития словаря, коммуникативных умений и связной речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделялось качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке речевого развития детей старшего дошкольного возраста  были взяты методики: по Стребелевой (Ушаковой, Струниной). (Приложение №5)

Результаты диагностики:

Анализ полученных результатов по обследованию речевого развития детей показал, что:

- на начальном уровне в группе находятся 9 детей, что составило 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. Они испытывали значительные трудности при выполнении задания. Я использовала метод совместных действий. Вслед за этим ребёнку предлагала действовать самостоятельно;

- достаточный уровень речевого развития выявлен у 3 ребят, что составило 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. Дети затруднялись выполнить задания самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем просила ребёнка повторить его;

- средний уровень выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. В двух заданиях ребенок действовал сам, без моей помощи и подсказки;

- высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, диагностика показала, что больше половины детей имеет низкий уровень речевого развития, остальные находятся на среднем уровне развития, высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе. Следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по речевому развитию у дошкольников.

2.2 Работа по речевому развитию со старшими дошкольниками с использованием метода синквейн.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

  • к одному слову-предмету по лексической теме;
  • к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой;
  • составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это:

  • средство творческого самовыражения ребёнка;
  • игровой способ обогащения словарного запаса;
  • подготовка к краткому пересказу;
  • владение понятиями: слово-предмет (живой - неживой, слово - действие, слово -признак;
  • умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
  • увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением - творцом.

2.3 Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики)

В декабре 2020 года мы провели повторное диагностическое обследование состояния речевого развития у детей с целью – выявить динамику их развития. В исследовании принимали участие те же дети старшего дошкольного возраста в составе 13 человек. Диагностика также проводилась во второй  половине дня, с каждым ребенком индивидуально. Использовали те же методики.

Результаты промежуточного среза диагностики:

Анализ полученных повторных результатов по обследованию речевого развития детей показал, что: (Приложение №6)

- на начальном уровне в начале года в группе находилось 9 детей, что составляло 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на начальном уровне развития – шестеро, что составляет 40%;

- достаточный уровень речевого развития в сентябре был выявлен у 3 ребят, что составляло 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В декабре детей на достаточном уровне развития – четверо, что составляет 26,7%;

- средний уровень в начале года был выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В декабре детей на среднем уровне развития теперь пятеро, что составляет 33,3%;

- высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, повторная диагностика показала положительную динамику речевого развития у каждого ребенка. Таким образом, за 3 месяца работы по методу синквейн, речевое развитие детей заметно улучшилось.

Заключение

Метод синквейн органично вписался в работу с детьми, дал возможность оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носил характер комплексного воздействия, позволил детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовал установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством данного метода можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно, способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

Цель работы внедрение инновационного метода – синквейн, в развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, как эффективный метод развития связной речи

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:

1. Была изучена педагогическая литература по вопросу диагностирования. Выявлено, что в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Таким образом,

2. Была разработана и апробирована система работы по методу синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

3. Проанализированы результаты работы. Повторная диагностика показала положительную динамику речевого развития у каждого ребенка.

Активно используя технологию синквейна в нашей работе, можем сказать, что дети имеют в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все, зависит от воспитателя – какую цель он преследует, используя технологию синквейнов в работе с дошкольниками. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.

Список использованной литературы:

1.  Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2.  Душка Н.  Д.  Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

3.  Картушина М.Ю.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

4.  Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

5.  Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6.  Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)

7.  Интернет ресурсы:

http://office.microsoft.com/templates/directdownload.aspx?AssetID=TC30007719

1049&Application=PP&Result=2&Version=12

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%

D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0

http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606

Приложение 1.

Графические модели составления синквейна

«Слова-предметы живые»

«Слова-предметы неживые»  

 

Приложение 2.

Примеры синквейнов, составленных детьми старшей  группы.

Лексическая тема «Грибы»

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Высеть, расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.

Лексическая тема «Животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

Приложение 3.

Примеры синквейнов, составленных детьми старшего дошкольного возраста, на основе вопросов и подсказок педагога.

 «Моя мама»

1.Моя мама

2.Какая она? (добрая, заботливая, ласковая, нежная)

3.Что она делает? (готовит, убирает, стирает, заботится)

4.Предложение о маме, афоризм или пословица. (Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе.)

5.Синоним, или, как по-другому можно назвать маму (Родная, любимая).

«Дружба»

1.Дружба

2.Какая? (Крепкая, верная, проверенная)

3.Что делает? (Помогает, доверят)

4.Афоризм, выражение, пословица. (Дружба крепкая не сломается)

5.Синоним, или ваше отношение к дружбе (Друг всегда придет на помощь)

«Лиса»

1. Лиса

2.Какая? (рыжая, хитрая, дикая)

3.Что делает? (Ворует, обманывает, крадет кур)

4. Отношение автора к лисе (рыжая плутовка)

5. Главная мысль (живет в лесу, герой сказок)

«Родина»

1. «Родина»

2. Какая она для вас? (прекрасная, единственная, любимая, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о Родине? (А выше Родины счастья нет. Лучше нет родного края! Где родился, там и пригодился.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину? (Мой дом, мой край. Моя Отчизна.)

Приложение 4.

Дидактические игры и упражнения.

1. «Подбери слово» (подбор синонимов).

Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Ход игры: Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».  

Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

        

2. «Узнай предмет по описанию»

Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зелёная, белоствольная, кудрявая. Что это?  Дети отгадывают: Береза.

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

3. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.

Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова?  Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. и т. д.)

Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

 

4. «Придумай загадку»

Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.

5.«Магазин»

Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия  с предметом).

6. «Слова – друзья»

Цель: упражнять в  подборе слов – синонимов.

