Сообщение для воспитателей «Роль мультимедийных технологий и игрушек в развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Асеева Ирина Николаевна

Сообщение для воспитателей

 «Роль мультимедийных технологий  и игрушек в развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley_1.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

 «Роль мультимедийных технологий  и игрушек в развитии детей дошкольного возраста»

                                                                        Подготовила: Асеева Ирина Николаевна

О чем мечтают дети,

 На всей, на всей планете?

 Мечтают путешествовать,

 И новый мир познать,

 Простых вещей основу,

И таинства узнать!

Мы живем в XXI веке - веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Мультимедийные средства дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития.

Разработанные компьютерные программы для дошкольников дают большие возможности для развития многих психических процессов: памяти, мышления, внимания, речи. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что педагоги детских садов не всегда знают и могут использовать в обучении дошкольников все богатые возможности, заложенные в мультимедийных средствах.

Дидактические игры, наглядный материал и другие пособия должны быть яркими, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых сопровождений. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Работая над этой темой, на своей группе я применяю мультимедийные технологии в виде слайд – фильмов, презентаций, фотографий, иллюстраций к сказкам и рассказам, электронных дидактических игр, учитывающих индивидуальные способности детей и подобранных с учетом поставленных целей и задач на определенном занятии, а также в индивидуальной работе.

Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения, использования анимации, а если есть интерес, то появится и желание впитать в себя новую информацию. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных и мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Использовать эти электронные пособия при организации досуга или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

В использовании электронных дидактических игр можно выделить положительные и отрицательные стороны.

Плюсы:

  • Они несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Минусы:

  • Компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
  • Воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки.
  • Не у всех есть компьютер
  • Двигательная активность стремиться к нулю из-за того, что компьютер занимает много места в нашей жизни.

Таким образом, я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. А также применение интерактивных и мультимедийных средств в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие. Также повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень ее понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Роль детских игрушек в развитии детей дошкольного возраста

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка – неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- "материальная основа" игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Из опыта своей работы могу отметить, что игрушки для детей младшего и среднего возраста - это своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Любимые игрушки учат ребёнка доброте, сопереживанию. Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша.        Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности.

При оценке игрушки с педагогической точки зрения нужно иметь в виду, что её содержание обязательно должно вызывать у ребёнка радостное чувство, активизировать его интерес к сюжету игры. Некоторые игрушки по своему содержанию напоминают ребёнку предметы, которые он уже видел, другие же знакомят его с новыми, неизвестными ему до сих пор вещами и явлениями. Это могут быть звери, различные по величине, по-разному одетые куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, транспортные и технические игрушки и т.д.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.        

Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.

Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.

Роль книги в развитии детей дошкольного возраста

Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного.

     Книга служит мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

      Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Хочу отметить из опыта своей работы с детьми, что очень важно формировать у детей умение не просто слышать художественное произведение, а слушать его, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

  • формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
  • обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  • учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
  • помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
  • помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
  • помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:

  • продолжать формировать у детей интерес к книге;
  • учить внимательно, слушать и слышать произведение;
  • видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
  • развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
  • поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
  • поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого-то конкретного случая - значит помочь найти нужный ответ.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, пр...

семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"

Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возник...