Программа кружка по развитию творческих способностей «Наши руки не для скуки»
рабочая программа (средняя группа)

Возраст обучающихся: 4-5 лет  Срок реализации образовательной программы: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00173196-baf99b24_1.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)

Программа кружка по развитию творческих способностей «Наши руки не для скуки»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации образовательной программы: 1 год

Составил воспитатель: Фролова О.М. .

г. Смоленск

Содержание.

  1. Целевой раздел -------------------------------------------------------------------3-6
  2. Содержательный раздел---------------------------------------------------------7- 14
  3. Список используемой литературы----------------------------------------------15

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка.

        Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

    Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его  можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

    Использование  бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем  станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования.

    Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.

Программа содержит два блока, это работа из бросового материала и работа с природным материалом.

На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход ,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка , мы на занятиях  предусматривает решение следующих задач:

1.     Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.

2.     Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное

решение.

     3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

     4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

       5. Вариативность творческих способностей.

Используемые  материалы:

- Пластилин

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца  «Киндер - сюрприза»

- Сухие листья

- шишки, жёлуди.

- Семена растений

- Вата

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька

-Клей, краски

-Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное  мулине для вышивания.

-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

 Инструменты и приспособления:

- Ножницы, шило ( только для взрослого)

- Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для  аппликации

- Кисточки для клея и красок.

  Задачи  работы руководителя кружка «Наши руки не для скуки» по взаимодействию с родителями :

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;

Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  руководителей кружка «Наши руки не для скуки» с родителями :

Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .

Индивидуальный подход.

Сотрудничество ,а не настойчивость.

Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).

Динамичность.

Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Время занятий соответствует возрастной группе — в средней 15 минут,

Название темы

Количество занятий в месяц

1.  

Работа с природным материалом

2

2.  

Работа с бросовым материалом

2

 

Итого в год (с сентября по май)

34

Цель: выявление влияния ручного труда на развитие творческих способностей младших дошкольников.

 Задачи:

1.Образовательные:

  • Способствовать развитию художественных способностей детей через ручной труд.
  • познакомить с основными видами ручного труда.
  • помочь овладеть основами, умениями работы   различными материалами;
  • формировать способности к творческому саморазвитию.

2. Развивающие:

  • развивать мелкие и точные движения пальцев рук;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизировать творческое мышление;
  • развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
  • помочь овладеть элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:        

  • воспитывать ответственность при выполнении работ.
  • воспитывать понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • воспитывать аккуратность, старательность;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Ожидаемый результат.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

                                     

          Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду
(средняя группа)

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать)

Мелкая моторика

природный

ткань

бумага

дерево

пластик

бросовый

Сформирован -В

 стадии формирования - С

Не сформирован - Н

                                                       

                   

2.Содержательный раздел.

Перспективный план работы кружка «Наши руки не для скуки».

                                                           Сентябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1 неделя

« Венок для Машеньки»  

Учить от салфетки отрывать маленькие кусочки, скатывать из них шарик и наклеивать на бумагу, выполнять работу аккуратно и с фантазией.

 Салфетки, клейстер, заготовка с изображением девочки.

             2 -я неделя

 «Угощение для медведей»

Учить детей делать поделку используя крупу. Развивать умение наносить клей кистью только на отведенное место. Развивать мелкую моторику, творчество.

  Пшено, клей, заготовки с нарисованными тремя мисками для медведей.

                   3-я неделя

« Полярная сова»

Учить детей делать поделку используя природный материал-перья.  Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях.

Пластилин, вата, перья, семечки, клей.

4-я неделя

«Веселый ежик»

Учить детей раскатывать из пластилина колбаску и расплющивать ее. Развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца.

Пластилин, заготовки с изображением ежика.

                                                               Октябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Фигурные рыбки»

(Оформление коллективной поделки аквариум)

Учить детей выбирать фигуры по подобию, соединять их и наклеивать. Развивать мышление, мелкую моторику и аккуратность.

Картон, цветная бумага, клей, карандаши.

 

2-я неделя

«Осенние листочки»  

Учить обводить контур свечой, нанося изображение, воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца.

Свеча, акварельные краски и заготовки с наметкой листьев.

3-я неделя

«Мишка-

лакомка»

Учить детей аккуратно наносить клей на определенную площадь, аккуратно насыпать на него крупу. Воспитывать усидчивость и аккуратность

 

Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.

4-я неделя

«Ваза с листьями» или «Бабочка» (на выбор ребенка)

Учить выбирать набор материала из предложенных для изготовления поделки. Учить аккуратно обращаться с листьями в виду их хрупкости. Учить пользоваться клеим. Развивать фантазию.

 Листья (рябины, клена), цветная бумага и клей.

Ноябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

« Гусеница»

 Продолжать  учить делать простые поделки из природного материала- каштанов.  Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

  Каштаны, пластилин.

2-я неделя

«Ветка ели»  

 Улить рисовать иголки ели и создавать имитацию снега с помощью манки..

 Гуашь, манка, кисть.