Ход игры: Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

 

7. Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Ход игры: Взрослый предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на

 

8. Игровое упражнение «Новые слова»

Цель: закреплять умение детей подбирать определения к словам – существительным.

Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)

Цель: активизировать словарный запас.

Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические, бумажные, пластмассовые и т.д.  предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Приложение 5.

Методики проведения диагностики речевого развития.

Методика № 1 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:Проводится в форме игры «Скажи по - другому». Ребенку предлагалось поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 2 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагалось придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье - Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»)

Результаты:Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».

Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.

Задание 1. Ребенку предлагалось описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи(через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

Задание 3. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производилась следующим образом. Если ответы ребенка подходили под № 1, он получал три балла; если ответы соответствовали № 2 - 2 балла; если ответы соответствовали № 3, ребенок получал 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оценивались в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Приложение 6.

Результаты диагностики по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста

 

Рисунок 1 – Гистограмма результатов по обследованию речевого развития

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Мастер – класс 

на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

(в рамках муниципальной научно – практической конференции педагогических работников 21.12.2021 г.)

Выполнила: Воспитатель высшей

квалификационной категории

Хламина Ольга Игоревна

п. Светлый, 2021г

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с технологией синквейн.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.

План проведения мастер-класса

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мероприятия: 15 минут

Оборудование: Листы бумаги, ручки  на каждого педагога, маркер, доска.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию Синквейн в работе с детьми.

СЛАЙД №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на столь значимом для педагогов мероприятии, и надеюсь, что оно будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

Меня зовут Хламина Ольга Игоревна, я воспитатель Муниципального дошкольного образовательного дошкольного учреждения детского сада «Светлячок»

И сегодня я хочу Вам представить свой практический опыт инновационной деятельности в форме мастер класса на тему «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

СЛАЙД №2

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.

СЛАЙД №3

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является Синквейн.

СЛАЙД №4

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году. 

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

СЛАЙД №5

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную  мысль (Какой, какая, какое, какие?);

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

СЛАЙД №6

Пример синквейна

СЛАЙД №7

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

СЛАЙД №8

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну 

СЛАЙД №9

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

СЛАЙД №10

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

СЛАЙД №11

4. Можно использовать синквейн: - на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

СЛАЙД №12

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование.

СЛАЙД №13

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля.

СЛАЙД №14

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности
  • способствует обогащению и актуализации словаря
  • является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы
  • является игровым приемом

СЛАЙД №15

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

СЛАЙД №16

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы хорошо его запомнить.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»?

Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих), состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму). Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило.

Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю).

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему: «деревья», например.

Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева  (я пишу - береза).

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу - белоствольная, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Я люблю сидеть под березой)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка)

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Береза. Белоствольная, очаровательная. Растет, шелестит, завораживает.  Я любуюсь стройной березой! Девушка!»

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс» (на доске нарисованная заранее схема синквейна, вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий.
Волнует, объединяет, дисциплинирует.
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

СЛАЙД №17

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная научно – практическая конференция педагогических работников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Выполнила: Воспитатель высшей квалификационной категории Хламина Ольга Игоревна п. Светлый, 2021г

Слайд 2

ПРОБЛЕМА И ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности , так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является Синквейн . ФГОС ДО

Слайд 4

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи .

Слайд 5

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА . Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?); 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая , какое, какие ?); 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?); 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация . Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Слайд 6

Дети . Родные, любимые. Играют, безобразничают, шалят. Самое ценное в жизни. Счастье! ПРИМЕР СИНКВЕЙНА.

Слайд 7

СИНКВЕЙН – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость ? Е го простота. Синквейн могут составить все . В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 8

СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С СИНКВЕЙНАМИ. Составление краткого рассказа по готовому синквейну ( с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). З има М орозная, снежная, красивая Заметает, засыпает, вьюжит Я очень люблю зиму. Новый год

Слайд 9

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки . Составление синквейна по сказке « Заюшкина избушка». Петух. Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Сказочный герой . (Влад Ч.) Лиса. Хитрая, наглая. Выгнала, обманула, обхитрила. Лиса поступила плохо. Сказочный герой . (Варвара К.) Зайчик . Слабый , трусливый. Плачет , боится, просит (помощи). Мне жалко зайчика. Сказочный герой. (София М.)

Слайд 10

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . ( анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например , дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская . Я любуюсь стройной . Дерево.

Слайд 11

4. Можно использовать синквейн : - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; Тема: «Животные леса » Белка Шустрая, рыжая Прыгает , сушит, запасает Белочка живет в лесу. Хозяйка Волк Злой, серый Охотится, воет, бегает Волчок, серый бочок. Хищник

Слайд 12

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование Игра «Кто назовет больше нужных слов?». К слову «МАМА» Красивая, любимая, добрая, счастливая, милая, спортивная, модная, стройная, хорошенькая, улыбчивая, скромная, чудесная и т.п. В этом словесном соревновании, победила дружба!!!

Слайд 13

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ). Осень. Солнечная, теплая. Дарит, радует, удивляет. В парке осыпаются листья. Золото! Осень. Ветреная, холодная. Дождит, шуршит, хмурится. Люди гуляют с зонтом. Грусть!

Слайд 14

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего : открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря является диагностическим инструментом (коммуникативные качества); носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) используется для закрепления изученной темы является игровым приемом. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слайд 15

Использование технологии « Синквейн » позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Слайд 16

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех!

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...

Использование ИКТ в образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика ...

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста (в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 25. 03.2021 г.)

Кинетический песок (его еще называют «живым») - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Кинет...

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

«Использование конструктора лего на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

(фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы)...