3-я неделя

«Солнышко.»»

 

Учить в поделки применять макаронные изделия. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

 Пластилин, заготовки солнца и макаронные изделия-перья.

4-я неделя

«Ежики»

Учить из шишек делать простые поделки из шишек. воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику.

   Шишки ели, пластилин.

Декабрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Зимняя ночь»

Учить детей обводить готовый контур свечой, использовать в рисунки холодные цвета красок.

 Свеча, акварельные краски, кисть

2-я неделя

«Рыбка»

Продолжать учить делать поделки из шишек-рыбку. Учить красить природный материал, дополнять его деталями добиваясь сходства с образцом.

Шишки сосны, пластилин, цветная бумага.

3-я неделя

«Дед Мороз»

Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определенное пространство. Воспитывать аккуратность.

Вата, клей, готовый шаблон с изображением Деда Мороза.

4-я неделя

«Елочка».

Учить делать елочку отпечатками ладошек. Дополнять деталями, доводя начатое до конца. Воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику.

Гуашь, пластилин.

                                                         

 

Январь

Мероприятие

Цель

Материал

3-я неделя

«Утенок Гоша»

Учить детей применять в поделках перья. Аккуратно намазывать клеем определенную площадь.  

 Перья из старой подушки, клей.

4-я неделя

«Цветик- семицветик»

Учить аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать поделку, использовать в поделке новый материал- ватные диски.

Гуашь, ватные диски, ножницы, кисть, клей.

Февраль

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Панно из ракушек»

Коллективная работа.

Учить в поделках применять новый материал- ракушки и камни. Упражнять работать для коллективной поделки.

 Ракушки морские, камушки морские, пластилин, гуаш.

2-я неделя

«Платье для Золушки»

Учить работать с салфетками- отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, учить чередовать цвета. Воспитывать аккуратность.

Салфетки двух цветов, клей.

3-я неделя

Домашние животные.

Учить делать поделки из яиц  киндер — сюрпризов. Доводить начатое дело до конца.

Яйца от киндер — сюрпризов, пластилин.

4-я неделя

«Машина для папы»

Учить делать поделки из спичечных коробок, дополняя ее деталями. Развивать аккуратность и мелкую моторику.

Коробка, фото папы, пуговицы.

Март

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Букет для мамы»

Учить детей делать цветы из салфеток — отрывать от салфетки небольшой кусочек и скатывать шар, наклеивать его на определенное место картины. Развивать усидчивость, мелкую моторику.

Салфетки разных размеров, клей, шаблон нарисованного букета.

2-я неделя

«Клубничка»

Учить работать с природным материалом, развивать фантазию, воображение.

Ракушки морские, пластилин, гуашь.

3-я неделя

«Динозаврики»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — шишками. Развивать мелкую моторику, воображение.

Шишки сосновые, пластилин.

4-я неделя

«Медвежья избушка»

Учить аккуратно пользоваться клеем, упражнять наносить крупу на нужную поверхность.

Гречка, чечевица, клей.

Апрель

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Мышки»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение.

Скорлупа грецкого ореха, пластилин.

2-я неделя

«Полет в космос»

(Коллективная работа к Дню космонавтики)

Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу.

Цветная бумага, фото детей.

3 и 4-я недели

«Цветы»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек.

Гуашь, ватные диски, ватные палочки.

Май

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Петушок»

Учить детей дополнять отпечаток своей ладони деталями, добиваясь сходство с реальным животным.

Гуашь, кисточка.

2-я неделя

 «Кактус»

Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом.

Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника.

3-я неделя

««Птичье гнездо»»

Учить детей аккуратной работе с клеем, делать аппликацию с природным материалом — веточками.

Веточки, клей.

4-я нед

«Барашек»

Учить детей делать барашка из бросового материала- одноразового стакана, ваты, ватных палочек.

Одноразовый стакан, вата, клей, ватные палочки.

-

 

Литература:

1.Кантор С.И. Первые поделки вашего малыша. «АЙРИС-пресс», 2012

2. Румянцева Е.А. Апплекация. Простые поделки. М, 2008.

3. Ульева Е.А. «Божья коровка» и «Долматинец» из серии «Рисуем, клеим, лепим» М, 2013

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебные ладошки»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Творческая мастерская "Наши руки не для скуки"

Рабочая программа по творческой мастерской "Наши руки не для скуки"...

Программа кружка по развитию творческих способностей детей «Умелые ручки»

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповто...

Творческая мастреская "Наши руки не для скуки".

Рабочая программа по творческой мастерской "Наши руки не для скуки"....

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебный сундучок»

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебный сундучок»Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации образовательной программы: 1 год...

Творческий проект "Наши руки не для скуки"

Творческий проект для детей подготовительной к школе группы«Наши руки не для скуки»Тип проекта: творческийСрок реализации: долгосрочный (8 месяцев)Состав участников: воспитатели, дети стар...

Программа воспитателя ДОУ развития творческих способностей для дифференциации и индивидуализации развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного во...